Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 05
Здесь сосредоточена вторая книга «ТЕКСТОВ» -- филологическая «руда», из которой можно получить что-нибудь полезное, или просто занять свой досуг. Я перестал ориентироваться в том, что «прошло через меня» и, к сожалению, не в состоянии сегодня указать, что именно из этих текстов уже публиковалось, а что нет. Могу лишь сообщить: большая часть объема – показывается впервые.
*************************
Я сам пишу стихи, поэтому по простому закону подобий постоянно общаюсь с несчастными существами — поэтами. Они, как известно, разные. Кто-то их подразделяет по тематической направленности интересов, кто-то по уровню профессионального, что ли, мастерства, кто-то по виртуозности в мире образов, по замысловатой оригинальности, по новациям в области форм, по эквилибристике логических парадоксов, по… — в общем, черт ногу сломит, если перечислять; каких только цветочков и ягод не сыщется на могучем древе творящего познания! Чтобы не уподобляться спорщикам, выясняющим «чей нос лучше?», я «разделил» для себя всех, склонных говорить рифмами и ритмами, по несколько иному принципу: по масштабу мышления. Этот формальный прием кое-что упростил. Теперь получилось так: одни оперируют лишь своим внутренним мирком, другие мирком внутри, бытом и сегодняшним временем, третьи замахиваются на всё предыдущее плюс вся история человечьего бытия, четвертым подавай самого Вседержителя. И всё связывает один небольшой значок — «плюс». Потому что без него не сойдутся воедино ни тайны растущей личности, ни задачи труда и ремесла, ни сопричастность с великим. «Плюс» — это и есть поэзия, а мы — буквы.
Никак не могу понять, о чем речь, когда говорят: талант подражания.
Если ты учишься, если ты продвигаешься в своем развитии, то обязательно «примеряешь на себя» и чужое готовое платье, и чужие вершины. Для пишущих это — и стиль, и степень насыщенности письма, и сюжеты, и чарующая музыкальная вязь особого слога… Не надо лишь путать, и примерять фрак в грудном возрасте, а в зрелом бояться расстаться с ползунками.
На мой взгляд, душа — это опытная служанка при дворе сегодняшнего времени, которая хорошо знает свое дело: искусство копирования искусства.
Однажды автора спросили, что он чувствует, когда садится за написание каких-либо текстов? (Только не «что?», а «как?»!) Автор ответил, насмешив тем слушателей, что чувствует себя при этом, как… недоеная корова. Может быть и смешно, но, сравнение точно отражает суть процесса. У коровы нет выбора: с одной стороны, она непрерывно питается, с другой, ее навсегда «раздоили». Творчество — процесс необратимый.
Так уж устроена эта свистулька бога — человек: он начинает «звучать» и тогда, когда внешний мир вливается в его внутренний и тогда, когда наоборот.
Письменное послание к людям от сердца начиналось бы со слова: «Братья!» Письменное послание к людям от разума начиналось бы: «Коллеги!»
То, что с мужской стороны выглядит, как доказательство любви, с женской выглядит, как аксиома.
Культурное семя, лишенное искусственного ухода, брошенное на произвол случая, превращается в кислый дичок. Дичок устойчив в природе, культурное семя — нет. Напрашивается предположение, что культура — это искусственное опережение эволюционного хода природы. Поэтому возможно обратное превращение: из дичка в наливное яблочко.
Очень простая мысль: молодые хотят знать свое будущее, старики своего будущего знать не хотят — старики вспоминают молодость. Знание стариков эквивалентно их опыту. Ничего такого страшного в смерти нет, — работает нисходящая ветвь естественности: один из участников мироздания дом построил, а другие этот дом так же последовательно и аккуратно, не портя ни одной детали, разбирают — чтобы снова можно было строить.
Выяснение отношений между реальностью и абстракцией заставляет подражать недосягаемому.
Самый великий поэт — природа и, как всякий поэт, она заговаривает свою судьбу наперед. А в этой ее судьбе: и судьба человека, и судьба человечества. Заговорить себя «по образу и подобию» того, чего еще нет, — вот высший образец стиля самосотворяющего бытия. Но не опасно ли призывать великие силы безгрешного будущего на хилые плечи порочного настоящего? Опасно, еще как опасно! Поэтому природа вынуждена заранее готовиться к будущим испытаниям, к будущему греху, она вынуждена увеличивать «запас прочности» своего терпения и уповать на крепость неистощимого покоя.
После каждого предложения можно помолчать секунд 10–15. Должна появиться «объемность».
Царица тишины — отчужденность. Подражая любви, ты рискуешь сгореть. Абсолют и несовершенство несовместимы. Чем дольше я живу, тем больше я теряю себя самого.
Говоря «сегодня», я имею в виду несколько сегодняшних тысячелетий.
Узнать будущее легче всего через порчу: гнилое зреет досрочно.
Рабы учений охотно выполняют команды: нельзя! голос! рядом! взять!
Познавший суету сует перестает читать книги.
Подражать могучим идеям опасно: вместо одного полноценного источника могут получиться миллионы его «недоношенных» копий. Ты ведь не знаешь, откуда ты вышел и куда придешь. И придешь ли, и вышел ли? Береги, дорогой, себя, и ты сбережешь многое!
Бумеранг? Это то, что бросается в глаза из зеркал.
Интерес гаснет при встрече с темной ненасытностью.
Чужая мысль соблазняет не хуже женщины иной!
Художник сказал: «Познай себя. Сегодня же!»
Есть люди, у которых неукротимая жажда работать проявляется именно тогда, когда все отдыхают.
Любовь — это когда женщина находится рядом, но никакого вреда не делает.
Каждый прав по-своему: одни с успехом доказывают, что произошли от бога, другие, с не меньшим успехом, что от обезьяны.
Есть совершенно особая разновидность говорящих: они всегда говорят правду, но в голом виде правда кажется им слишком скучной и поэтому речь украшается дополнительной ложью.
Я совершенно не помню, как и почему я попал на эту планету. Знаю только, что был рожден в стране, называющей себя «Россия». Жизнь здесь устроена так же, как в тюрьме.
