ПРОЕКТ

 

т. моб. 8-912-460-78-85; E-mail: rod@udmlink.ru

автор Лев Ильич Роднов, президент общественной организации «Творческий фонд «Русская легенда» (действует с 1994 г.).

 

 

ИЖЕВЕЦ

 

Концептуальная план-схема (техзадание)

 

ОЦЕНКА

 

        Состояние культурного поля военно-промышленного поселения, города Ижевска, предлагаю произвести, применив параметр оценки - «гордость». Гордостью Ижевска официально являются: оружейное производство и его история, отдельные личности и их личные достижения, ассоциированные с именем Ижевск. Конечно, горожанину можно гордиться своим цехом или своим чемпионом, но эти явления полноценной культурой, очевидно, не являются. Коллективное чувство сопричастности ижевцев к нематериальным ценностям местной жизни не было развито широко, соответственно не существует и объединяющей граждан атмосферы - безусловного повода для родства земляков. Дефицит осознаваемой нематериальной среды - это и есть проблема города и его горожан. Гордиться (читай: уважать, понимать друг друга в современном и историческом аспектах) трудно. А ведь как-то надо это делать! И на пустом месте появляются: патриотические однодневки, помпезные полит-розыгрыши, спекулятивный патриотизм и т.д. Текущая культурная жизнь элиты города (для себя) особой «погоды» в городе тоже не делает.

        Культура - это ведь не то, что люди производят, это, скорее, то, что производит самих людей: вневременные традиции, легенды, мифы, потенциальные возможности, атмосфера и смысл контактов. Конструирование невидимых аспектов среды обитания. Духотехнологии.

        Материальность объясняет необходимость выживать, культура дает большее - причину жить.

 

ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

        Прежде, чем приступать к построению схем, я бы хотел особо оговорить несколько важных принципиальных позиций. А именно:

 

        - ввести название (опознавательный знак кампани) ИЖЕВЕЦ (брэнд не в картинке, а в смене ударения на исторически более правильное). Характер смысл и значимость действий должны охватывать сознание всех ижевцев (в идеале: от тех, кто жил, жив и еще будет когда- то жить с именем Ижевец);

 

        - отнестись к проводимой кампании, как к мероприятию (в понимании традиционной логики: начало, развитие, финал, плоды. Но - не итог). Особенностью всех методов и действий должна быть практика предвидения саморазвивающихся стратегических культурных изменений, в начале которых лежит простое и понятное тактическое действие (мероприятие). В качестве образного примера могу привести жизнь природного семени: а) разбуженное, оно не знает пути назад, б) простое тактическое поливание приводит к разворачиванию стратегической схемы роста живого. Это очень важно: стратегию саморазвития содержат только живые зерна! (Где они, в чем или в ком?) Поэтому наиважнейшее дело - это не создание лишь рациональных схем и планов (жизнь послушно нарастет и на них, ведь плоть - слепа...), а поиск и возделывание именно живых «зерен жизни» - добытых в историческом времени и в окружающем материале. Тактика, таящая в себе стратегию, - это и есть духотехнология, жизнь идущая по пути жизни; внешний разовый (и, может быть, даже случайный) толчок исчезнет, а стратегия саморазвития останется; в этом - смертельная драма, красота и удивительная притягательность жизни: второго раза, второго пробуждения для живого зерна не существует!

        В том числе, и к мероприятию следует относиться как к единственному и неповторимому феномену: попытке диалога очередной из череды спичек (инициатив) и - костра (культурных составляющих);

 

        - минимально создавать новое, опираться на уже имеющееся; каждый продолжает делать то, что делал (минимум начинаний «с нуля»!), меняется лишь качество осознания собственной деятельности (не только для себя но, что важнее, - со всеми), плюс возможности корпоративного мышления действующих ижевцев (сайты, площадки, взаимные ссылки, упоминание причастности к кампании, целенаправленное создание коллективного имиджа ижевцев и пр.);

 

        - настоящая помощь - явление одноразовое, ведущее к самодостаточности; главный потенциал культурной кампании предлагаю сосредоточить в области человекоразмерной, гуманитарной идеологии; опыт собственного гражданского осмысления опирается на собственные действия, где действия - первичны; главная формула пропаганды «сделано - сказано», а не наоборот;

 

        - на практике (в предлагаемых и уже существующих мероприятиях) индивидуальный «смысл жизни» ижевца добровольно присоединяется к предлагаемому «коллективному смыслу жизни». (Пропагандируемая выгода: индивидуальный - это капля жизни, а коллективный - это течение. Именно участие в течении дает чувство связи «со всем сразу»);

 

 

КАКИЕ ПЛОДЫ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬСЯ?

