СОБЕСЕДНИК
ОТЧЕГО ГРУСТЯТ КОРОВЫ В АМЕРИКЕ?
Беседу ведет ЛЕВ РОДНОВ
МАША БЛАГОРАЗУМОВА, ижевчанка, не ведала - не думала, что судьба предложит ей неожиданный выбор - крестьянский труд. Но не все оказалось так просто. За выбором последовало многое: смена образа жизни, обновление мировоззрения.
Беседовать с Машей приятно и просто. Ну, как если бы заговорила вдруг нарядная молодая русская березка... О чем? Да о чем спросишь!
- Маша, деревня реально вошла в твою жизнь...
- ...Когда я еще училась классе в восьмом. А так - ходила в Школу искусств, была очень спокойным ребенком, ни на что постороннее не отвлекалась и со сверстниками не общалась. Никогда в жизни не думала, что окажусь в деревне! Собиралась поступать на худграф, а папа настаивал на инязе, а мама видела во мне - дизайнера... Я поступила в "сельхоз".
- Как вы, ваша семья, горожане "втягивались" в новое дело?
- Был садоогород. Рядом с садоогородом была деревня. Там продавался дом. Потом купили козу. Потом корову. Потом взяли в аренду на откорм бычков, пятьдесят штук. В этом стаде оказались телки. Телки остались. А уж с поступлением в сельхозинститут мама купила мне подарок - лошадь с жеребенком.
- И ты невольно начала сравнивать людей и животных.
- Да! Люди, в характере которых есть подражание животным, обычно очень хорошие. Если это - хорошие животные. Лошадь, например. Сколько благородства! Животные вообще гораздо честнее людей - притворяться вообще не умеют: создают о самих себе только действительное впечатление... Даже жестокость в природе - всего лишь естество, а не игры самолюбия.
- Крестьянский образ жизни с самого начала был так привлекателен?
- Нет, конечно. Сначала я подумала, что попала в... тюрьму, что больше не имею возможности общаться со своими друзьями. Глаза открылись позже: простота - прекрасна! К тому же, занятие крестьянством обеспечивает жизнь полностью. Без особых, правда, излишков, но все же... Очень честный труд, не принимающий никаких компромиссов.
- Ты очень хотела посмотреть на мир. Поездить. Сравнить кое-что. Дважды успела побывать в Америке...
- Уже успокоилась.
- И все-таки?
- Раньше я очень часто бывала в нашем АККОРе (Ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов республики), мне казалось, что нужно развить бурную информационную деятельность. Но поняла: бесполезно. Любая администрация занимается решением своих собственных, жизненных проблем, либо помогает лишь ядру "приближенных" фермеров. В 1994 году я побывала на пятом съезде АККОР в Москве, выступила с трибуны по проблемам молодежного фермерского движения. И опять кое-что поняла. Все выступающие говорили только о существующих проблемах, о настоящем. О будущем - ни один! Поэтому я не уверена, что дети фермеров, насмотревшись на муки родителей, захотят продолжать их путь. Конечно, существует тенденция: дети колхозников возвращаются в деревни. Но у этих молодых людей совершенно не развита инициатива, и они, скорее всего, опять будут загнаны в колхозный строй.
- Что ты открыла для себя в результате?
- Я была в Америке по приглашению международного фермерского движения, общалась с лидером этого движения Линдой Рейнхарт. Реальная Америка очень отличается от распространенного у нас стереотипа - будто бы это рай, и люди там супергерои. Я видела совершенно обычных людей, которые, может быть, даже более беззащитны, чем мы с вами. Потому что они живут в... хороших социальных условиях, быт облегчен; таким образом, появляется много свободного времени. Куда его тратить? - Большая проблема. Впрямую встает вопрос культурного самонаполнения. Здесь-то и обнаруживается коварный вакуум...
- Это в чем-то выражается?
- Американцы мало внимания обращают на явления культурного порядка. Гораздо ближе другое: где и что можно подешевле купить, кто, как, где и на какую сумму сегодня пообедал. И так далее.
- То есть "культурность" можно запросто выразить стремлением к выгоде и расчету?
- Да. Каждый шаг предваряется вопросом: "А сколько это стоит?"
- Культура разговаривает на языке цифр...
- Все у них говорит на этом языке! Это - культура выгод!
- И у Марии Благоразумовой от этого открытия прошел азарт "рваться с цепи" - ехать и искать лучшее там, где нас нет?
- Проблем у американских фермеров больше, чем у нас. Бюрократия в Америке развита не хуже, чем в России. Я поняла: у себя дома работать спокойнее.
- В представлении американца "лучше" - это всегда "еще больше". Я правильно понял?
- Да. В Америке я увидела коров с очень печальными глазами. Крестьяне из России были весьма удивлены здешним отношением к животным.
- Неужели жестокость?
- Нет. Просто к животным там относятся, как к вещам. Бездушно. В английском языке к братьям меньшим применяют местоимение "it", характеризующее неодушевленные предметы. А у нас Буренка - кормилица, имеющая душу. Американцы этого не понимают. Я заглянула в глаза американской корове: там - лишь желание поесть и боязнь... людей. Американские животные людей почти не видят - все делает техника. Что такое ласковая человеческая рука, гладящая вымя? - Неизвестно...
- А не возвращается ли такое "механическое" отношение к самому человеку бумерангом?
- Еще как! Я попробовала продукты. Они безвкусные! Не домашние совсем. Что интересно: молоко от своих собственных коров фермеры не пьют - принято покупать в магазине. Продукты получаются какие-то синтетические, да и люди напоминают роботов...
- Вообще, американцев интересует установление живой связи между людьми и животными?
- Нет, их это не интересует. Нас, фермеров из России, спрашивали о спорте, о системе наших судов... Люди в Америке словно боятся раскрыть перед другим свою внутреннюю сущность. От этого - ощущение какого-то вакуума в отношениях.
- Но вот, Маша, ты вернулась домой и заглянула в глаза своим коровам. И - ?..
- Я почувствовала, как любят свободу мои животные и как люблю ее я сама. В этих глазах - и независимость, и достоинство, и просто удовольствие от собственного существования. Так и кажется, что не довольная корова в хлеву сытая стоит, а какая-то английская королева!
- Вывод неожиданный: животные - это в России полноправные участники не только физического, но и - в первую очередь! - духовного пространства нации.
- Угу. Как в сказках.