Один альбом и вся жизнь

Культура

http://www.udmpravda.ru/img/1224457936/1224457937.jpgНедавно вышедший роскошный подарочный литературный фотоальбом «Родная земля» («На память об Удмуртии») просто толкает снова и снова поговорить о таком удивительном и ныне всем доступном занятии, как фотография. А уж станет оно искусством или просто увлечением - зависит от самого человека. Наш собеседник - известный в республике фотохудожник, лауреат премии Союза журналистов СССР, участник многих зарубежных, всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок Евгений АКСЕНОВ, чьи работы в этой книге заставляют ахать и вздыхать.

На презентации альбома в Национальной библиотеке Удмуртии один из выступивших рассказал как лежачий больной, полистав эти страницы, встал и начал ходить. Я лично этому верю, потому что тоже испытала восторг и, подъем духа.

- И все же стоит продолжать споры о том, искусство ли фотография или чистое ремесло - умение нажать вовремя кнопку настроенного соответствующим образом фотоаппарата?

- Дискуссии о том, что такое фотография - художественное или технологическое явление - закончились, я полагаю, лет сто назад, потому что фотография - это искусство. Какая разница, кто и как создает свое произведение? Художник - кистью, писатель - на пишущей машинке раньше и на компьютере сейчас... Фотограф - с помощью фотоаппарата. Как у любого вида искусства, в фотографии свои направления - журналистика, когда нужно запечатлеть события или лица, художественная фотография, прикладная... Я работаю во всех этих сферах.

- Имена зарубежных и российских фотографов XX века - Ньютона, Адамса, Родченко, Альперта, Роста и других стали такими же знаменитыми, как ведущих художников. У всех разные стили. Какой из них вам ближе?

- Часть мастеров ищет новые пути, другие - приверженцы традиционных подходов. Этот альбом сделан мной в старой доброй традиции пейзажной фотографии. Но в целом считаю себя универсалом. Говорить о каком-то едином стиле на всю жизнь не считаю правильным. Человек либо развивается, либо деградирует. А если он ищет что-то для себя новое, то может снимать по-разному. Что я и делаю.

- Ваши пейзажи соперничают с живописными. Что, на ваш взгляд, их объединяет и разнит?

- Художник пишет состояние своей души. Какой человек - такой по настроению и пейзаж. Возьмите для сравнения работы наших удмуртских авторов и испанцев или итальянцев. У нас - сдержанные, неяркие краски. Такие же, как наша природа, как наши люди. У южан - все наоборот. Открытые, звонкие, сочные цвета. И в жизни - взрывной темперамент. На мой взгляд, творец - не тот, кто пишет, что видит, а тот, для которого открылось что-то свыше и через него, как через информационный канал, пришло сюда. Другой вопрос, а что у этого человека за душой, и как он это преломил? У кого-то в такую безобразную форму, что смотреть неприятно, у кого-то - в высокое, светлое и гармоничное.

- Какие отношения складываются у вас с природой? Вы впускаете ее в себя и что-то понимаете в ней или привносите в нее свою личность?

- Во время съемки - а я могу говорить только про себя - открываюсь чему-то, что через меня протекает. В эти моменты чувствую, что растворяюсь в мире, и тогда природа позволяет сфотографировать себя красиво и осмысленно. Не знаю, как у других. Это моя собственная психологическая настройка, методика пейзажной съемки, и не только пейзажной. Я снимаю более тридцати лет, и чисто технологических моментов для меня не существует, как не думает художник, какую кисточку взять.

- А открытия происходят часто?

- Если в год получается несколько хороших кадров, то слава Богу. Отбираю жестко. В этой книге собраны снимки из многих тысяч кадров, сделанных за последние десять лет. Объездил всю республику. Жил в палатке, подкарауливая появление лося, восход солнца, интересное освещение. Снимки выстраивались в соответствии с художественными текстами Льва Роднова, и это задало особый подход к их отбору.

- Между увиденным пейзажем и отпечатанным снимком лежит некое пространство - расщелина или пропасть?

- Книга сделана на достойном уровне на Ижевском полиграфкомбинате, но не на новой машине - к тому времени она еще не была отлажена, а на старой, тоже хорошей. Однако на сегодняшний день никакая, даже самая совершенная техника не способна передать картинку адекватно человеческому глазу. Прежде, чем попасть к зрителю, кадр искажается многократно. Первым в это включается фотоаппарат, пусть и самый навороченный, затем - художник, который доводит снимок на компьютере, и, наконец, типография, даже самая лучшая, японская. Все понемногу «садят». Это бесконечное приближение к оригиналу. Поневоле соглашаешься с этим и пытаешься минимизировать, насколько это в твоих силах.

- Фотоаппараты какого типа вы используете?

- Пару лет назад все же перешел на цифровые. Как ни хороши пленочные, но цифровые очень технологичны. Всю жизнь снимал на Сanon. И сейчас держусь этой марки. У меня Сanon топ- модель. Не последняя, но очень хорошая.

- Какие камеры лучше - японские или немецкие?

- И у тех, и у других - свои сторонники. Я пользуюсь японскими. Немецкие дороже, но лучше ли - это можно обсуждать.

- На последней выставке в «Галерее» вы говорили, что категорически отвергаете компьютерную обработку фотографии. Что вы имели в виду?

- Тут надо объяснить. Существует необходимая техническая обработка на компьютере для поступления файлов в типографию или на принтер и обработка как художественный прием. Для того, чтобы снимок можно было напечатать в типографии или для выставки, файлы скидываются в компьютер и конвертируются по профессиональному типу со специальной обработкой, которая кардинально не меняет изображения. Это технологическое требование. От него никуда не деться. Другое - когда ставятся художественные задачи, и в фотошопе меняется цвет, подрисовываются линии, штрихи и прочее. Вот этого я не люблю.

- Вас радует, что фотография стала массовым увлечением?

- Сейчас фотографируют, с одной стороны, все, а с другой - общий уровень не стал намного выше. Лучше снимают массы, но и профессионалы растут. Думаю, что сегодня этот процесс характерен для всей нашей жизни.

- Каковы ближайшие планы?

- Снимать, снимать и снимать. Расширять горизонты. Чем выше цели, тем больше растешь.

«Четыре времени года» - так можно было бы назвать этот альбом. Полистав его, читатель совершает путешествие из лета (а это отправная точка) в осень, зиму и весну. Некоторые снимки делались с вертолета, многие с вершин холмов. Поднимают читателя книги-альбома над землей не только точка съемки и роскошные фотокадры, но и удивительные своей небанальностью и глубиной осмысления жизни строки поэта Льва Роднова, связанные философским контрапунктом с визуальным рядом. А еще замечательный, продуманный до мелочей дизайн - с необычной подложкой, взятой с полотна, загрунтованного глиной, с имитацией под старинную фотографию, с содержательной композицией. Все это сделала дочь поэта и жена фотохудожника Юлия Роднова: «Я хотела показать духовный путь человека». Вот такой совершенно неофициозный теплый альбом. Вот такие потрясающие снимки о красоте нашего края. Для индивидуального пользования и душевного просветления.

Нина ПУЗАНОВА