Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 07
*************************
Я чувствую присутствие умерших, когда пишу, когда живу один… Они — диктуют. Но, как зверь в манеже, не понимаю: зритель или господин?!
Он и Она бродили по летнему Крыму. Вдруг Она увидела такое, что ни жить, ни быть — надо! А именно: предприимчивый уличный фотограф предлагал отдыхающим сняться с самым настоящим медведем, который равнодушно позволял себя обнять очередному клиенту и только сопел через намордник. После съемки нужно было подойти к отдельно сидящей в тени женщине, заплатить три рубля и назвать свой адрес для высылки фото. Он и Она жили так, что всегда экономили на мелочах. Она подошла к экзотическому зверю и стала принимать позы. Фотограф работал. Но в это же время из-за спины штатного фотографа интенсивно «работал» собственным фотоаппаратом Он. Выписывать квитанцию они не пошли.
Традиционно напивались, когда надо было кого-то перевозить на новую квартиру. Поэтому команда «грузчиков» собиралась весело и с большой охотой. На одном из новоселий-переездов мы начали «веселье» задолго до окончания процесса… Кое-как вынесли и закидали в грузовой фургон вещи из старого дома. А перед дверью новой квартиры… Хозяин оказался суеверным! — «Надо кошку вперед пустить!» Для счастья, значит. Ушли ловить кошку. Долго ловили. А я остался, уснул от переутомления прямо на лестничной площадке… А вот как в квартиру заполз — не помню! Помню смутно лишь, как хозяин орал, да как кот мяучил. В общем, не было счастья в этом доме ни тогда, ни после.
Нож хирурга — варвар от милосердия. Куда вернее мануальный пасс! Так и в любом искусстве: крик слабее шепота.
Работа похожа на любовницу: если она зовет тебя к себе и говорит лишь: «Надо!» — ты скоро возненавидишь ее, а если она зовет, желая сама отдаться, если нашептывает без устали: «Хочу!» — рад будешь ответить ей тем же.
Где начинается Человек? Там, где кончается рабство? А много ли ступеней преодолели? Ни одной! Рабство в теле? — Нет! Рабство в духе? Нет! Рабство в цивилизации? — Нет!
…Любовь, Свобода, Человек — подобны неуловимой Истине, их невозможно «определить» окончательно, у них нет «массы покоя».
Пришел директор, говорит: «Напиши статью об Ижевске в годы Великой Отечественной войны». Объем внушительный. Партком завода, дескать, тебе за это пятьдесят рублей заплатит, а подпишется под статьей секретарь горкома партии Зыков. В Москве напечатают! Так всё и вышло. Редактор бежит с журналом, поздравляет меня. А я всё думаю до сих пор: кто из нас троих — дурак? Я ведь еще и «спасибо» говорил.
Хочу дать один совет поэтам-самоубийцам: перед тем как уничтожить (для доказательства своей значительности, конечно же!) свое тело — попробуйте сжечь свои бумаги. Духовное самоуничтожение ничуть не хуже! А потом — молчите! Год, два, семь, девять… Не будьте ловцами ненадежного вдохновения, не уподобляйтесь ловцам слов и форм. Молчание выдрессирует ваши способности так, что и образ, и форму, и вдохновение вы будете брать во время работы не по способностям, а просто по потребности. Коммунизм наступит!
…Если творец не желает ставить дату, значит, он претендует на всепризнанную безымянность.
Коммунизм может быть построен в: а) обществе… (концепция XIX века); б) отдельно взятой стране… (концепция XX века); в) отдельно взятом обществе… (концепция XXI века); г) отдельной личности… (концепция XXII века).
Нэлли! Это чудовище… Нэлли! Это — чудовище! Нэлли! Это… Вы говорите странные глупости! Нэля — очень приличная девушка. Лично я ни разу не видел, чтобы она отдавалась за деньги. Да! Нэлли! Это — чудовище! Нэлли! Это…
В ее кошельке никогда не бывает мелкой монеты. В ее голове никогда не бывает неправильных мыслей. Лично я ни разу не слышал, чтобы она утверждала, что власть и богатство — это гораздо хуже, чем просто болезнь. Нэлли! Это чудовище!
Лично я никогда не видел, чтобы она воровала вещи. Или курила гашиш, а может, делала тайно аборт за абортом. Нет! Нэля очень приличная девушка. Вы говорите странные глупости. Странные глупости. Странные глупости. Да!
Она подходит. Ко мне подходит. Она подходит. Ко мне подходит. Она подходит: что, говорит, надо? Нэлли!!! У нее — грудь, у меня — час, у нее — дети, но нет авто. У нее нет ничего, но есть я, который скоро уйдет, но оставит взамен прежнего мужа, прежних детей, но не даст авто, как бы она не просила… Нэлли!!! Ночью она спит на спине. Ночью она сильно храпит. Как же ее, как же ее, как же ее — любить?! Фарами светит милиция в окна, Луна в окне, как желтые мысли о желтом доме, в котором всем всё равно. Но лично я ни за что не поверю, чтобы такая девчонка в возрасте матери спятила. Ей — хорошо! Ей — хорошо! Ей — хорошо! Нэлли!
Это чудовище…
Вы говорите странные глупости. Нэля — живой показатель труда и заботы. Лично я никогда не видел, чтобы она жила, как скотина: утром — подъем, днем — обед, вечером — сон. Утром — подъем, днем — обед, вечером — сон… Утром — подъем, днем — обед, вечером — сон… Нэлли! Это чудовище… Нэлли! Это чудовище! Нэлли!!!!
Перпетум мобиле… Останови, попробуй! То мрак пустой, то божий день… На колесо, крутимое природой, накинут был замысленный ремень!
Как вал заржавленный, от бега свежих мыслей, скрипя, раскачивался быт… Крамольный плод слащавокислый — прогресс! — поспел, гремуч и знаменит.
И рад бы сбросить ты тот привод дерзновенный, перпетум мобиле высот, умом больной, на токи сердца бедный… Застопорить бы весь природы ход! Чтоб внукам мог рассказывать ты сказки: мол, был Олимп, да… сглазили — салазки!