 

        - области гражданского сознания, единые для всех ижевцев;

        - тенденция к здоровому образу жизни;

        - постоянно действующие, эксклюзивные социо-технологические точки городской жизни, повышающие безопасность горда и работающие на процесс культурной самореализации граждан;

        - PR-отражение.

       

 

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

 

1.      Общественное мнение: «Ижевск - это болото». Значит, предложение «болото жизни» сделать проточным - это неудовлетворенная коллективная тенденция, которая может быть востребована как социотехнология.

 

2.      Тему Ижевска и его духа (точнее сказать - проблему одухотворенности города-цеха) я исследую с 1992 г. Наиболее мощное и важное «живое зерно» культуры жизни ижевцев на сегодняшний день я вижу в историческом пространстве. Это - исход культурной и граждански активной элиты города в результате антибольшевистского восстания в Ижевске- Воткинске в 1918 году.

 

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ? КАК СДЕЛАТЬ УДАЧНЫЙ «ЗАХОД»?

 

        Приведу план мероприятий на год, каким он мне представляется. (В скобках - краткие пояснения и ссылки).

 

        Главное событие - символическое действие. Перемещение огня Неугасимой Свечи (зажженной последним уходящим поколением ижевцев-воткинцев в городах Сан-Франциско и Беркли, в христианских храмах, как символ огня жизни - несгибаемого и ни с кем не сроднившегося духа ижевцев) на свою историческую родину. (Изначально идея принадлежит ученому-историку Игорю Кобзеву, 1990 г.) Этот огонь - символ жизни, ее овеществленная душа - широко используется в макетировании мероприятий и наполнении их смысловым содержанием.

 

1.      Январь, февраль, март - придание теме статуса первостепенной общественной

значимости. Публикации, исследования, налаживание контактов, подготовка и PR подготавливаемых к встрече с Огнем мероприятий. Запись WEB (и не только)-добровольцев в «потешное войско» - Ижевскую дивизию(духовных единомышленников). Консолидация творческих и информационных сил города при общественном координирующем Совете. Трансляция интеллектуального и познавательного материала. Создание и использование собственной атрибутики. Поиск диаспоры земляков, приглашение к участию в летних мероприятиях. Разработка (под патронажем мэрии) проектов создания центрального мемориала Огня и его постоянно действующих круглогодичных социоформ - «костров» в микрорайонах города; зажжение Огня в Храме. Иное.

 

2.      Апрель. Аккумуляция данных. Научно практическая конференция «Я - Ижевец». Подготовка и публикация альманаха работ, исследований, репродукций, художественного осмысления, эссе, воспоминаний и пр. (Организация финансирования альманаха: член инициативной группы В.А.Васильев, управляющий отд. Газпромбанк в Ижевске).  Переиздание раритетной книги документов по Ижевскому восстанию (подарок автору от А.И.Солженицына) с книгой воспоминаний генерала Ефимова (Контакт и разрешение от сына Ефимова получен Ю.И.Сухановым, пред. Верховного суда УР). Активизация работы школьного международного отряда «Мост. Ижевск- Сан-Франциско» (в 2000 г. создан совместно Гуманитарным лицеем и общ. организацией «Творческим фондом «Русская легенда»): переписка, интернет-поиск, костюмированная агитбригада. Создание инициативных групп, центров и направлений работы. Иное.

 

3.      Май. Начало строительства центрального мемориала Огня (оборудованного как место встреч, обеспеченного охраной) и «огоньков» в районах города. (Технология Огня, работающего непосредственно в жилой зоне, была успешно опробована ТФ «Русская легенда» и Госкомитетом УР по делам молодежи в 1997 г. в Селтах. Итог: полное отсутствие преступности и пьянства в поселке во время проведения мероприятия!) Привлечение к строительной работе добровольцев. Развитие инициатив. У каждого явления и начинания свой добровольный сайт-куратор (дающий все ссылки на «своих»). Подготовка авто- экспедиции за океан (Организация: член инициативной группы - нач. автобазы УФПС УР  (гонщик международного класса) А.М.Вдовин). Обеспечение маршрута возвращения Огня: Калифорния-Шанхай-Сибирь-Урал-Ижевск. Разработка планов и тем встреч, сбор материала, информационное отражение. Иное.