Сначала мной распоряжались родители. Они меня любили, и я их любил. Но их любовь не знала ничего, кроме команд и безоговорочного подчинения — так жить их научили правила огромной казармы. Потом мной стали распоряжаться грустные дяди и тети, которые мучили детей казенным счетом и тюремной грамотой. Я сопротивлялся. Но все, кто имел право командовать, обязательно говорили: «Ты принадлежишь…» И каждый называл свое: семью, школу, организацию… Когда я настаивал: «Нет!», — в ответ получал: «Ты обязан!»
В этой стране у меня отобрали собственные мысли. Здесь мне вложили в руки оружие. Мое существо приучили зависеть от некрасивых желаний.
Россия, вероятно, самая лицемерная страна на планете. Ее принято благодарить за испытания. Жизнь перестанет человеку принадлежать здесь с момента рождения, а душа до конца дней своих играет со смертью.
Смеющаяся бедность — богатство, смеющийся богач — сокровище.
Дураки в мире распределяются так же, как мухи: либо они при помоях, либо при сладком пироге.
Председатель всегда хотел быть только Председателем и никем больше. Где бы он ни появлялся — на улице, на собрании, на тожественном ужине, в компании с женщиной — обязательно давал понять: рядом не кто-нибудь, а Он Сам. Доказательством, что Председатель действительно Председатель, занимались все люди: друзья, родственники, случайные гости города, доброжелатели, насмешники, барыги — активная публика.
Теперь мы, горожане, на него пальцами показываем и хохочем. Он видит — радуется. И шляпу приподнимает. Узнаете? То-то! Мы его сами выбрали. И еще выберем.
Блаженство с разумом не дружат.
Художник сказал: «Ищешь границу между тьмой и светом? Она — в тебе!»
Мой компас — ты. Только поэтому я не боюсь уходить.
Женщина, что сюрприз: без «упаковки» теряется главное — неожиданность.
Стремление к лучшей доле делает доли жизни разными.
Во всяком увлечении мужчину ведет авантюризм, а женщину — выгода.
Опять — ничей, вновь — в никуда; я снова чистая страница. Ответ — в ответ — не угадав, ответ ответа сторонится.
Эпистолярное нытье, ах, унизительное право: твердить в прощании: «Мое!», и смаковать обиду: «Браво!»
В начале только и в конце легко встречаются ответы. Да знак вопроса на лице — на промежуточные лета.
Наиболее изощренный способ самоубийства — жизнь.
Мой друг защищает только те принципы, которые считает своими. В нашей дружбе есть всё, кроме надежности.
— Хочу к тебе! (Как она непосредственна, ее нельзя не любить!)
— Хорошо, приходи. (Фальшь мою опыт скрывает.)
Какая досада, что нельзя отключить телефон!
Вот случай. У меня есть знакомый, прозаик-шизофреник. Настоящий, с диагнозом. Так вот, к нему ночью пришла другая моя знакомая, поэтесса — у нее эпилепсия. Представьте, он стал ее душить! Теперь думаю: я-то кто?! Ведь это я их познакомил!
Дурак «к себе тянет», умный «в себя вбирает».
Мой друг гордился тем, что, путешествуя по жизни, всюду вырабатывал «антиидею»: «Это гораздо труднее, чем выработать саму идею», — многозначительно пояснял он сомневающимся. А как проверишь? Впрочем, один способ, возможно, и подошел бы: если после встречи «идеи» и «антиидеи» не останется даже праха, значит, обе они были хороши.
Ад на поверхность всплыл, как материк.
Гиганта держит совесть, мелюзгу — гигант.
Жизнь — точка встречи материи и духа. В этой точке, опускаясь, кристаллизуется колония веществ, а, поднимаясь, группируется колония космических волн. Волна жизни, как волна же и гаснет. Следов жизнь не оставляет.
«Инопланетянин» — это тот, кто не любит свою планету.
Личное горе или счастье кажутся очень большими; чтобы не заблуждаться, — отойди от них подальше!
«Не актуально!» — говорят о фактах, которые устаревают вместе с газетой-однодневкой. Архангел-журналист мог бы провести аналогию: «Мир людей — это однодневка вечности. Не актуально!»
Возражающий — не слышит!
Любой, даже самый скрытый, самый неявный и неразвившийся порок начинает расти от простого соседства с теплом и светом. Как сорное семя на грядке.
Любовь для отшельника — болезнь.
Сквозь тучи синева, смотрю туда, как пленник: до смерти — срок.
Тишина неповторима, а голоса тиражируемы.
Идеал не знает компромиссов.
Вера, Надежда, Любовь… Расставшись с первой женой, я научился жить без Любви, расставшись со второй, научился обходиться без Надежды, теряя третью — освободился и от Веры. Теперь ничто не мешает мне жениться по-настоящему.
Хороший палач помогает допрашивать самих себя.
Женщины обладают двойной энергетикой. Допустим, днем, на работе женщина «донор», а вечером, дома — «вампир»; днем она с радостью отдает себя другим, а вечером поедом ест окружающих родственников, восполняя дневные траты… Если и мужчина поступает похожим образом — это баба.
Дети — стопроцентные вампиры, поэтому среди педагогов так много людей с истощенной нервной системой и шатким физическим здоровьем.
Художник сказал: «Ты не можешь понравиться другим, потому что ты непрерывно нравишься себе».
Художник сказал: «Женщина! Не спрашивай меня о любви — это может быть началом моего разочарования в тебе. Потрудись сама ответить на свой вопрос: «Ты меня любишь?»
Один мой деревенский приятель перестал сомневаться в себе и враз заделался бизнесменом, председателем районного общества охотников и рыболовов, обозревателем районной газеты, членом правления общества инвалидов, народным заседателем и еще кем-то местах в трех-четырех — до кучи. Приятель этот — человек весьма кипучий в жизни, хоть и инвалид, без комплексов, а уж в беседе, как в вызывающем откровении, и вовсе прям до конфуза.
Группу инвалидов-бизнесменов из России пригласил погостить на побережье Средиземного моря, расслабиться в пятизвездочном отеле один испанский миллионер-благотворитель. То есть, «туда», «там» и «обратно» — всё за его счет. Оказался в этой группе и мой деревенский знакомый. А уж когда вернулся, рассказал, не скрывая лихой доблести, кое-что.