Есть женщины, чей психотип можно определить как «коммунистическая партия». Чем более полное, всеохватное и интенсивно-дилетанское «руководство» (не сомневаясь в своей исключительной правоте и мудрости), осуществляет такая женщина и чем нагляднее и безнадежнее разваливается вокруг нее подопечная жизнь, тем яростнее обвиняет она в развале… саму эту жизнь. Разумные доводы здесь бессильны. Для доказательства своей правоты у жизни в этой ситуации есть только один шанс — умереть: тогда дракон неизбежно начнет поедать себя самого… Вспомните! Вам наверняка приходилось встречать этих мерзких старух — абсолютно одиноких и абсолютно злых: они «победили» всё, кроме собственной правоты.
Учись всему, что ищешь, — у детей! Они «барометр» косности твоей. Они — то жертвы мстительных затей, то путники средь умерших путей… Они — зерно. А ты?! Не бог и не учитель, для дней своих погонщик и влачитель, ты им — не дождь… Ты — суховей.
Дитю ты преподашь, как надо драться, тебя дитя научит улыбаться!
Художник сказал: «Идеология — это болезнь мозга». Художник сказал: «Добро и зло — это болезнь мозга». Художник сказал: «Человек — это болезнь мозга». Художник сказал: «Мозг — это рак материи».
Я говорю тебе, что ты урод, и ты убиваешь меня. Это — беспощадный эгоизм «избранных», уверенных в своем совершенстве и уникальности.
Я говорю тебе, что ты урод, и ты говоришь мне, что я тоже урод. Мы равны, как животные.
Я говорю тебе, что ты урод, и ты жалеешь меня. Если я не убью тебя за это, — мы подружимся.
Наутро после праздника один говорит другому: «С отступающим тебя!» Если вы знаете, что такое настоящее похмелье, вы оцените юмор по достоинству.
В Читинской области в поселке Приаргунск стоит пограничный отряд. Рядом со штабом — здание госпиталя. На входе в госпиталь — военный дежурный в… пижаме. Выздоравливать здесь опасно — сразу пошлют в наряд, потому что в штабе знают: лучший лекарь — дисциплина.
…Я мечтаю о той степени всеобщей талантливости и взаимопонимания, когда актеры, прочитав мельком короткую фабулу, смогут разыграть перед зрителем неповторимый спектакль жизни.
Одной и той же шутке боги посмеются: «Эй, человек, быть равным — подожди!» Мечтатели, поэты революций, по крови поднимаются в вожди… Толпы пристрастие, как масса смоляная, хватает избегающих толпы; над новой кровью вождь провозглашает: «Убей врага и будешь счастлив ты!» И ты откликнешься, исполнен сил премного, и женщину поставишь под ружье, и взгляд детей, (всегда курьеров Бога!) ты обратишь в безверие свое! В награду — кровь!
Хотите ль, не хотите ль: вершина человеческая — гибель.
Если нет денег на проститутку — женись.
Почтовый ящик перед праздником был пуст, и в праздник пуст, и после праздника — пустой, как всё пустое… Так пришла старость.
Прощаю ложь. Но если фальшь почую, (когда «что есть» подносят «как хотят»), пою смирению, ворчанием врачуя известный показушников обряд. Ложь может быть прекрасна, вдохновенна! А фальшь душе, как органам циан. Ложь — это воинство, а фальшь — дитя обмена: обмана всех — за свой самообман.
Ответь: как гостю дверь отворишь, зачем смеешься громче ты и громче говоришь?!
Тяжкий вздох облегчения! Знакомо?
Сказав невежливо: «Иди, я не держу». — Прочней, чем цепь, — остудой привяжу…
Надо было кормить семью, а он занимался черт знает чем: марал бумагу, спать по ночам не давал, на машинке тюкал. Жена действовала в такой последовательности: гордилась, надеялась, не замечала, терпела, скандалила, презирала. Когда слова кончились, она произнесла: «Пис-с-сатель!» — ее чуть не стошнило. Они развелись. Он стал писателем. Мужчина ходит по прямой, женщина ходит по кругу. Если круг слишком тесен, прямая пересекает его дважды.
Растет, как говорится, как привыкли мы слышать, благосостояние народа… Много веков «растет»! Каждый век — заново, как трава. До деревьев, до леса — не дотянуть. Политический сенокос не позволит.
1989 год. Художнику Гришину в нашей конторе вручили по случаю дня рождения (тридцать один год исполнилось человеку) кусок мыла и талон на приобретение бутылки вина. Трава была искренне рада.
Как старец, не умеющий достойно покинуть мир, так жалок строй вандалов и тиранов, сменявших юность мира — на позор!
ОБЫВАТЕЛЬ видит лишь волнение собственной жизни и такие же волны жизней ближайших соседей, зрение его не может распространиться дальше высоты волны собственной жизни, горизонт его обзора недалек и одномерен, но на пределе своей зоркости глаз его дотягивается до следующей, куда более высокой волны, и это —
ЛЕТОПИСЕЦ, он способен отстраниться от своей лишь жизни и видеть время десятилетиями, то есть обобщать движение волн жизни обывателей, а зрение тянется выше, где есть очень большая волна жизни, и это —
ГЕНИЙ, чувства и аналитический ум, и талант которого охватываются уже веками, он, гений, видит и понимает все предыдущие слагаемые, использует их, но видит и недосягаемое для себя, видит великую высоту бытия, духа, веры, учений; и это —
ПАСТОР, который плоть от плоти сам порождение от всего предыдущего, но ощущение мира он способен понять через груз тысячелетий; на грани чутья и жертвенности дотягивается он до последней возможной человеческой высоты, до чуда, именуемого Человек.
Искать культуру в законах дисциплины так же безнадежно, как веру — в знании.
Сюжет подачи и восприятия жизни — вещь чрезвычайно подвижная. Не здесь ли неприятие и вечное недоразумение между «старым» читателем и «новым» писателем?! — ведь всё меняется: то, что вчера было психологией, сегодня — банальное действие… А вот «неподвижные» молитвы этой беды не знают.
Нельзя долго подниматься вверх по лестнице познания, опираясь всё время лишь на одну и ту же, хотя и высокую, ступень — на какую-нибудь единственную «истину»; старик, не умерший вовремя, может озлобить сердца детей до бесчеловечности.
Когда я смотрю на моих собратьев, я всё больше проникаюсь мыслью о том, что, конечно, не труд, который распространен в природе чрезвычайно широко, сотворил из обезьяны человека, а — страсть к подражанию. Возможно, первой обрела разум не та обезьяна, которая много и хорошо работала, а та, которая лучше других научилась притворяться и корчить рожи.
