СОБЕСЕДНИК
ОТЧЕГО
ГРУСТЯТ КОРОВЫ В АМЕРИКЕ?
Беседу
ведет ЛЕВ РОДНОВ
МАША
БЛАГОРАЗУМОВА, ижевчанка, не ведала - не думала, что судьба предложит ей
неожиданный выбор - крестьянский труд. Но не все оказалось так просто. За
выбором последовало многое: смена образа жизни, обновление мировоззрения.
Беседовать
с Машей приятно и просто. Ну, как если бы заговорила вдруг нарядная молодая
русская березка... О чем? Да о чем спросишь!
-
Маша, деревня реально вошла в твою жизнь...
-
...Когда я еще училась классе в восьмом. А так - ходила в Школу искусств, была
очень спокойным ребенком, ни на что постороннее не отвлекалась и со
сверстниками не общалась. Никогда в жизни не думала, что окажусь в деревне!
Собиралась поступать на худграф, а папа настаивал на инязе, а мама видела во
мне - дизайнера... Я поступила в "сельхоз".
-
Как вы, ваша семья, горожане "втягивались" в новое дело?
-
Был садоогород. Рядом с садоогородом была деревня. Там продавался дом. Потом
купили козу. Потом корову. Потом взяли в аренду на откорм бычков, пятьдесят
штук. В этом стаде оказались телки. Телки остались. А уж с поступлением в
сельхозинститут мама купила мне подарок - лошадь с жеребенком.
-
И ты невольно начала сравнивать людей и животных.
-
Да! Люди, в характере которых есть подражание животным, обычно очень хорошие.
Если это - хорошие животные. Лошадь, например. Сколько благородства! Животные
вообще гораздо честнее людей - притворяться вообще не умеют: создают о самих
себе только действительное впечатление... Даже жестокость в природе - всего
лишь естество, а не игры самолюбия.
-
Крестьянский образ жизни с самого начала был так привлекателен?
-
Нет, конечно. Сначала я подумала, что попала в... тюрьму, что больше не имею
возможности общаться со своими друзьями. Глаза открылись позже: простота -
прекрасна! К тому же, занятие крестьянством обеспечивает жизнь полностью. Без
особых, правда, излишков, но все же... Очень честный труд, не принимающий
никаких компромиссов.
-
Ты очень хотела посмотреть на мир. Поездить. Сравнить кое-что. Дважды успела
побывать в Америке...
-
Уже успокоилась.
-
И все-таки?
-
Раньше я очень часто бывала в нашем АККОРе (Ассоциация крестьянских хозяйств и
кооперативов республики), мне казалось, что нужно развить бурную информационную
деятельность. Но поняла: бесполезно. Любая администрация занимается решением
своих собственных, жизненных проблем, либо помогает лишь ядру
"приближенных" фермеров. В 1994 году я побывала на пятом съезде АККОР
в Москве, выступила с трибуны по проблемам молодежного фермерского движения. И
опять кое-что поняла. Все выступающие говорили только о существующих проблемах,
о настоящем. О будущем - ни один! Поэтому я не уверена, что дети фермеров,
насмотревшись на муки родителей, захотят продолжать их путь. Конечно,
существует тенденция: дети колхозников возвращаются в деревни. Но у этих
молодых людей совершенно не развита инициатива, и они, скорее всего, опять
будут загнаны в колхозный строй.
-
Что ты открыла для себя в результате?
-
Я была в Америке по приглашению международного фермерского движения, общалась с
лидером этого движения Линдой Рейнхарт. Реальная Америка очень отличается от
распространенного у нас стереотипа - будто бы это рай, и люди там супергерои. Я
видела совершенно обычных людей, которые, может быть, даже более беззащитны,
чем мы с вами. Потому что они живут в... хороших социальных условиях, быт
облегчен; таким образом, появляется много свободного времени. Куда его тратить?
- Большая проблема. Впрямую встает вопрос культурного самонаполнения. Здесь-то
и обнаруживается коварный вакуум...
-
Это в чем-то выражается?
-
Американцы мало внимания обращают на явления культурного порядка. Гораздо ближе
другое: где и что можно подешевле купить, кто, как, где и на какую сумму
сегодня пообедал. И так далее.
-
То есть "культурность" можно запросто выразить стремлением к выгоде и
расчету?
-
Да. Каждый шаг предваряется вопросом: "А сколько это стоит?"
-
Культура разговаривает на языке цифр...
-
Все у них говорит на этом языке! Это - культура выгод!
-
И у Марии Благоразумовой от этого открытия прошел азарт "рваться с
цепи" - ехать и искать лучшее там, где нас нет?
-
Проблем у американских фермеров больше, чем у нас. Бюрократия в Америке развита
не хуже, чем в России. Я поняла: у себя дома работать спокойнее.
-
В представлении американца "лучше" - это всегда "еще
больше". Я правильно понял?
-
Да. В Америке я увидела коров с очень печальными глазами. Крестьяне из России
были весьма удивлены здешним отношением к животным.
-
Неужели жестокость?
-
Нет. Просто к животным там относятся, как к вещам. Бездушно. В английском языке
к братьям меньшим применяют местоимение "it", характеризующее
неодушевленные предметы. А у нас Буренка - кормилица, имеющая душу. Американцы
этого не понимают. Я заглянула в глаза американской корове: там - лишь желание
поесть и боязнь... людей. Американские животные людей почти не видят - все
делает техника. Что такое ласковая человеческая рука, гладящая вымя? -
Неизвестно...
-
А не возвращается ли такое "механическое" отношение к самому человеку
бумерангом?
-
Еще как! Я попробовала продукты. Они безвкусные! Не домашние совсем. Что
интересно: молоко от своих собственных коров фермеры не пьют - принято покупать
в магазине. Продукты получаются какие-то синтетические, да и люди напоминают
роботов...
-
Вообще, американцев интересует установление живой связи между людьми и
животными?
-
Нет, их это не интересует. Нас, фермеров из России, спрашивали о спорте, о
системе наших судов... Люди в Америке словно боятся раскрыть перед другим свою
внутреннюю сущность. От этого - ощущение какого-то вакуума в отношениях.
-
Но вот, Маша, ты вернулась домой и заглянула в глаза своим коровам. И - ?..
-
Я почувствовала, как любят свободу мои животные и как люблю ее я сама. В этих
глазах - и независимость, и достоинство, и просто удовольствие от собственного
существования. Так и кажется, что не довольная корова в хлеву сытая стоит, а
какая-то английская королева!
-
Вывод неожиданный: животные - это в России полноправные участники не только
физического, но и - в первую очередь! - духовного пространства нации.
-
Угу. Как в сказках.