Лев Роднов
ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Тексты написаны по мотивам рассказов и историй участников Группы. Костюмированный автор находился в роли формулирующего супервизора.
* * *
Безумие – навсегда оставаться в том, что уже есть. Гораздо разумнее перешагнуть черту известного, чтобы в реальности убедиться: возможности разума – бесконечны.
Изменения внешние предлагают нам совершить изменения внутренние, если этого не происходит – неизбежны измены.
Мечта – это невидимая ниточка наших желаний, по которой разбуженное зерно настоящей жизни поднимается в завтрашний день. Это – невидимая опора, по которой совершается видимый рост. Рост! Постепенный и непрерывный. Мечту нельзя, как результат в торговом бизнесе, «срубить по-быстрому».
Невежество извиняется только подобием – то есть, другим невежеством.
Известные названия или имена из прошлого – то, на что мы опираемся сегодня, а «беззаконная» выдумка новых имён – гарпун, который мы успешно забрасываем в неизвестность.
Любовь зла? Бывает. Любовь добра? Тоже бывает. Авось, не случится непоправимого – любви добра со злом.
Почему не доверяю играм? Потому что живу по правилам.
Тяжёлая реальность ведёт к тяжёлым мечтам.
У хорошего человека хорошее настроение не зависит от плохой погоды.
Мир – огромная библиотека, в которой записана и наша судьба. Ищи и читай свою судьбу в подлиннике! А малозаметные знаки, которые во время поиска подаёт нам библиотека жизни, позволяют избежать главного – глупости неграмотных и потрясений несдержанных.
Цифры, конечно, сильны, но только живые слова умеют плакать.
Разум от слёз прячется под зонтиком выгоды, а живое сердце от этой влаги – растёт.
Сначала ушло настроение. Потому ушла радость. Ушёл интерес. Ушло время. Ушли родители. Ушла жена. Ушёл муж. Ушли дети. Ушла жизнь. Неужели никто не вернётся?!
Цена всегда сбивает ценность.
Люди вкладывают ценности своей жизни в другого человека, как в банк. Наивысшие проценты приносит самый универсальный из вкладов – любовь.
Глухота передаётся через кричащую толпу.
Одна и та же задача судьбы будет вам «выпадать» до тех пор, пока вы не прекратите быть «одним и тем же».
Заключенный, не подчиняющийся «понятиям» – беспредельщик. Чувство, не подчиняющееся разуму – такое же. И в том, и в другом случае – это сильное одиночество, погибающее в мире правил по своим собственным законам.
Плохая ошибка – спрашивать другого: «Чего ты хочешь?» Хорошая ошибка – спросить себя: «А куда ты хочешь?» Цена выбора – движение по кругу, или движение по ступеням. «Я хочу!» – именно этот клич ведёт нас в ад или в рай.
Быть плохим, беспомощным маленьким среди больших, благородных и сильных – очень уж соблазнительно.
Незнакомые? Да их уже семь миллиардов! И что делать?
Ком в горле не позволяет защитить себя перед хамством.
Здоровая особость себя осознаёт, болезненная – себя наблюдает.
Когда драка, а когда не драка? Бабушка учила: «Не связывайся, отойди!» Прошло время. Чему учить сына? Трудные ситуации, конфликты, трудная жизнь, трудные мысли, трудная вера, трудное государство, трудный опыт... Чёртик бабушкиным голосом так и шепчет: «Не связывайся, отойди!»
Настоящий вопрос не окончателен. Настоящий ответ не очевиден.
Руки – хватательный рефлекс. Взгляд – хватательный рефлекс. Душа – хватательный рефлекс... Бог с чёртом – тоже хватают... Одно тянется к другому, если его трогает, видит, чувствует... Технология жизни! Недотроги никак не поймут: отчего вдруг судьба на обочине?! А ведь как хорошо всё начиналось: «В меня влюбился главный двоечник школы!»
Красота – лучший способ самозащиты.
Все рассказанные истории – грустные. Потому что самый громкий голос имеет боль.
Удар в драке помнится, пока не заживёт рана. Удар взглядом помнится всю жизнь.
Берегите себя, чтобы ни у кого не было проблем!
Чужая любовь к жизни в детстве очень запоминается! И зачастую – составляет главную претензию к жизни во взрослом возрасте.
Если тебя спросили: «Ты за кого?» – ты не лидер.
Обида лидера и обида тени не совпадают в движении.