Женщина, сделавшая шаг в интимных отношениях первой, не прощает никогда!
Что подводит любящую маму больше всего? Фальшивая бодрость!
Принцип недостаточности: если вы откажетесь от соблазна выражать свою любовь к ребенку через обслуживание, то контролируемая «недоданность» заботы обернется для него возможностью самостоятельно реализовать свои способности. Скупая и мудрая сдержанность старшего — это свобода младшего. Осторожнее! Сильному легко заполнить собой чье-то существование!
Один мой знакомый неожиданно увлекся учением Агни-йоги. Прекратил пить, курить, занялся спортом, стал писать стихи, дух и тело его — распрямились. Сам он объяснял быстрые метаморфозы так: «Я научился аккумулировать энергию, беря ее из того, что вокруг». В том же году у «аккумулятора» неожиданно умерла молодая, но сварливая жена.
Нет, дьявол дьяволу не выклюет глаза… Спасители грызутся ради паствы! То лесть случится, то угрозы залп, то голод, то обещанные яства.
Где мелководие, там лоцманы в цене, и ценятся в безверии фанаты. «Спасение!» — кричат. Ан, нет: слепым не страшен выход за фарватер.
Спасители вели тебя из рода в род. И вырос ты, спасенный. Но — урод! О, сколько раз ты сам себя вонзал в глаза Спасителю и дьяволу — в глаза!
Логика интеллигента: «В гости зайти? Чаю попить? Можно! Носки — чистые».
А нельзя ли путешествовать по лучам света? Вселенная ведь буквально забита светом! Миллиарды световых лет затратила желтая крапинка в небе, чтобы дотянуться до нас. Пользуйся! — Вот она, дорога, обманувшая время.
Пришел добрый молодец в царство темной силы и стал подвиги совершать, себя не жалея: и дракона зарубил, и жену его не пощадил, и деточкам драконовым головки отсек и на мелкие части покрошил. Реки в темном царстве высушил, поля вытоптал, дома пожег. Вот какой молодец, не гляди, что добрый!
Вы замечали за собой странное состояние задумчивости, когда вы подолгу рассеяны, но краешком сознания удерживаете еще внимание на каком-то предмете. Например, на жене. И вдруг в голове, как цыпленок из-под скорлупы, неожиданно вдруг проклевывается невесть откуда пришедшее сравнение…
Так, недавно я уныло слушал, не слушая, вялую ругань моей женщины по поводу быта. И вдруг подумал: «Народ без партии проживет, а партия без народа — шиш!» А вслух сказал: «Не надо обижать кормильца». Одно слово — ассоциация!
Я знал одну женщину, которая с юности украсила свои серые будни рабочей лошадки заводского социализма — перипетиями алкогольного самотворчества. В «налитом» состоянии она обычно мирно посапывала на диване перед включенным телевизором, и, случись землетрясение или потоп, она вряд ли прореагировала бы на угрозы стихии. Но — не дай бог! — если кто-то посягал выдернуть из сети шнур телевизора. Реакция ее была мгновенной: она кричала, нападала и защищалась так, как если бы совершалось покушение на ее жизнь. А, собственно?! Возможно, так оно и было: пустота в душе, в мыслях, в прошлом и в будущем — весь этот вакуум требовал хоть какого-то заполнения и телевизор давал эту единственную возможность, эту единственную иллюзию причастности и понимания. Так аппарат искусственного дыхания обеспечивает больному жизнь. Так иллюзия реального соседства с чужой экранной жизнью и была, по сути, ее собственной. Она, действительно, защищалась от «покушений»…
Так балованный ребенок не в силах расстаться с соской-«пустышкой». Так душа-пустышка не в силах расстаться с «соской для глаз».
«Писатель в стол» Костя П. великолепно пишет прозу в размере… абзаца. Когда он составляет из отдельных абзацев произведение — получается бред шизофреника. Косте понятна логика «картинки», но неприятна логика действия, скучна последовательность изложения. Будто вяжет человек из слов, мыслей и желаний чудесную пряжу, а нить, едва начавшись, рвется. А можно еще так сравнить: изготовил человек много-много первоклассных деталей для сложной машины, а собрать их — не может…
Редчайшая женщина может использовать свою свободу для самоограничения.
Вообще, женская энергия жизни — это константа, постоянная величина, и если вы что-то там убавите или прибавите, ОНА восполнит нарушение своего равновесия — непредсказуемо.
Помните сказку «О рыбаке и Золотой Рыбке»? Не будьте наивны! Старуха никогда не скажет: «Хватит».
Равнодушие помогает профессионалу быть точным.
…Счет — от дьявола, слово — от бога. Счет безусловен, слово произвольно. Сочетание счета и слова — оружие психотерапевта: к цифре сознание «привязывает» словесную «установку». Птичка поймана! А новое знание, сомнение, отрицание, дискредитация сказанного вновь «отвязывает» установку от цифры. Птичка вылетела!
Самое сильное лекарство — смерть. Всё дело в дозировке.
США: 10 процентов аграриев обеспечивают всем необходимым желудок страны, чтобы 90 процентов остального организма общества могли заниматься творческим поиском путей жизни.
Леха — человек из племени энтузиастов — пригласил в наш город поющего автора Б. из Москвы. Концерты сорвались. Леха заплатил приезжему артисту «неустойку», 500 рублей личных сбережений. (Леха — инвалид, получает пенсию 75 р., подрабатывает перепечатыванием на машинке, иногда устраивается работать сторожем). Почему так поступил? Потому что — обещал.
Был ураган. Над шиферным восстанием неслись немые ядра птиц, и бытия повествование звенело окнами разрушенных страниц… Не повезло деревьям-инвалидам: взлететь хотели — лишились рук. Пожар случился. И стало видно: соседи злые про бедность врут. Большие градины — испуг и радость! (Соседи тащат восьмой ковер!) Гармошкой мармелада спускались тучи в безмолвный взор сей жизни, простой и сытой… М, да-с! И в самом деле так?! С кривою огненной бритвой в небе не наигрался мрак! Всё грохотало озлобленным обновлением. (Соседи вынесли диван!) Собака взвыла. Наверное, и время глядит на каждого, как на… дрова. Казалось, что вся лень благополучий звала огонь тех бритв! (Соседи застрахованы. Жаль. Скучно.)… Уж тащит сучья мусорщик в бачки помятые — отходов алтари.