— Ты не представляешь, какие там живут дураки! Сплошь! Сделать там свой бизнес — раз плюнуть! Часы, например, в одном магазине берешь, а сдаешь в другом — уже в два раза дороже. Или с зонтиками операция: берешь, скажем, зонтик в одном магазине, где он стоит пять долларов, и тащишь в центр, в другой магазин, а там изображаешь из себя — мол, не понравился, верните деньги, возьмите свой зонтик… Берут! Понимаешь, берут! И двенадцать долларов платят. Ну, дураки! Я таких дураков в жизни не видывал! Они даже не догадываются, что у них деньги просто так валяются — только подбирай! Я у таксиста восемьдесят долларов хапнул, пива на оптовой базе купил, свезли на пляж — с «наваром» в десять раз в миг распродал. Таксист всю дорогу орал от восторга: «О! Рус! Бизнес!» А еще я гармошку с собой возил — вышел на пляж к ихним миллионерам, да как начал!.. Специально протез отстегнул, чтобы видели, как одной рукой наяриваю. Ты что! — Миллионеры вокруг меня плясать начали, понял! Один даже контракт предлагал, гастроли по Испании, понял?! А потом я удочку в магазине за шесть долларов взял и давай рыбу на каком-то канале ловить прямо в городе. Клюет без остановки! Ты не поверишь, эти дураки в очередь ко мне выстроились: по три доллара за штуку отдавали. Ну, дурачье! Как дети!.. Я скоро по своим «инвалидным» приглашениям еще и в Турцию съезжу — гармошку с собой возьму обязательно…
Я насмеялся до икоты, а потом, все-таки, не удержался и произнес то, что напрашивалось, очевидную банальность, робкое:
— Стыдно, вообще-то…
— Тебе стыдно, потому что ты тоже дурак!
Художник сказал: «Мужчина учится владеть собой, а женщина — владеть мужчиной».
Шел дождь. Писатель Х. пропивал гонорар в узком кругу друзей. Выпивки не хватило, так как писатель Х. в щедрости был более, чем умерен. Пили на работе. Допивать пошли в дом к писателю Х. По дороге к дому инициатор протрезвел. Друзья долго бродили меж каменных домов: «Ты что?!» — возмутились они. «Не могу вспомнить, где живу» — невозмутимо парировал владелец гонорара. Шел дождь.
Друг живет мучительно: загорится — погаснет, поверит — разочаруется, даже веселится всегда под маской печали… И работа интересная, и не пьет, и не курит, и жену поменял удачно, и сам умница, а всё равно что-то не так, словно чудятся неведомые и невидимые кандалы большому и свободному сердцу, словно смущается их тайным звоном работающий ум. Всё дело — в цене: платят, увы, не за то, за что сам себя сам ценит.
Вокруг словно что-то уменьшилось, во мне равновесие холода; спасаясь, лисою ты вешалась на шею спасителя подлого.
Найдя наслажденье в неправильном, недожитом понимании, в отчаянном прогибе сабельном нагое явилось желание!
И взгляд тот же все, извиняющий, и то же лица очертание, и знание жизни не знающей: и — тишины назидание.
Но всё же встречаешь, неузнанной, погибель свою не погибшую, и, фотопортретом запуганный, целуешь видение нищее.
Будут люди двух видов: дьявол с сердцем бога и бог с сердцем дьявола.
Ложь точна и конкретна, а правда — неуловима.
«Черта бедности» — это рычаг весов жизни, один конец которого держит чашу с деньгами, а другой — чашу души: если в одном месте «черта бедности» опускается, то в другом происходит неизбежный подъем. Русский вариант особый: черта бедности переломлена пополам.
Художник сказал: «Спи! Сон — это прикосновение к будущему».
Художник сказал: «Терпеть не могу! Душе гадить хочется!»
Картина. Ладони хозяина лежат на глазах у преданного пса. Картина называется: «Счастье».
Художник сказал: «Ты не можешь больше того, что ты можешь. Для настоящего чуда этого — слишком мало».
Тайного лентяя легко вычислить: физические нагрузки уменьшают его интеллект.
Единственный непобедимый конкурент на земле — зависть.
Много в человеке парного: глаз видит форму и видит образ, ухо слышит звук земной и звук небесный, и только язык — один. Он — соединитель всего.
Вот любовники, что слились в горячем ночном экстазе, а над ними — два невидимых существа, их души, в ужасе и омерзении отталкивающие друг друга.
Новое в сексе — это не разнообразие его форм, а смена принципа: так рождаются черви любви — сердцееды.
Создать по образу и подобию — это не означает создать такое же. Можно создать уменьшенную действующую копию, сувенир: действующую модель винтовки, локомотива, статуэтку… Люди, созданные «по образу и подобию божьему», — всего лишь «сувенирный» его вариант.
Если уж бумага стерпела, то читатель и подавно стерпит.
Свобода. В провинции появилась, запретная до недавнего времени, множительная и копирующая техника. Первое, что сделали тучи новоявленных средних, мелких и мельчайших дельцов, барыг, жуликов, это — визитные карточки. Причем, в абсолютном своем большинстве, эти визитки сообщают не столько о профессии владельца, сколь о его нетерпеливой и кичливой глупости: «Генеральный директор киоска», «Генеральный распорядитель бригады», «Генеральный координатор домоуправления» и т. д. Есть даже академики и генералиссимусы. Свобода в России начинается с самопоименования. И чем смешнее свобода, тем серьезнее глупость.
Тела имеют общее начало — единый генный код. Эволюция разделила нас на виды. Поэтому нельзя стало судить о любви, жизни и продолжении рода по закону начала: человек не может лечь в одну постель с крокодилом. И дух жизни когда-то имел общее начало. Но и это разделилось. Поэтому не ложись с чуждым по духу в одну постель, ибо не соединится несоединимое: человек не может лечь в одну постель с крокодилом.
Революция — чирей эволюции.
