На ГЛАВНУЮ ....... на стр. СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ

 

 

Лев РОДНОВ

Фото Евгения Аксенова

 

БЕЗБОЖНИКИ МОЛЯТСЯ ТОЛПАМИ

 

 

КУДЫКИНЫ ГОРЫ

 

          Что вы говорите кассиру на вокзале в первую очередь? Конечно, самую главную причину вашего прихода и ваших действий — куда именно хотите следовать? Это и есть идея вашего движения! А вот «тип вагона», «дополнительные услуги», «транспортная идустрия» и проч. — это уже реальная политика. Методы действий: кто? сколько? когда? почём? с кем? Только символический вектор жизненных устремлений, отвечает на вопрос: куда жить? А политический исполнитель безусловно вторичен в идее, но первичен в практике; собственно, в правильной общественной иерархии он органично занимает свое высшее подчиненное место, являясь созидательным итнструментом развития — технологом намерений.

          В русской жизни «наоборот» политика победила идею и заняла её трон. Что это означает? Безыдейную свободу. Порождение нравственных и интеллектуальных «беженцев». Политика в принципе не способна объединять людей. Она нужна, чтобы служить объединенным.

 

          Подозреваю, что именно безыдейность, как ни странно, является пресловутой «национальной идеей» огромной страны, возросшей на ушкуйничестве, подражании, да вере в свою богоизбранность. Безыдейность — очень удобная «идея» для оперативного манипулирования сознанием ныне живущих. Ведь их представления о том «куда жить» очень коротки и безынерционны, их легко поворачивать и обновлять, как угодно. Относительно устойчивое, но маловразумительное желание, передающееся в России от поколения к поколению, — жажда воспарения, вознесения, капитуляционная идея отрыва от земли, уход в «безвоздушное» пространство. То есть, как раз туда, где нет политики. Где вообще ничего нет! А такой душевный «комфорт» в обществе объясняет и преследование пассионариев, и уход от практики, и неудовольствие от труда, и уклонение от добровольного содержания в себе цепочек коллективной памяти.

 

          Воспарить легко. Служа или забываясь. А как «приземлиться» в России и не разбить при этом ни голову, ни веру, ни кораблик своей жизни? Это ведь обман, что идеи находятся над нами. Нет, они всегда — перед нами. Самая глобальная причина жить всегда находится на расстоянии вытянутой руки — метла дворника, пульт оператора, стол писателя, телефон президента… Но что, какая такая сила может покрывать постоянством меняющиеся во времени картины: и дворников, и президентов, и сами формы и границы их существования? Объединять людей не только в пространстве представлений или физической данности, но и во времени? Ответ банален. На мой взгляд — это устройство себя и своей жизни таким образом, чтобы возникала некая избыточность личного бытия, лишь благодаря которой и может возникнуть замечательное гражданское «сцепление» с соседней избыточностью. Единодушные, единоверные толпы к этому счастью, увы, не приводят. Подмена земного всегда начинается с захвата небесного.

 

          Национальная идея — это то, что не зависит от смен власти, религиозных амбиций, войн и меняющихся поколений. Теперь скажите: была ли когда-либо над этой землей подобная идея? Государства приходили и уходили, а страны до сих пор — словно не бывало!!! Мы, живущие здесь и сейчас, находимся в интереснейшей точке истории: быть или не быть «русскому мотиву» на планете? Все только начинается.

 

          Безликая глобалистика традиционного «мы» оказала плохую услугу: и поныне усилия по поиску чужого подходящего мнения часто превышают усилия по выработке своего свобственного, независимого. Не в привычке. Поэтому общество, которое я знаю, напоминает мне хор с меняющимся репертуаром, а внутри хора — запевалы, подпевалы, да бунтарские подголоски… На любой день удобно. На любой век. Есть в свободное время у участников хора и «личный мотивчик», и неплохие семейные «дуэты» имеются, и альтернативные какие-нибудь «квартеты» оппозиционеров звучат… А во многих офисах сотрудники по утрам уже «фирменные» гимны распевают! Так сказать, для поднятия единого духа в коллективе. Жить захочешь — запоёшь.

          А долгожданной Идеи, всеобъемлющей симфонии эволюционного движения, которая подчинила бы себе политику, заставила бы её обслуживать не себя саму, а весь поток жизни, нет. Или не видим? Или не чувствуем? Но ведь как она нужна!!! Поезд русской жизни идет с хроническим опозданием, ладно бы одно это, так ещё и машинисты вдобавок  вздорят. Куда поедем? В какое будущее? В «безвоздушном» идейном пространстве наступает будоражащая «невесомость»; а ко всем «вознесённым» очередной политической волной является персональный политик, олицетворяющий немногое — персональную идею, в лучшем случае. На этот-то недолговечный фунамент и опираются, в очередной раз, уже изрядно подуставшие наши сестрички общенародного пользования — Вера, Надежда, Любовь.

          Персональная идея ведет к персональной политике. В этой эксклюзивной колыбельке по сю пору успешно вызревают и цари-батюшки, и наместники Вседержителя.

 

          В интонации написанного не ищите критики или сожаления. Эти рассуждения требуются лишь для того, чтобы «загнать» адвокатствующий русский ум в ситуацию поиска продуктивного выхода. Поиск же «виноватых» в координатах повседневности абсолютно бесперспективен. «Горизонталь жизни» не виновата в том, что на неё проецируется некая, прихотливо играющая, «вертикаль» образов. Высоких или не очень. Гримаса сегодняшнего дня в том и состоит, что, монархоподобная «вертикаль власти» уравняла себя со смыслом жизни вообще. Очень смешно. Власть не является Идеей.

 

          Высшая выгода человека — работа на символ. Низшая — работа на выживание. Выживание — символ русской жизни. Из этого заколдованного круга должен быть выход.

 

          Я, житель своего города и своего времени, спрашиваю: куда повернуть глаза? Чтобы пойти туда, куда они будут смотреть с удовольствием. Чтоб не погибнуть в беспамятстве. Идея проста, город — мой дом. И небо над ним я хотел бы творить на свой собственный лад. Невозможно назвать своим домом лишь стены квартиры, машину и дачу. Этого мало. Воля и власть моя — поступок и разум, объемлющие больше, чем жизнь одного.

 

 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, ГОСПОДА!

 

          Проект «Ижевец» как общественное движение разрабатывался и развивался нами, группой единомышленников,  с 1992-го года. Заявку на дальнейшее его развитие я  передал в администрацию г. Ижевска несколько лет назад. В 2006-м году проект привлек внимание многих лиц и организаций, был расширен и дополнен. Весной возник организационный комитет. Мне бы хотелось, чтобы за сутолокой «мероприятий» участники не забыли о главном – насущных идеях и  принципах городского общежития.