Обязуюсь перевыполнить личную карму!
В прошлом хоронят грехи совести, в будущем — отходы производства.
Да, я люблю тебя. Но ты не торопись свой разум бросить в чувств болото… Как кошку я люблю тебя! И — «Брысь!» — произнесу, едва начну любить… работу. Ведь я живу в стране, где счастье — тяжкий грех! Поэтому не огорчаю тебя развратом дорогих утех. Средь тысяч разных нужд одну лишь различаю: я — пес, я надрываюсь за хороший пай, бесценная, не для тебя ли?! Кошачий визг тот и собачий лай — вот память о стране, в которую влюбляли… Насильно мил, бежит пример со стороны: свободные здесь виноваты без вины.
Педагогические отмычки: мальчикам лучше подбрасывать задачки на преодоление, девочкам — задачки на соблазн.
Как заглянуть в будущее? Нет ничего проще! Если, конечно, вы освоили метод логической экстраполяции. Но учтите: будущее не всегда светло и может испугать слабонервных. «Какой кошмар!» — воскликнут такие люди и опрометью бросятся назад, защищать свое прекрасное прошлое… А, может, все-таки заглянуть туда, в завтрашний день? Ну, хоть одним глазком! Пожалуйста! Нужна только исходная точка отсчета. Любая. Выберем для примера, э-э-э… увеличение в стране числа вспомогательных школ. К чему бы это, спросите вы? И будете тысячу раз правы! Потому что это оч-чень интересный симптом. Ведь очень выгодно увеличивать их число. А именно: программы ослабленные, ответственность пониженная, зарплата, соответственно, повышенная — это ли не путь в будущее, это ли не его прообраз?! Не надо останавливаться на достигнутом. Еще выгоднее создавать высшие вспомогательные школы, готовить по вспомогательным программам академиков… Чего уж там! Куда ни кинь, «вспомогательная» жизнь сулит выгоды и армии, и правительству. Ух ты, куда занесло!
— Какой кошмар! — воскликнет наивный простачок.
Не нравится — не смотри. Кому кошмар, а кому прямая выгода. Это же наше будущее, что хотим, то и делаем.
В период хорошего настроения — невыносим.
Иринке было сорок, когда душа зашаталась… «Идеалов больше нет! Будь я мужчина, обязана была бы застрелиться, но у женщины всегда есть дополнительный шанс найти в жизни смысл. Рожу третьего!» — сказала Ирина. Так и поступила.
Валя — технический секретарь. Даже в самые трудные моменты жизни она говорила: «Всё будет хорошо!» И от этих душевных слов каждый чувствовал прилив бодрости и сил. Логика предельно проста: ведь если десять, двадцать, тридцать лет до этого было всё плохо, то не может же это продолжаться вечно! Вечного ничего не бывает! Значит, права Валюша: «Всё будет хорошо!»
Высокий, умелый, очень отзывчивый. Будьте осторожны!
Был дивный край и в том краю рос дивный дикий лес. В лес человек мечту свою принес и — лес исчез. Но в том краю взошли сады, в садах плодам простор, но не дал как-то бог воды, — садовник взял топор… И проклял разум землю ту, и уж любить не смел; из камня вырубил мечту, и — сам окаменел.
Дней испуг, как долгий звон, тянется и тянется. Мира суть — она и он — тыщи лет прощаются. И — уходят, дверью: хлоп! сотрясая бывшее… Он холоп, она холоп! Оба — неба нищие!
Стартовые условия у людей равны: все пользуются в начале равным исходным алфавитом. Произнесенные же слова различны, сказанные с умом и чувством — противоречивы, помысленные «свыше» — непримиримы. Сложное чревато враждой.
ФОТО
Хрустальный шар повис во мгле, и — осветилась мгла, и умер дьявол на Земле, и — прекратил дела.
Была в том шаре чистота, какой не знал никто — гордыню выжгла высота над каменным плато…
Угасли споры вещества в том равенстве огня, и отлетел всенощный вал от бывшего меня!
Хрустальный шар, ничья мечта, молчаньем жжет: не лги! И, коль пугает высота, — беги! беги! беги!
В норе, в бреду, в чужой дали не гаснет луч любви; нет Бога выше для Земли, чем помыслы твои!
Рождая свет, в огне свечи, Вселенная, вопи! А ты — молчи! молчи! молчи! И — как ребенок, спи…
Сойти с орбиты бытия пустяшней пустяка. Но есть невидимый судья и — свет для дурака.
ФОТО
Ах, девочка моя!
Динь! Динь!
Сломался ключик медный…
Динь! Динь!
Ах, как же я тепеpь
Динь! Динь!
Пойду тебя любить?
Динь! Динь!
Ах, девочка моя!
Динь! Динь!
Стоит под дверью бедный
Динь! Динь!
Влюбленный человек —
Динь! Динь!
Ты пожалей его.
Динь-динь!
Ах, девочка моя!
Динь! Динь!
Зачем ты отпустила
Динь! Динь!
Моей любви слова?
Динь! Динь!
Им тяжело летать.
Динь-динь!
Ах, девочка моя!
Динь! Динь!
За дверью затворенной
Динь! Динь!
Послушай и поплачь
Динь! Динь!
О том, что страшно жить.
Динь-динь!
Ах, девочка моя!
Динь! Динь!
Ведь я пpиговоренный
Динь! Динь!
Всегда любить тебя,
Динь! Динь!
Но не пойму — зачем?!
Динь-динь!
Я выбиваю «сто» из всех возможных ста, всё «золото» за мной, а вам — лишь пустота! Бегу, как заводной, по финишной прямой, затем, чтоб взять с собой все первые места! Гульба, вино, табак — соблазны бытия: выигрывает тот, кто бегает, как я. А тот, кто проиграл, уходит за черту, но пробует на вкус всё ту же суету…
Ах, мы с тобой не виделись чудовищно давно! Об-бытились, обиделись, упали, как на дно. Обида долбит в темя: «Дурак, чему ты рад?!» Обида — это время, ушедшее назад.
Ах, мы с тобой не сладились, не знаю почему: привадили, привадили обиду, как чуму!
Сквозь ночь — перемогаем, с изменою — сквозь день! Обида — это наша цветущая болезнь… В ладонях жизнь не взвешивай, добавки не проси, любовью полубешеной любимой погрози.
Обида держит цепко не встречные пути: ах, что же мы теряем, надеясь обрести?!