Лучшая модель бесконечности — точка: здесь нет ни пространства, ни времени. Мы все возвращаемся в точку. Не надейся на загробное продолжение жизни. Опыты спиритов, откровения духов, так называемые «чудеса», воскресшие, вернувшиеся из реанимаций — всё это просто сведения или явления, по тем или иным причинам «вытащенные» из точки. А жизнь самой точки — всегда здесь, сейчас, сию секунду! В точке нет ни прошлого, ни будущего — всё одно в одном. И нет ничего удивительного в том, что при отсутствии времени и пространства (вспомни: у бога нет времени, а времени нет — в нуле) удается проделывать ясновидение или телекинез. С тем же успехом можно было показывать действие электротока пещерному человеку… Науке удается реализовать иллюзии потому, что всё уже есть. Ошибка идеи загробного царства проста, оно, мол, наступит потом. Увы. Потом — не существует.
Художник сказал: «Смерть! Без этого понятия поэзия мертва».
Живу, как время: невозвратно. Прощай, любимая, прощай! Обиды отзвук многократный за всё, что было, завещай!
Чтоб ностальгия, как колода, пригнула спину над столом, и память воем дымоходным оповестила б зимний сон.
Сердечный ком в кандальной хватке: великолепна мука — жить! Душа болеет лихорадкой, чтоб, исцелившись, исцелить.
Любовь прощает всё. Этим слишком легко и просто воспользоваться. Любовь сама в себе таит соблазн порока. Любимая научилась обижаться, и я загадываю наперед нашу тихую катастрофу. Жалкая защита: пугать словами заболевшую судьбу! Милый мой человек, я совсем не приукрашиваю тебя, не выдумываю того, чего нет, не создаю иллюзий. У тебя обыкновенное лицо, обыкновенное, удобное для жизни, тело, умеренная смелость провинциальной души и вполне терпимые капризы. Я люблю тебя. Невысказанная ссора хуже тайного недуга. Говори! Обиден и труден путь жизни. Чтобы не помнить лишнего, достаточно опомниться.
Мой Друг решил сам сшить туристическую палатку. Пока шил, всё считал: сколько ткани ушло, сколько ниток, на какую сумму фурнитуры и прочей мелочи? По завершению дела не без гордости объявил: «Получилось почти в два раза дешевле, чем в магазине!» За этим эпизодом, мне кажется, прочитывается важнейшая черта в российском понимании экономики и экономии: труд для себя — ничего не стоит!
Эликсир бессмертия в напитке по имени Смерть.
Художник сказал: «Люблю ли я свою жену? Противоречивый ответ дает мне право не спрашивать о том же».
Ворчание — обессилевшая мудрость.
Люди ищут, сходятся и расходятся. Лучше, конечно, участвовать в различных житейских перипетиях, помня о чести, порядочности, благородстве и достоинстве; так можно избежать крупных катастроф в человеческом облике. Сегодня позвонила жена моего двадцатитрехлетнего друга:
— Он уходит! Я не знаю, что делать. Он хочет, чтобы я познакомилась с той женщиной… Не понимаю, зачем?!
Мой друг из тех, кто любуется своим благородством. Поэтому, выступая над любовным треугольником в роли миротворца, мужчина делает главным виновником происходящего не себя — судьбу. И если всё удастся, то и «благородство» не пострадает, и «благородный» вздохнет, наконец, облегченно: «Я сделал, что мог. И я — не сволочь».
Я говорю своей жизни «Да!» так же сильно и искренне, как говорят это на исповеди. «Да!» — отвечает мне жизнь: и смеющаяся юность, и плачущая старость, и холодный расчет делового мира, и колеблющиеся голоса разуверившихся пасторов, и чванливые умники, боящиеся жить, и глупцы, боящиеся умереть — мои единственные сограждане по планете. Чувства сильнее бесчувствия. Люблю весь мир! И имя ему — Любимая! Единственная, несущая миру: рождение и погибель, соблазн и покаяние, испытание тьмой и неизбежное просветление. Любимая! Великое множество лиц твоих и времен бессловесны; тишиной обернулись и два наших «Да!»
…Однажды был вечер, тихий и одинокий, как полное знание. За окном плыла безразличная городская ночь, уже спали в квартирах люди. Неожиданно для себя я включил проигрыватель и поставил на вращающийся диск пластинку, которую до этого никогда не слушал. Это была симфоническая музыка. Еще более неожиданным было и следующее действие: я, словно загипнотизированный, увлеченный безъязыкой силой звучащей гармонии, вдохнул глубоко и… стал читать… стихи, вплетаясь, как вьюн в это поющее нечто. Мне показалось, мы нашли, наконец-то, друг друга! Музыка. Слова — договаривали недочувствованное, музыка — дочувствовала недоговоренное. Мы встретились. Но наша любовь существовала лишь в этом невидимом переплетении звуков и чувств. Произнесенная, она исчезала навсегда и уже не могла повториться. Она была слишком мгновенна. И этого не было мало!
Юмор — самая безопасная форма исповеди.
Во время исповеди полезно предохраняться от проповеди.
В нашей конторе был день выдачи зарплаты. Один мужик подошел к другому и игриво так, с намеком говорит: «Возьмем сегодня?» А тот помедлил секунду и ответил с юмором, но честно: «Нет, я один люблю пить, чтоб уж не делиться. Я — бытовой!» Остальные мужики, кто присутствовал в очереди у окошечка кассы, неожиданно, наперебой искренне и весело подхватили:
— А я — транспортник!
— Я — заугольный.
— Я — кабинетчик. На работе пью.
— Я — подъездник…
Удивительная получилась картина жизни.
Зрители в смятении: на дороге в будущее царит гонка без правил.
Художник сказал: «Ты не кончаешься там, где кончается твое тело, да и начинаешься ты иначе…»
Покоем женщина награждает мужчину, а суетой наказывает.
Художник сказал: «Милая! Ты самая, как всегда, лучшая, самая терпеливая, самая симпатичная и добрая… Неужели тебе самой не совестно слушать такое?!»
Вещество — это берега в океане пустоты.
Кормите душу только вечным, тогда и временного будет вдоволь.
Бог кормит нас мечтами, мы же его — только обещаниями и просьбами. И он мстит надеждой.
Художник сказал: «Однажды я впервые прилично заработал. И впервые испугался по-настоящему: а вдруг жена обрадуется деньгам?»
Ум выглядит уместным только в окружении искусственного мира.
Авторство и исполнительство постепенно сливаются. Скоро к этой парочке примкнет и зритель. Удобно: сам себе на троих.