При вас никогда не пробовали ответить на телефонный звонок и поговорить «по делу» во время интимного акта? Попробуйте! Уроки хамства обязательно нужно испытать на себе.
Писатель и бумага – психотерапия на самообслуживании.
«Быть плохим!» – это решение ребёнок принимает самостоятельно. Так воспитывается высокое требование к себе самому и нетерпимость к критике со стороны остальных – хороших слишком уж окончательно: не таких решительных, и не таких самостоятельных...
Мужчина – «полупроводник»: слыша женскую глупость он практически проводит ток своей мудрости. И женщина «полупроводник»: оглупляя мужчину чувством, она спасает его от безрассудства. И лишь вместе они – завершённая пара – полноценный проводник бытия между землёй и небом.
Богатыри лгут во благо.
Отличник, научившийся быть «неправильным», делает ещё один шаг к своей цельности.
Вкус к жизни у всех разный, а вот «запах» – передаётся по наследству: запах религии, например... Проходят мучительные годы, прежде чем удаётся отделить вкус от запаха!
Неразрешимые противоречия имеют роскошный выход: безоглядный бег от них означает приход к себе самому!
Чепуха умеет очень многое: считать звёзды, писать книги, составлять историю, развивать технику, петь гимны, обижаться и обижать. Не умеет лишь одного – верить..., что всё это – чепуха.
Человеческая погоня за мечтой даёт ей сначала быстрые ноги, потом крепкие крылья, но если погоня не прекращается – мечта приобретает острые зубы и беспощадные когти... Недостижимая мечта – птица, достигнутая – дракон.
Про запасной парашют думает тот, кто готовится падать.
Пришёл человек. Порожняком. Со всех сторон стали «грузить». А разгружать некому. И куда доставить – не сообщили. Зачем приходил?!
Икс ищет Игрек, потом они складываются в неизвестности, и общими усилиями, наперевес, целятся знаком равенства во всё, что не успевает увернуться от их «уравнения».
Жизнь?! Это то, что никогда не повторяется. Например, сон; он может быть страшным, но никогда не бывает скучным. А как же наша реальность? О! Она вся состоит из повторений: сон, из которого редко кому удаётся выйти.
Наказ и наказание. Как жизнь и смерть.
Тело не врёт. Не умеет.
Мечта избегает встречи с рабами.
Искусный строитель опирается на простую природу.
Мечта, как хорошее вино, должна раствориться во времени и правильно «сбродить», постоянно рискуя от чьей-либо поспешности превратиться в «уксус».
– Горюшко моё, иди ко мне, иди, не бойся, я назову тебя Счастье!
Вы ведь летаете, да? Но ваше небо слишком уж шершавое? Ничего, есть решение: вот, возьмите услугу – подкованные крылья!
Мечта подобна кладу, спрятанному в чём-то бесконечном: в небе, в космосе, в знаках и состояниях... Нужна особая «лопата», чтобы копать эту бесконечность – живой язык, говорящее сердце.
«Иди и смотри!» – самый древний лозунг нездешней бездонности.
Настоящее решение? Ты никогда не дождёшься, если будешь ждать его, как дорогого гостя. Настоящее решение – талантливый бунтарь, который живёт в тебе, словно в тюрьме.
Мечта подобна плёночной фотографии: картинка, проявленная нашим воображением, закрепляется практическим делом. Никак иначе мечту свою не покажешь.
Поздравьте того, кто проснулся утром другим, чем был вчера: жизнь – продолжается!
Упоение горем подобно чрезмерному увлечению алкоголем: никто не сможет его отменить, но умеренный человек в силах пользоваться даже очень сильным горем трезво, не упиваясь им до чёртиков.
Свои истории мы пишем, опираясь, как правило, на обломки прошлого. Откуда же берутся светлые сюжеты будущего? Неужели из обломков, смело поднятых в светлое время!
Показывать на себе – плохая примета. Показывать себя – школа эгоиста. Показывать собой – работа человеческой зрелости.
Увидеть себя в другом человеке можно. Стоит лишь закрыть глаза и слушать собеседника, рисующего свою жизнь особой невидимой кистью – языком исповеди.