ЛЕТЧИЦКАЯ (грустные частушки)
Нарушила, прокушала, прожорливо-активная, всё наше небо — шушера! — Говнида реактивная.
Летела, кувыркалася, упала, непутевина: от летчика осталася на трех ремнях хреновина.
А где еще не летано, не топтано, не сажено? Винтами небо смотано, турбинами загажено!
У деда со старухою по коже дрожь гусиная… Заместо луга нюхают Говниду керосинную!
Зачем она летательна, зачем она шумительна? — Говнида не питательна, Говнида утомительна!
Пожить бы нам у речечки, век землю ковырякая: не баре, не помещички, зато имея всякое…
Любовь там сеновальная, хорошая, интимная, без обмана повального и средства превентивного.
Туманы земляничные, поляны, травы, россветы! Не надо заграничного — поят колодцы досыта!
Да время вон покаркало, и — вылупилась птичка… Пошла по свету брякая, пустым-пусто яичко.
Кругом сплошные роботы. (В себе не обознаться б!) Иванко, не ходил бы ты с Говнидою тягаться!
Летела, кувыркалася, упала, непутевина… От всех от нас осталася на трех ремнях херовина!
Зачем вам царские места? Дитя свободы — голь. Предельно логика проста: кто голый, тот — король!
Зачем бежать через моря, хотеть иль не хотеть, и в голове пустой царя зачем зазря иметь?!
Палач — заложник у шута, пока злословит шут… Предельно логика проста: Кто мертвый, тот и глуп.
Хорошо бы рано утром, улыбнувшись, с песней встать, хорошо бы в жизни мудрой глупость делать перестать. Хорошо бы, хорошо бы обновляться, что ни день! Хорошо-то хорошо бы, только — лень.
Хорошо бы жить работой: строить, веровать, искать, — как по азбуке по нотной, к музам тихим привыкать. Хорошо бы, хорошо бы обмануть тоску-болезнь… Хорошо-то хорошо бы, только — лень.
Вот бы веера фантазий отпустить, как стаю птиц! Вот бы с неба прямо оземь! Вот лицом бы в небо — ниц! Хорошо бы, хорошо бы быть полезным, как женьшень. Абы, кабы, если б, то бы… Только — лень!
Ты приходишь ко мне, голубые глаза. Это небо в окне — наш прощальный вокзал… Ах, как манит туда, в синеву, в синеву… Не люби «навсегда» — я недолго живу! Нам бы, взлеты верша, не изведать бы дна. Но подвижна душа лишь когда голодна.
Голубые глаза — небеса, небеса! — наш прощальный вокзал, на ресницах роса. Ты приходишь уйти… Ноет тайна во мне: замерзают пути наяву и во сне.
Веселее пляши! Наша жизнь — шансонье! Не летят две души, если свя-зан-ные… «До свиданья, моя!» — «Не забудь про меня!»
Одинокий коньяк… И, как снег, простыня.
Без разницы с кем быть. Что? — Безразлично слушать… Соприкасались лбы и замыкались души! Когда? Не помню час. Зачем? Никто не ведал. Исходом лет стуча, соседка шла к соседу. И был галантный вальс, и дух струился винный, и старый унитаз житью справлял помины. Ремесленница снов — фантазия — резвилась. Увы, давным-давно осилил опыт силу. Любим, но — одинок, влюблен — еще ужасней: не веселит вино, не огорчают басни.
Соседка шла грустить в нору, в судьбу, в угар, шептала: «Отпусти!» — пустая донага!.. Стоит слеза прошеньем, нужда гордыню застит. Что?.. Было б продолженье — до преисподней счастья.
Конфеточки, бараночки, наперсток для вина, ах, у музейной дамочки культуры до хрена! И на лице раздумия, и говорит умно: живет она, как мумия, в том смысле, что — давно… Судьбе не стала парою, не начала с нуля, ах! — любит дева старая терьера-кобеля. Ей на роду написано качать в душе весы, да нарезать изысканно кружочки колбасы. За книгами, торшерами, небрежна, но важна, страшнее, чем холерою, — собой заражена. Всегда смешно-печальная: кто ж поведет сквозь мглу?! Лишь преданность нахальная в глазах терьера-блу.
Надо быть на «ты» и с собеседником, и с выбранным делом. Собственно, в журналистику я пришел совершенно добровольно. Но не без плутаний. Астрологи утверждают, что покорного судьба ведет, а непокорного — тащит. Меня — тащила. То есть: я учился и — писал, влюблялся и — писал, работал на производстве и — писал, пил водку и — писал, стал работать в редакции и — всё равно писал… Теперь я не учусь, не влюбляюсь, не стою за станком, не пью, не курю, но — пишу! Вот так и пришел.
В нашем искусственном мире самым непосильным делом стала естественность! Вы что-нибудь понимаете, что происходит?! Для того, чтобы жить по здравому смыслу и нормам естественности, приходится бороться и с самим собой, и с окружением! Впрочем, многие светлые умы и до нас называли этот, хотя и прекрасный, мир ненормальным. Взаимоотношения — вот мерило естественности; если их приходится специально оговаривать, значит, что-то, наверняка, не так. Ведь слово «Фас!» может сказать и толпа, а ты поддашься иллюзии, что «общество просит» и будешь до конца дней своих зарабатывать на хлеб всё тем же — «Гав!». В общем, любые отношения должны быть человечными. Надо стараться.
Книги мне нравились с детства. Самая первая называлась «А-бу». Читать сам в этом возрасте я еще не умел, но садиться на горшок без книжки отказывался категорически. Обязательно требовал: «А-бу!!!»
Интересный собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать. Встречи бывают не для того, чтобы кто-то один выпендривался перед всеми. Вопрос в воздухе всегда витает один и тот же: о самих себе. Так что любая встреча — это, в принципе, диалог типа: «Я — кто?», «А я — кто?»
Мне не нужна машина времени. В своем времени я — дома. Впрочем, я считаю, непревзойденная «машина времени» — это сам человек.
Есть увлечение. Без велосипеда я чувствую себя, как монгол без лошади, потому что пришел в этот мир не «разлагаться», а хорошенько подвигаться. Так что штормовка — это моя национальная форма одежды. А любимый маршрут?.. Не надо его искать где-то отдельно на карте, в воспоминаниях или, наоборот, в будущем. Всё гораздо бесконечнее и проще: любимый маршрут — это жизнь!