Доверие — это когда я открываюсь перед собеседником до такой степени, что он наводит в моем внутреннем мире свой порядок; я даю себя править!
В каждой личной биографии время «законсервировано» до точности мига.
Душа гурман, а плоть аскет. Иного сочетанья для счастливых — нет!
Люди гораздо более богоподобны статистически: не сами по себе, не по отдельности, а во всей своей исторической совокупности.
Пусть видят все: живу, как отдыхаю!
Кто вам сказал, что эгоизм обязательно шумен и криклив?! «Я так хочу!» — единственный мотив жизни очень милой моей приятельницы: всего, что хочет, она добивается… молчанием.
Процесс жизни бесконечно увеличивает качество мгновения.
Культура воспитывается исключительно правилами воображения; в поведении и поступках она лишь проявляется.
Условно говоря, познание — это некое физическое «ползание» по поверхности знания.
Сознание и Мудрость спят в человеке по очереди.
Художник был сильно похмелен, но заставил себя подняться с утра и отправиться на работу. Однако внизу, у подъезда, он с неожиданной радостью встретил знакомых сантехников, шедших «поправляться» в подвал дома, где было оборудовано некое подобие мастерской. На работе Художника потеряли и не могли найти в течение нескольких дней, а когда он, наконец, объявился, то выяснилось вот что: собутыльники-сантехники нечаянно закрыли задремавшего в лабиринтах подвала случайного дружка. Трое суток провел Художник в подвале собственного дома в одиночестве души и в компании с крысами; спал он так: садился на корточки, а сверху опускал на себя пустую перевернутую железную бочку, которая, к счастью, отыскалась тут же. Выйдя на свет божий, Художник истово объявил: «Не пью больше!» И, действительно, не пил недели три, если не четыре.
Священное Писание предупреждало: времени придет конец. Может, уже началось? В кассах «Аэрофлота» очереди — все до единого толкаются, сдают билеты. Нет керосина, самолеты не летают, конец времени. В России всегда так: если хотят свободы — всё рушат, если кричат о правах и порядке — перестают работать.
Почему слово «ненавижу» люди произносят легко и естественно, а слово «люблю» — произносить стыдятся? От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви — дорога не близкая.
Я знаю женщину, для которой хронический насморк — свидетельство ее не понятой, беззащитной аристократичности…
Религиозный теоретик разъяснял темным: «Я не живу «для себя», не живу «для семьи», «для народа», «для идеи», «для борьбы» и т. д. Это всё от Лукавого. Зато я живу для Бога. А уж он позволяет мне жить и для себя, и для семьи, и для народа, и…»
Художник сказал: «Женщина! Знаешь, почему ты живешь со мной? Потому что «ходячее недоразумение» всё же лучше «светлого воспоминания».
Не знаю, верю ли я в бога, но я сделаю всё, чтобы он поверил в меня!
Позвонила давняя приятельница, увлекающаяся некоей интегральной полусамодельной философией. Поговорили. Собственно, я лишь слушал.
— Скажи… э… что такое «женщина»? Жизнь мужчины отличается от жизни женщины так же, как направление вращения заведенного волчка: то ли справа налево, то ли слева направо. Я так думаю. Понимаешь, мы все тут вертимся. Я в хорошей сексуальной форме, всё отлично работает, но… мне больше ничего не надо! Я напрочь перестала об этом думать! Может, что-то не так? Я теперь вроде как и не женщина уже, а кто тогда?..
Страшное дело — философия. Собеседница изливалась в том же духе больше часа.
Забывание — такой же чудесный дар природы, как и смерть. Трудно представить, какой невообразимой живой кашей покрылась бы планета, не умертви она своего физического прошлого. Воистину, лишь благодаря забыванию и смерти мы имеем шанс обрести и почувствовать свободу и радость мига.
Людская природа слышит двух учителей: тело учится у зверя, душа — у дерева.
Любовь представляется людьми, как диаспора, как прекрасная золотая пыль, рассеянная по всему миру: по вещам, духам и тварям. Собрать рассеянное воедино — всё равно что объять невозможное. Частное и целое в любви сопоставимы точно так же, как сакральный пример с океаном и каплей.
Почему одному проповеднику веришь, а другому не очень? Потому что веришь только тому, кто слова веры произносит от себя лично, а не от имени какого-то гипотетического «шефа».
Искусство сравнений не является «жизнью».
Всё культурное — уязвимо. Масса культурного гибнет на путях прогресса. Отчего? То ли прогресс виноват, то ли культура слишком уж массовая?
— Ты не так мне говоришь! — сказала она.
И он перестал ей говорить.
— Ты не так меня слушаешь! — сказала она.
И он перестал ее слушать.
— Ты не так на меня смотришь! — сказала она.
И он перестал на нее смотреть.
— Ты не так меня любишь!..
Шестилетний мальчик рассказал маме сказку, которую сочинил сам.
— Однажды с неба на двор упала звездочка. И родился мальчик. А потом с неба на двор упала еще одна звездочка. И родилась девочка. Когда мальчик и девочка выросли, они полюбили друг друга и поженились. «Не забывай обо мне ни на секундочку! — попросила девочка мальчика. — Если забудешь, я стану уменьшаться и могу стать снова совсем маленькой…» Сначала он забыл ее совсем на чуть-чуть, и девочка чуть-чуть уменьшилась, потом он забыл ее на подольше, и девочка уменьшилась еще, потом он стал забывать ее так часто, что всё для девочки стало слишком велико — она всё уменьшалась и уменьшалась, и исчезла, наконец, совсем.
— А дальше что? — спросила мама.
— Всё. На этом — конец, — твердо ответил малыш.
У мамы возник мистический страх.
— Ну, чего ты боишься? — спрашиваю.
— Эта сказка — про меня!!!
Просила ты не много: «Не вспоминай меня!» Виновник взгляд полого отвел и не поднял. Ушел легко с виною, холодный, как кристалл: «С другим будь, как со мною!» И — помнить перестал.
Главное препятствие для любви — разум.
Чем чрезмернее страдает лицедей на сцене, тем больше здравых улыбок в зрительном зале.