Отцы и дети... Это не «они» и «мы». Просто юность не узнаёт в старших себя саму. Между поколениями – мёртвое время, ров времени, заполненный трупами прошлых радостей и прошлых сокровищ. Что делать? Возможно, «отцы и дети» – это ты сам! Вот бы заполнить ров разорванного времени, хотя бы в единственном, внутреннем мире. А чем? Ну, например, трупами того, что уже никому не пригодится: личной обидой, претензиями к миру, состарившейся ворчливой гордыней, воинственным самолюбием, хищной надеждой. И общее счастливое время – обязательно вернётся!
Образ, «надетый» на себя, может оказаться шагреневой кожей, а может и окрылить. В гардеробе Бога есть всё. Выбирай! Но помни хорошенько: подойдёт любая одежда!
Телега сошла с ума: она всю дорогу оплакивала свою колею.
Гадкий утёнок. Обгаженный утёнок. Гадящий утёнок. Неужели вы думаете, что это один и тот же утёнок?!
Свеча плакала и умирала, когда светила. Но иначе жить не могла. И она светила вновь и вновь, вновь и вновь, вновь и вновь... Так она доказала всему миру: свет, свет и ничего кроме света – это чистая правда.
Выдуманный мир, названный «в честь» кого-либо, весьма неустойчив: от рождения он бывает склонен к переименованиям; многократно изменять «честь» становится дурной привычкой, заменяющей труд обновлений.
Молчаливый вдох – здоровье, талантливый выдох – песня.
Начинающие смыслы всегда снисходительны по отношению к смыслам законченным.
Сотрясение мозга в детстве – тревожная случайность; во взрослости удивляет добровольное «сотрясение мозга» изнутри – поиск счастливой случайности.
Роза дорог повторяется трижды: на прекрасной земле, в созидающем разуме и в возвышенной вере. Чем играл в поднебесном, тем и будешь играть в запредельном.
Жизнь – наш действующий фронт. Память – наш действующий тыл. Их общая победа – голос живого восторга, который не без труда перекрывает голос стона и жалоб. Такая память – зеркальный склад жизни – над которым светится, заработанная в боях, чудесная табличка с надписью: «Позитив!»
Самые большие комплексы вырастают из самых незначительных зёрнышек.
Главные свои предложения судьба показывает не долее одного мига. И если в этот миг не сделан первый шаг, то все остальные шаги в открывшемся вдруг направлении – безнадёжно опаздывают.
В третьем лице говорит о себе тот, кто боится своего первого, или он его прячет, скрывая от людей следы самовлюблённого самокопания – нравственной оспы.
Удача – это то, что уже было? Или то, что, возможно, ещё только будет? Мне кажется, что вот в этом «возможно» и скрывается необходимое – универсальный ключик, который запросто подходит к любой дверце, расположенной во времени.
Живой всегда задаёт вопросы, на которые нет ответа. Мёртвый даёт только ответы. Вопросы у кого-нибудь есть?
Куда глаза глядят, туда и направишься. Глаза наши слепы, если их ведут сквозь туман неизвестности чьи-то временные огни, а не прозревшие в вечном слова.
Был-стал... Такая запрограммированная природой «одноходовка»: ничего тут не поделаешь... А вот «было – стало»: здесь всё в твоей собственной воле!
Яркие впечатления – это и есть наше будущее. Последняя вспышка. Или вечный негасимый свет.
Из детства во взрослость, как из прошлого в будущее, мы переходим по удивительному мостику, через единственную опору – через наших родителей. Мостик обычно бывает воздушным, соломенным, или стеклянным, пригодным ровно для стольких переходов, сколько детей воспитывают родители. Назад по этому мостику не вернуться никому. А проходить вперёд, перешагивая через поток времени, нужно очень осторожно, – не прыгая и не раскачиваясь понапрасну.
С будущим мы играем в жмурки. «Ау-у!» – дразнит его земной человек, перебегает с место на место, шумит своим настоящим или дерзко вальсирует с могущественным прошлым. Ау-у-у! Но вот, наконец, человек становится мудрым и перестаёт суетиться. «Вижу, вижу и слышу тебя!» – в тот же момент радуется прозревшее будущее, которое отныне играет с земными детьми в поддавки.
Интересуйся! И ты не встретишь в своей жизни ни одного неинтересного собеседника.
Только собственный путь не понимает зависти и свободен от конкуренции.
Невыслушанность намного мучительнее невысказанности. От невысказанности мир себя строит, а от невыслушанности – сам себя рушит.
Талант – это исключительно то, что ты можешь только отдать.
04-07. 11. 15. Ижевск.