О своей профессии скажу на манер сексологов: она меня вполне удовлетворяет. И еще: репортаж о жизни можно вести из ЛЮБОЙ точки жизни. Мне кажется, говорить о профессии, как о чем-то особом, неправильно. Профессия — только часть взаимосвязанного и взаимодействующего нашего общего существования. Все мы тут, на Земле, герои одного фельетона… Этот фельетон называется «История», «Цивилизация», «Светлое будущее» и т. д. Жаль, что у такого замечательного произведения природы всего один-единственный читатель… Я занимаюсь тем, чтобы читателей нашего фельетона-жизни было чуть больше. Спаси и помилуй! Аминь.
Все мы хорошо знаем, как проходят встречи на высшем уровне — встречи в верхах. Торжественные речи, приемы, обмен мнениями, обеды в честь высоких договаривающихся сторон и так далее. Эти встречи широко освещаются средствами массовой информации. Но ведь жизнь происходит не только там, наверху, — она одинаково насущна во всем своем диапазоне. Поэтому, наверное, обидно тем, кто внизу, что их «не освещают». Можно восполнить этот досадный пробел. Итак: после дождичка в четверг выпал снег, похолодало, в Дебесах застыла кочковатая грязь, а в деревню Варни обещали завезти продукты — очередь у магазинчика жители пришли занимать в четыре утра… Чем хороши встречи в низах? А тем, что встречи в верхах случаются не каждый день, а встречи в низах — сплошь, да рядом!
Нижайшие договаривающиеся стороны в кратких, но энергичных выражениях обсудили неразрешимые задачи никуда не текущего момента. В результате краткой предварительной беседы была достигнута договоренность о вечернем «приеме» по ноль пять внутрь. Прием состоялся за углом.
Не так давно практически все нижайшие договаривающиеся стороны, не сговариваясь, пришли к единому консенсусу — послать всё подальше! Народно-ратифицированный «посыл» широко используется при личных встречах, у прилавков и в транспорте, а так же — в обязательном порядке — при чтении центральной печати, публикующей Указы верхов.
Голая, бедная старость — отличительная черта при встрече в низах. Число умерших от скромности не поддается исчислению.
В столовой райцентра был дан очередной обыкновенный неторжественный обед ни в чью честь. Обед выдавался в порядке всё еще живой очереди по закупочным ценам.
Нижайшие массы целиком и полностью одобряют свои собственные законные желания. Об этом говорилось в специальных выражениях, адресованных верхам. Встречи в низах не прекращаются. По некоторым прогнозам горячая встреча низов и верхов в будущем — неизбежна.
Спать! Спать! Надо спать! Не открывайте, милые, глаза… Самый страшный сон не внутри, а снаружи… Не дай вам Бог проснуться! Самая лучшая жизнь — во сне! Вот плывут по высокому небу золотистые облака, и ты бесплатно летишь, куда хочешь, и никто не проверяет твою анкету… Вот принимаешь ты в своем большом и красивом доме веселых гостей… Ах, как вы веселы, как счастливы! Сон великолепен! Сон замечателен! Сон — лучшая форма жизни, известная природе! Не надо торопиться, не надо бояться, не надо думать о дне вчерашнем и дне завтрашнем, не надо думать о грошиках и кусочках… Ничего не надо! Потому что это лучшее из царств — сонное царство. Царь тоже спит и бормочет во сне всякие глупости, стража спит на своих постах, спят с открытыми глазами царевы слуги — все спят. Спят уши, спят глаза, души и руки ремесленников… Ах! Лучшая из жизней — во сне! Не надо просыпаться, не делайте ошибки. Проснетесь — пожалеете… Милые мои! Слышите, играют в небе звуки? Это поют наши летающие души. Не просыпайтесь, милые, до срока! Но открылись вдруг глазоньки сами! И увидели вдруг: плоха избушка, больна старушка, нету грошика, мал кусочек… Ах! Что же делать-то? Спать!!! Надо спать!
БЕССМЕРТНЫЕ НИЩИЕ
Из школьного курса чудесных химических наук всякому человеку известно, что из себя представляет лакмусовая бумажка. Удобный такой индикатор среды. Если эта среда имеет отклонение в сторону агрессивности, то бумажка всё немедленно зафиксирует и покажет: покраснеет или посинеет. Ну, это в химических средах… Аллегория насчет лакмусовой пробы — по другому поводу. По поводу человеческой среды, той самой, в которой мы живем: дышим и не дышим, молчим и не молчим, видим и не замечаем… В этой нашей среде есть отдельные чувствительные люди, обладающие естественным даром реагировать на «кислотность» или «щелочность» окружения. Только в отличие от лакмусового индикатора «цветным» образом реагируют не они сами, а наиболее «концентрированные» носители среды. Например, начальники домоуправлений, прокуроры, судьи, народные депутаты, председатели горисполкома — список велик. Приходит в кабинет к такому представителю «лакмус» и объявляет: «Я обнаружил несправедливость, отклонение от чистых правил, примите, пожалуйста, меры». Тут представитель среды раздражается и начинает синеть от страха или краснеть от злости. Такая химия. В кислоте сидеть — кислому быть.
Простому человеку в России надеяться не на что, потому что он — вне закона. Никто его не спрашивает о законе, когда тот принимается и никто не помнит о законе, когда человек ссылается на него. Русский закон есть утопия. Чтобы существовать мирно, нужно существовать смирно.
Что происходит? Почему утопающий может до одурения кричать о помощи, а тот, кто стоит твердо, всё видит, но — ничего не чувствует? Может, наше общество, пережив фазы тотального энтузиазма, тотального уничтожения, тотального патриотизма и такого же пьянства, вступило в свою венценосную стадию — тотального ступора? Видеть, но не чувствовать. Не чувствовать — значит, оставаться в благополучии?!