Мой друг мучается от того, что его замечательные творческие планы никак не могут дождаться своего практического воплощения — слишком велико давление внешних обстоятельств; внутреннее творческое давление — меньше. «Теория» состоит в том, что надо просто освободиться от внешнего гнета, и тогда внутренний котел разума и сердца автоматически «закессонит», вскипит бурным творчеством, зафонтанирует идеями, сам распорядится временем и даст волю рукам. Короче, он решил развестись с женой.
Бумага приглашала к постиженью, мир на перо оперся, как на ось, и голый текст, без права продолженья, венчала точка, как забитый гвоздь!
И автор протрезвел досрочно, отдал стакан и выпустил мамзель, и многоточием, как жизнь, продолжил точку, и — снова завертелась карусель.
Перо скрипит: мол, вечное дороже… (Нам часто чудится конца финальный гул!) Да, вышел месяц из тумана, вынул ножик, нарезал сыр. И сельдь в бумагу завернул.
Обслуживающий персонал для ухода за вашим настроением не предоставляется. Самообслуживание.
История всей жизни передвигается так же, как дюны в пустыне: пересыпая отдельные наши личные истории-песчинки. Был бы ветер.
… В стране — бардак: экономическое озверение, замешанное на духовном обнищании. Алкоголикам выдают вино только в обмен на пустую стеклотару. Пустую бутылку можно продать в пять-десять раз дороже ее залоговой номинальной стоимости. Бизнес абсурда или абсурд бизнеса? Как угодно. Оригинальный старик построил некогда из бросовой, дешевой стеклотары ограждение для грядок в огороде. Теперь с сыном выкапывают стекло, моют, продают… Урожай поспел!
…После развода «бывшие» дети интересуются «бывшим» папой. Впрочем, «бывшие» — это, конечно, из области черного юмора, когда от напирающего, циничного внешнего мира нет никакой другой защиты, кроме скорлупы, построенной из того же материала — цинизма.
…К нам, в глубинку, в провинцию приехал богатый старичок, европейский миллионер, собиратель произведений искусства. Сколько всего сразу появилось! Бездарности наперебой полезли знакомиться и предлагать свой дурной товар, министерские чиновники подобострастно ударили хвостами в надежде на бесплатное приглашение посетить чужую страну, музейные дамочки потеряли чувство меры от соревновательного зуда — понравиться, а поселили обаятельного старичка в пятикомнатной частной квартире, хозяев которой уговорили на время выехать к родственникам. Нет, герои Гоголя никогда не умрут на этой земле! У одного из удмуртских художников миллионер, заинтересовавшись работами, спросил: «Сколько вы хотите за них?» Бедный художник так растерялся, так испугался продешевить, что ничего не смог ответить, он не знал конъюнктуры «хотения»; хорошо это или плохо, но в провинциальной российской глубинке всё ещё не умеют подбирать своему таланту денежный эквивалент. Не в этом ли наше непутевое богатство?
Художник сказал: «По-настоящему бесконечны в мире только две вещи — женское терпение и мужская самоуверенность».
Юмор в России перевернут с ног на голову: шуток не понимают, над серьезным — смеются.
Бывает, что вверх поднимается такое, что раньше и утонуть-то не могло!
Причины болезней должен называть не врач, а священник.
Когда кончается погоня за свободой, начинается погоня за благом, когда заканчивается погоня за благом, начинается погоня за удовольствием, удивлением, экзотикой — за чем-то таким, чтобы обязательно было для тебя «впервые», как в детстве.
Художник сказал: «Еще есть в мире два неодолимых собеседника — говорящий дурак и молчаливое согласие».
Если смотреть вперед, а не по сторонам, то настоящее предстает, как поучительное прошлое.
Сначала он с большим нетерпением ждал ее прихода, а, дождавшись, сразу испытал иное нетерпение: когда же она, наконец, уйдет? Мужчины часто живут по принципу: «Если да, то — нет, если нет, то — да».
Новаторство никогда не бывает явлено с блеском; совершенство — стихия исполнителей.
Для того, чтобы испробовать крылья, надо выпасть из гнезда. Именно эта банальность приходит на ум, когда наблюдаешь процесс болезненного перетекания: сначала крестьян в город, потом наоборот. Что это? Массовое бегство горожан к земле, к овладению ею? Естественная природа помогает невозможному: думать о себе лучше, чем ты есть на самом деле. Даже сны в деревенском доме снятся иные какие-то, с намеком. Например, змея, надкусившая яйцо и выпившая его… К чему бы? Вообще, деревенский дом живой: трещит, снаружи давит холод, а дом запахнулся на двойные рамы, сомкнулся проконопаченными бревнами — тепло держит. Уедешь, оставишь хлеб на высокой печке, вернешься — нет хлеба. Крысам не добраться. Домовой, значит? Всюду жизнь. У деревьев от жизни остаются годовые кольца, у людей — приметы: теперь не говорят, кто сколько скотины в сараях держит, — воров опасаются; и сами люди из гнезд повыпадывали, и жадность их, и бесстыдство — всё теперь с крыльями. Нам ведь долго внушали, что жить для себя — это стыдно, и мы жили для государства, для колхоза, для завода, для общей пользы; а паводок нового времени смыл плотину ветхих запретов, как деревенский прудик; накопившееся хлынуло неуправляемо и чересчур уж весело, без оглядки на ум и чувство, как настоящая стихия: теперь каждый живет только «для себя» — некрасиво начинается свободный полет запоздавших одиночек. Вот и трясется на казенной машине мешок благословенной картошечки. Вот и радость. Странствующий по дорогам жизни, неизбежно становится странником и в духе. Так уж устроена эта капризная прихоть бога — человек: пока сидит сиднем, всё мечтает о дальней дороге, а как только тронется в путь, глядишь, уже скучает о покое. Хотя и там, и там ему есть блаженство — колесо судьбы, у которого нет ни начала, ни конца. Не надо делать из этого колеса квадрат, не надо мять и плющить его на ухабах — жить будет тряско и гадко. Впрочем, наверное, поздно об этом печалиться и некого обвинять. От обвинений ничего кроме злобы и зависти не прибавится. Надо просто любить. Даже змею, которая надкусила чужую надежду. Количество вещей в мире умножает не злоба, а любовь. Или так: у плохой любви — одни вещи на земле, у хорошей — другие. Добро и Зло. Их соревнование начинается не здесь, а гораздо выше. Мне кажется, что по-настоящему плакать и сожалеть можно только стоя у гроба жадного человека: не прибавил он к жизни ни самого себя, ни своей работы, ни тепла… Как жаль его! Мифический Антей терял силу в отрыве от матери-земли. Возможно, утверждение спорно, но почему бы не предположить, что в отрыве от земли теряет свою силу и чистоту крестьянский парень. А городской его сверстник, оторванный от водопроводного крана с горячей водой, бетонных удобств и фейерверкоподобной будничной суеты — что он теряет? Интеллектуальную иллюзию?! Глупо ополчаться на язвы городов. Но как бы то ни было, а отдыхать мы едем всё же к речке, а не к городскому фонтану. Родиться, покинуть гнездо и умереть по-человечески — вот три главных блаженства.