 

4.      Июнь. Передача списков имен всех погибших в Храм для поминовения. (По сводным результатам поисков на этот момент). Живые теле-рассказы, циклы, «оживляющие» тему: Я - Ижевец. 12 июня - День города. Открытие неофициальных табличек параллельного (исторического) названия основных улиц Ижевска: «Советская» - «Троицкая», «Пер. Красногеройский» - «Пер. Горшечный» и пр. (Предложение члена инициативной группы, директора Гуманитарного лицея М.П.Черемных). Организация ( в заранее подобранных и обустроенных местах) пробных «огоньков» в 24-часовом цикле работы. 29 июня - День молодежи, те же «огоньки». Продолжающаяся работа по информированию общественности. А также: создание совместной (с участием иностранных студентов) творческой бригады, работающей с телекамерой в Ижевске и его окрестностях. «Сырой» просмотр материалов, живой разговор, общение и обмен мнениями - у костра (раз в неделю) Гуманитарного лицея, монтажный показ - в городском эфире. (Гуманитарный лицей Ижевска находится в числе активнейших сторонников продвигаемой идеи с 1997 г.). Конкурс-обращение ко всем путешествующим и исследующим: найди своих (ижевцев)! Составь свою родословную. Генеалогия ижевцев: ты - не лишний. Иное.

 

5.      Июль. Работа в добровольных строительных отрядах школьников и студентов (возможно и участие добровольцев-волонтеров из Калифорнии): «Ижевцы». Подготовка к августовскому массовому театрализованному городскому мероприятию: «Ижевское восстание». Приглашение гостей. Разработка сценария и определение круга участников. Начало движения автоколонны из Калифорнии и начало освещения «события в движении». Непрерывное знакомство с «нашими» в печати, ТВ и иных средствах общения и пропаганды. («Огоньки» пока закрыты в ожидании до прибытия настоящего Огня). Иное.

 

6.      Август. Встреча Огня. (Возможно, шествие добровольцев от р. Кама до Воткинска и далее в Ижевск). 8 августа. Возвращение Огня в Храмы Воткинска и Ижевска. Ночь свечей на улицах города. Зажжение Огня в центральном гражданском Мемориале (устроенном удобно именно для общения, а не для торжественных присяг), в районных «огоньках» (работающих тематически и непрерывно по дням недели). С 8 по 18 августа - non-stop - «Ижевское восстание» (претензия на традицию в будущем): смотр всех городских сил, карнавальные действия, доклады, премьеры, встречи, гости. Апофеоз «восстания» - акция «Исход»: массовое паломничество желающих совершить «кругосветку» вокруг Ижевска. Последовательная работа нескольких фестивальных площадок вокруг города: детско- подростковые военнизированные игры по схеме «Орленка» (Аэропорт «Пирогово»), респ. фестиваль авторской песни (Игерман. 11-й км.), иное: рок-фестиваль, вело-поляна, семейный клуб на природе, спорт и пр. Всюду - ритуал Огня.

 

7.      Сентябрь. Продолжение жизни. Работа «огоньков», выяснение новых участников и направлений деятельности. Оформление и издание (к концу года) подарочного альманаха- фотоальбома «Ижевец». Выезд компактной поисковой информационной группы в Калифорнию «В поисках ижевского следа» (Срок пребывания 1,5-2 мес. Есть предварительное согласие двух калифорнийских шерифов оказывать всемерное содействие. Переговоры проводил В.А.Васильев, упр. «Газпромбанком» в Ижевске). Пропаганда высших человеческих ценностей: поверх языка, поверх времени, поверх пристрастий. Пополнение «списка поминовений», установление побратимских, образовательных и гуманитарных контактов с целью укрепления и увеличения культурной ауры Ижевска (Вектор любых позитивных действий кампании направлен всегда в одну цель - это город на карте, это город в душе). Обращение к пенсионерам: создадим банк воспоминаний (особенно ценны будут экспонаты, хранимые в семьях, пусть дети вместе с мамами и папами запишут воспоминания старейших. Коллективная память начинается с коллективных действий). Иное.

 

8.      Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Подведение итогов. Планирование работы следующего года (Слет земляков, например). Огонь на городских площадках существует в «рабочем» режиме: обустроенное для общения место, минимум кострового оборудования, круглосуточная охрана порядка (до того момента, пока эту функцию не возьмет на себя традиция и общественное мнение), дрова, WEB-кураторы, расписание работы «костровых» - клубов, творческих личностей или иной группы. Важно выдержать два параметра: регулярность действия и уровень общения. Городские «огоньки» - мощнейшее социостабилизирующее средство при минимуме затрат на его содержание, особый способ общения ижевцев.

 

 

        Это реальный план на год. Его можно воплотить его как прецедент стратегического саморазвития гражданского общественного сознания ижевцев. В такой форме и в такой содержательности – впервые на земле.