Существует, вероятно, «русский феномен»: жизненную энергию людей можно невероятно, неправдоподобно долго поддерживать самым дешевым и самым бесплатным образом — на одних лишь обещаниях. Например, обещаниями о скором изобилии и абстрактным обещанием света в конце туннеля — будущим. Эта погоня за несъедобным, но очень быстроногим «резиновым зайцем» оказалась роковой для самых выносливых гончих из той еще, самой первой стаи вооруженных идеалистов. Потом выдохлись менее выносливые. И вот — «кончились» участники массового забега, народ… Можно бы, конечно, и еще побегать, но уж и ноги не держат, и захребетники (которых по правилам «забега» положено везти на себе) стали такими большими, что сами не на шутку взволновались: не подломились бы ножки у «опоры» и «оплота» — народа. Надо бы покаяться слегка, да подкормить чуток… обещаниями — авось, и дальше можно будет ехать. Главное — держать резинового зайца перед самым носом. Так… Так… Вперед! Быстрее, еще быстрее! Ату его, ату! В переводе на наш повседневный язык звучит до боли знакомо: «Надо, господа-товарищи, работать еще лучше, еще добросовестнее, и тогда всё будет в порядке».
Русский феномен — это удивительная способность реагировать на голое обещание точно так же, как реальный хозяин реагирует на реальные вещи. Вот тут и проявляется оригинальное устройство русского духа; вместо того, чтобы просто стряхнуть с себя глупый морок, обманутый человек впадает в состояние, которое точнехонько выражает наше же, доморощенное словечко: на-пле-вать! На того, кто с кнутом, на того, кто с пряником, на дальнего и на ближнего своего, на дела и безделье, на бога и черта, на себя самого, наконец, — сто, тысячу, миллион раз наплевать! Ни лая, ни пыли, ни азартной погони под фанфары и прожектора, ни публично-показательной кормежки победителей… Наплевать!
Феноменальный россиянин легко обманывается через энтузиазм, обещания, подачки, совесть и душу — через всё, что угодно голодной, но ленивой фантазии. А потом — тишина, физическое омерзение к жизни и духовная кома.
Россия держится на «вере» и обещания здесь — страшный сладкий яд! Он всегда действовал безотказно.
Сами по себе люди — существа маленькие и слабые. Но если за ними стоит чудовище, которым можно запугать любого до беспамятства, то что тогда? Всякая малая величина будет вести себя в соответствии с повадками чудовища. Имя этому чудовищу — государство. Человеческой козявочке монстр-держава, по существу, безразлична в силу ее неудобоваримой величины. И наоборот, взаимно. Какой-то замкнутый круг.
Задача текста — не обличать и не призывать. Дело в другом. Нет веры — нет и тормозов. В нашей жизни реальных кнутов было слишком много, а выдуманных пряников еще больше, — создалась уникальная атмосфера: живи, кто как умеет, ничего теперь не жалко! Вера пошатнулась? Скорее, ее «выключили» подобно лучу кинопроектора. То есть, ее и не было… Сначала в зале новейшей русской истории сильно свистели и возмущались. Потом привыкли и даже полюбили жить «втемную». Теперь свистят на того, кто пытается восстановить сеанс жизни. Уже за новые деньги, разумеется.
Вспомните-ка свое детство. Обязательно припомнится дворовый или уличный хулиган-верзила, который влезал в мирную игру компании, но оказывался не так ловок, как о себе мнил, и, раздосадованный, делал в игре попытку за попыткой, забыв об очередности… Увы, любая наша «правящая сила» похожа на этого самовлюбленного инфантила. Как тут играть дальше? Постоишь, постоишь, да плюнешь — пойдешь искать другой двор, где никому не мешает этот выскочка… Не игра ведь на дворе — единственная жизнь!
Наплевательство — это удивительный инстинкт русского самосохранения. Тьфу! — самая оптимистичная нота бытия. В общем, на перспективу я всегда пытаюсь думать о хорошем…
Как известно, жизнь состоит из множества отдельных сюжетов. Если смотреть на них издалека — ничего подробного не увидишь, если разглядывать что-то одно вблизи — не увидишь ничего общего… Как быть? И я отправился к художнику. Почему именно к нему? Потому что инспектор смотрит на жизнь с подозрением, госработник взирает на жизнь с высокой ответственностью, обыватель глядит с надеждой или страхом, и только художник смотрит на нее просто с улыбкой!
…Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-изнь у нас тут! Летучая и кусачая. Жужжим себе, мед жуем и вам пожевать оставим. Ж-ж-ж-ж! У нас, у пчел, тут — полный природный коммунизм: матка новым потомством занята, рабочие пчелы соты строят, на луг летают. Лето, в общем. У нас-то тут хорошо, всё давно налажено: ни прибавить, ни убавить, а вот вас, людей — ж-ж-ж-алко! В вашем человеческом улье живой пчеле, извините, человеку, то есть, велено быть «винтиком», да еще и гордиться этим: держава, мол, не забудет. Ж-ж-ж-уть! Нас, пчел, вон сколько в одной семье живет: коллективный разум! А вас, несчастных, чем больше, тем вы ссоритесь сильнее, всё делите что-то, каждому винтику отдельную шестеренку подавай, а то и всей машиной командовать захочется… Мы в своем улье отдельных каких-то «комов» для наших трутней не строим. Трутни есть, конечно, но для пользы — оплодотворяют. А ваши кого оплодотворяют? Во-он наш хозяин идет! Сейчас окуривать будет, работу нашу проверять, ну да мы не в обиде — брак не делаем, — нам окуривание не мешает… А вот ваши мозги когда окуривают, вы, извините, совсем жужжать перестаете. Мы хоть роем отделиться можем, если перенаселение, а вас кто отпустит целым народом? А? По одному-то еле-еле… Ж-ж-жалко!
…Недавно случайно удалось обнаружить в джунглях городов удивительное сообщество единомышленников, называющих себя «Служителями народа». Время словно не властно над этими людьми! Многие сотни лет назад они покинули путь прогресса ради сохранения в неизменном виде так называемой «веры в светлое будущее».
Жил-был на свете один мальчик — Алеша Дырявочкин. Ничем от других мальчишек во дворе не отличался, так же много бегал и прыгал, как они, так же ссорился и мирился, даже за девочками иногда ухаживал. Но все-таки было одно особенное отличие — уж очень точно жизнь Алеши была похожа на его… фамилию. Догадываетесь, в чем дело? Правильно! Только даст ему мама новые штаны, а он их тут же и порвет. Только нашьют ему крепкие заплатки, а уж глядь — полштанов вместе с заплатами на заборе висят. Ну, прямо никакого сладу не было с этим мальчишкой — всё на нем рвалось немедленно, как будто по чьему-то противному волшебству.
И так бы и продирал штаны Алеша Дырявочкин у себя дома во дворе, да в это время как раз объявили заморский всемирный чемпионат по продиранию штанов в городе Дериздездене. Вот Алешу и послали туда.