Такие мысли пришли в голову в сельской командировке, куда я поехал не столько для дела, сколько всё для того же: вползти в чужую жизнь и надкусить ее, и испытать через это хоть что-нибудь.
Знакомый врач-паталогоанатом умягчал обувь, сделанную из кожи свиньи, куском сала. Тёр и приговаривал, обращаясь к ботинкам: «Сейчас вам хорошо будет, сейчас вы свою маму вспомните!».
Искусство — это действие, выведенное при помощи символов за пределы настоящего.
Поэзия, искусство, красота — это профилактические, оздоровительные средства, призванные прочищать при запорах «верхнепроходное» отверстие в людях.
В лучах зависти можно греться не хуже, чем на солнцепеке. Модницы этим пользуются.
Трудности — это дорожные указатели на пути к успеху.
Лжецы обожают рассуждать о правде.
«В чем смысл жизни?» — спрашивают люди. «В ком смысл жизни?» — поправляет жизнь.
Сколько ума было израсходовано на земле! А сколько было израсходовано чувства? Плата велика, а плоды почему-то трагичны. Ум и чувство ищут смысл жизни поодиночке. И находят. Но при условии: один соискателей должен быть мертв.
В начале и в конце постижения ты делаешь то, что людям не нужно.
От великого «тока» жизни можно отвести часть энергии, пустить ее по бесконечному кругу «учения», завихрить навсегда в сверхпроводящей среде адептов-единомышленников, предаться бесплодному онанистическому наслаждению в перекачивании замкнутого «тока» в замкнутой цепи посвященных. Это — сектанты. Сектанты идеи, территории, традиции, расы, пола, вида и т. д.
Ток природной жизни линеен, ток людской жизни всегда замкнут. Смысл прогресса — в постепенном, поэтапном преодолении собственной замкнутости.
Упрямство — единственная форма протеста для послушного.
Когда рассказывают — интересно, дают то же самое читать — скучно. С «ложечки» вкуснее. Из этой «разницы» получается одиночество внутри меня.
Неожиданно позвонила одноклассница, сходу начала выпаливать:
— Я сижу в обсерватории, восемнадцать последних лет занимаюсь исключительно Солнцем. Я человек абсолютно не верующий, никогда не увлекалась никакой «этакой» философией. Знаешь, к чему я пришла в результате научных наблюдений, анализа и накопления материала? К… язычеству!!! К тому, с чего люди вообще начали. Слушай: Солнце — это биологический объект; всё, что происходит на его поверхности — это то же самое, что обменные процессы на поверхности нашей кожи. Солнце — ближайший к нам и поэтому самый могущественный для нас Бог. Степень достоверности моей информации на сегодня — 65–70 процентов. Этой цифры мало, чтобы без осечки сделать заявление в научном мире. Необходимо набрать процентов 90–95. Представляешь, сколько ошибочных основ может рухнуть в мировоззренческой практике?!
— Уже рухнули, — охотно и с радостью согласился я. Но бывшая одноклассница-отличница, занятая поисками «достоверности» Бога, почему-то чуть-чуть опечалилась, как если бы лишилась вдруг части собственности, например.
Художник сказал: «Святым быть ужасно: с одной стороны, он до конца понимает каждого, а с другой — его самого до конца не понимает никто».
Средняя цена за обед в столовой — четыре-пять рублей. Я взял еды по своим запросам — на 25 копеек. Кассир пренебрежительно отказалась разменять рубль. Весьма примечательно: в русском государстве любую работу ведут не «от дела», а «от характера».
Стихи — «посредник» между музыкой и словом; вес стихотворных построений колеблется: от тяжелой речи до словесного левитирования.
Есть два «самых последних» дела — жаловаться и командовать.
Совок, гомо советикус, советский человек… Он всегда находился и еще долго, вероятно, будет находиться в плену трех ожиданий: квартиры, пенсии, смерти.
Трудно обсуждать то, что подразумевается под словом «стратегия» — ее горизонты не очень-то видны из котлована «углубляющейся» жизни. Поэтому стратегическое обсуждение лучше начать не с «логики», а с того, что вообще не связано законами схем и способно воспарять — с «лирики».
Целостный мир доступен тому, кто сам целиком открылся для него.
Как быстро справиться с работой? Надо позволить ей овладеть «противником».
Личная выгода отличается от коллективной выгоды так же, как плоскость отличается от многомерного пространства. Вот пример: непьющий, не курящий и ненавидящий рестораны молодой человек встретился в гостинице с женщиной, которая без всего этого жизни себе не представляла. Поступили шкодно по обоюдному согласию: женщина весь вечер развлекалась в баре в компании огнеокого осетина, а молодой человек в номере читал книгу, спокойно поджидая насыщающуюся за чужой счет прелестями пороков гостиничную свою подругу. Всю ночь в абсолютно пустой и безответный номер женщины стучал и ломился озверевший от вина и обманутой страсти одинокий осетин.
Вода весенняя не помнит родства с дождями октября. О, сколько б люди ни рождались, сравненья черпают, взирая на сезон!
В России — неокупцы конца XX века; в официальной обстановке они говорят исключительно о делах, а едучи в машинах или потягивая дорогой коньяк, ведут беседы в духе самого дешевого гусарства: о бабах и выпивке; русское лицемерие — это пропасть между поведением в деловой реальности и настоящей интеллигентностью.