И бельгиец тут был, и негр, и китайский претендент, и много еще всяких разных соперников. Только с Алешей им тягаться оказалось не по силам. Он, как приехал, так сразу первое место и занял. Из самолета вышел — штаны в лохмотьях, дали новые, пока до специального автобуса шел — проносил штаны насквозь, опять новые дали, а через пять минут — нитки какие-то вместо штанов болтаются. Так без штанов и вышел соревноваться, прямо на ринге штаны перед зрителями пронашивал. Ох и кричали в зале от восторга! Только наденет — горит одежда, кусками отваливается! Высший класс! Так и стал чемпионом мира по продиранию штанов.
Потом приз дали — штаны из железа. Но Алеша их не носит, бережет, они у него дома в специальном месте лежат. Мальчишки во дворе просят: «Покажи!» — не показывает. Не потому что жалко, а потому что могут нечаянно пальцем дырку на чемпионских штанах протереть.
Наркотик жизни — отдаваться, обладать… Зачем я слух и зренье трачу?! Кто видит больше, чем способен передать, тот жизнью платит за искусство передачи!
Сашка занимался самостоятельными тренировками. Ему нравились перегрузки, длительный бег — на выносливость, нравилось постоянно ощущать напружиненное, здоровое тело. Сашка читал книги и жил с прибаутками. Во всем общежитии он был один такой чудик. Однажды он решил сменить работу — пойти на шахту. Предстояло продемонстрировать свое здоровье специальной отборочной медкомиссии: слабых и больных на шахту не брали. Сашка был полностью уверен за себя. И тут…
— Вы нам не подойдете, — сказал врач, глядя на кардиограмму.
— Почему?! — изумился Сашка.
— У вас, молодой человек, пульс какой-то, извините, дурацкий — сорок два удара в минуту… Такого, знаете ли, быть не должно.
— Может, самописец врет? — предположил Сашка.
— Может… — неопределенно согласился врач.
Сашка пошел на повторное обследование. Накануне вечером, перед снятием кардиограммы, он как следует напился с ребятами в общежитии, утром «положил сверху» пять чашек крепчайшего кофе, перед тем, как непосредственно лечь на кушетку, рядом с кардиографом раз пятьдесят интенсивно присел. Сняли. Врач на комиссии улыбнулся:
— Ну вот, теперь всё нормально.
Сашку на шахту приняли, но поработал он там не долго. Уехал. Тренироваться перестал. По пятницам выпивает сильно, в остальные дни «по чуть-чуть». Здоровья еще много.
Всё в мире обоюдно: убей и сотвори. Ушедший отовсюду, восстанет изнутри. Бессрочное богатство — не золото, не сны, не бунтари, не паства, а — вес вины.
Виновен, что дыханье и мускулы слабы, виновен за порханье диктующей судьбы. Душа любая — пекло. Мир удивлен до дна: не восстает из пепла людская новизна!
Итак, спектакль закончился, и зал уж освещен, а зрителям так хочется чего-нибудь еще. Им, как в атаке, хочется кричать: «Ура!» Над залом звук клокочется: Ав-то-ра!!!
Не всё в том зале запросто. Аплодисменты — взрыв! Одни живут для авторства, другие — для игры. Ах, третьи — это зрители. Пришла пора узнать чудес родителя: Ав-то-ра!!!
Идет, ногами шаркая, смешон и неуклюж, не богом, а макакою — талантливый сей муж… Уйдет со сцены, крадучись, игрок пера, и скажет, в небо глядючи: Ав-то-ра!!!
Ботиночки с «протектором», рифленая ступня… Ах, был бы я директором, гулял бы под коньяк. Зеленым тошным вечером иду себе, иду: хотеть, представьте, нечего, или — иметь в виду. Такой вот неприкаянный, — нестрашные грехи! — душа, как шавка, взлаяла на дяденек плохих. А с высоты осанистой, с балконной высоты слетает мат цианистый, чтоб отравился стыд. Иллюзион фонариков, от снега чистота… Ах, был бы просто Шариком — от жизни б не устал!
У тебя жена, у меня жена, только не одна у меня жена. Да.
У тебя беда, у меня беда, только не одна у тебя беда.
До свиданья, друг, или, здравствуй, друг! Может, не один ты на свете друг. Да.
Хорошо, что жизнь, происходит жизнь, только не одна между нами жизнь.
У тебя темно, у меня темно: вот и ляжем спать — за окном темно… Да.
Партийный писатель Г. очень хотел иметь кожаную куртку, но не было ни денег, ни самого предмета вожделения в продаже. Теща писателя Г. жила в глухом горном ауле. Однажды зять гостил у нее и на чердаке дома он обнаружил вдруг старый, околевший от времени до каменного состояния, черный кожаный эссесовский плащ. Историю плаща выяснить не удалось, да это и не важно. Воодушевленный находкой, писатель Г. повез «кожан» к себе домой — на Урал. Вез, скрываясь и прячась от нескромных глаз. Мало ли что: плащ-то эссесовский, а писатель — партийный…
Писатель забросил на два года свое ремесло. Весь первый год он попеременно то держал задубевшую шкуру плаща над паром, то мазал его рыбьим жиром, касторовым маслом, вазелином. В конце концов кожаная колода слегка размякла. Весь второй год писатель вручную — адский труд! — каждый вечер, стежок за стежком, аккуратно шил замшевую куртку: перелицованный плащ и впрямь походил на замшу. Пальцы писателя приобрели хватку струбцины, руки огрубели до крестьянского вида. На совместных пьянках Г. появлялся среди братьев-мужиков редко, а когда появлялся, говорил всегда об одном и том же — о «кожане», пошитом из антипартийного материала. Писатель просто изумлялся сам своей смелости и смекалке — надо же! — нечистым не побрезговал, из натурального г… свою конфетку сшил!
Однажды Г. явился-таки на работу в своей полукаменной самошитой шкуре. К вечеру все шевелящиеся места в верхней части тела писателя были растерты до крови. Кожан, воняющий всеми аптечными маслами сразу, прожил на новом хозяине всего один день.
Через некоторое время писатель Г. выпустил небольшой поэтический сборничек, в котором было много стихов, пронизанных непримиримой ненавистью к врагам коммунизма.
В государственный магазин ходят нынче по малой нужде, а в коммерческий — по большой.
Кончающим начинать: начинайте кончать!