Дурак и дура — это молчащий мужчина и говорящая женщина.
Единственная настоящая проповедь, годная для доказательства веры, — это твоя жизнь, всё остальное — предпосылки.
Цивилизация — это стая рыб, идущая на нерест вверх по течению времени; когда нерест закончится, мальки будут питаться трупами родителей.
Все открытия приводят, в конце концов, к разочарованию и печали.
Символ унылости — картофельные очистки.
Жалующихся — не насытишь.
Художник сказал: «Прочь, прочь с этой земли! Хочу к своим!!!»
Для исправления будущего есть только одна возможность — сейчас.
Болезненная «притирка» супругов в совместной жизни происходит тем дольше, чем больше они в начале своего знакомства притворялись «безболезненными».
Всё хорошо — это когда старики перед смертью улыбаются!
Разочарование превращает вампира в донора. И наоборот.
Мать, слепо оберегающая дитя от испытаний, воспитает в нем слепой страх.
Старенький мой отец неожиданно рассказал две сказки-притчи, услышанные им некогда в деревенском детстве от своего отца, крестьянина-середняка из Поволжья. Мужики собирались в доме и рассказывали, а дети, затаившись, слушали с полатей… Притчи не просто врезались в память, а определили — впрок — самые главные жизненные установки христианства; отец, будучи достаточно крупным чиновником городской власти, всегда пренебрегал формальной высотой положения, не гонялся за деньгами, любил людей и правду в людях, всегда сохранял деревенскую простоту, если даже не простоватость, в отношениях с женщинами руководствовался законами дружбы. Притчи словно бы дали самый главный ключ в понимании непоколебимой ясности родительского сердца. Вполне возможно, что поучительные рассказы, вынесенные из бог весть какого века, где-то уже осели, проявились в печатном литературном изложении. Ничего страшного. Я приведу их такими, какими услышал сам.
ТРИ ГРЕХА
Заманили как-то черти мужика в болото. Нашел он кое-как кочку, забрался на нее, круг очертил, молится и крестится. День так сидит, другой, третий… А черти всё достать пытаются: «Соверши, — говорят, — один из трех грехов, на выбор — отпустим».
— А какие грехи-то? — спрашивает мужик.
— Убить человека, снасильничать над женщиной или напиться — выбирай.
«Убить человека?» — думает мужик. — «Не могу!» «Женщину испортить?» — «Тоже не смогу».
— Ладно, напьюсь! — говорит. Тут же его черти домой доставили.
А время идет, мужик всё тянет, не напивается. Черти его поторапливают, страшным наказанием пугают. Делать нечего — напился, как обещал.
А тут в дом попадья по-соседски за солью зашла. Мужик пьяный на нее накинулся и давай насильничать. Поп услышал, прибежал спасать, а мужик взял да и ударил попа тяжелым — насмерть убил…
Вот и думай теперь: какой из трех грехов самый тяжкий?
ПРО НУЖДУ
Жили в одной деревне два брата — богатый и бедный. Решил как-то бедный у своего богатого брата кружку браги попросить, да не напрямую, а с маленькой хитростью. Как раз праздник был, гуляла деревня.
— Что-то во рту пересохло, — говорит бедный богатому, — горло бы чем-нибудь промочить.
Только вместо браги дали просящему ковш воды колодезной. Обиделся брат, пошел домой, горюя.
Вдруг кто-то говорит ему:
— И я с тобой!
Огляделся — никого.
— Ты кто? — спрашивает.
— Нужда твоя!
— А зачем ты со мной?
— А я всегда с тобой!
— А если я в гроб?
— И я туда же!
Сделал он гроб для себя, примерил — в самый раз гроб получился. А для Нужды отдельный гроб сделал, из двух половинок грецкого ореха:
— Я свой примерил, — говорит, — теперь ты свой гроб примеряй. Чем так жить, лучше уж помереть.
Нужда залезла в грецкий орех.
— Ты там? — спрашивает бедный брат.
— Там!
Тут он закрыл быстро две половинки и воском щель замазал.
— Ну вот и будь там!
Орех в гроб положил, а гроб в землю в лесу зарыл. И пошли его дела в гору: дом большой построил, жену красивую завел, хозяйство большое заимел, всякой браги в доме — хоть залейся. Другой брат недоумевает, завидует, всё выспрашивает, что, мол, с тобой, неумехой и неудачником, случилось такое, что меня жить богаче стал?
— Нужду похоронил! — отвечает один другому.
Лишила зависть покоя. Вызнал первый брат, где второй свою нужду закопал — пришел с лопатой, выпустил ее снова на белый свет:
— Иди скорее, Нужда, к тому, кто тебя похоронил! Смотри, как он без тебя зажил — отомсти поскорее!
— Зачем к нему? — говорит Нужда. — Я теперь с тобой останусь!
Не много времени прошло: и дом у завистливого брата сгорел, и сам поувечился, и любовь потерял, и даже врагов у него не осталось — никому не нужен кроме своей Нужды.
На фронте отец служил в авиации, где полагались «боевые» — выпивка, спирт. Свою долю отец всегда отдавал товарищам. Однажды командир полка подловил его на этой «благотворительности» и буквально приказал: «Пей!»
— Вот так первый раз в жизни я и выпил. Через силу.
Возможно, хорошая сказка, жадно услышанная в детстве, становится тем самым ангелом-хранителем, на которого мы бессознательно уповаем в минуты дрожания и нестойкости. Сказки, воспринятые в детстве, — спасители на всю жизнь. А «сказки», воспринятые во взрослости, — не настоящие, а, значит, погубители.
Тому, кто видит «суть», остается лишь подобрать слова, чтобы ее выразить. Но много и тех, кто подбирает и подбирает слова в надежде хоть что-нибудь увидеть!
Истину нельзя узреть «остановленную», она не существует в неподвижности.
Для вечного всё точное — обман. Считай, что разорвался я.
Юмор, идущий от людей к людям, людей же и смешит. Духов смешит, скорее всего, сам факт нашего существования на земле. Блошиный цирк!
Из пошлого. У женщин есть три «особых» места: два мягких и одно слабое — голова. Всё их необъяснимое очарование — в этом.
Варианты судьбы подглядев наперед, по свершению дел — удивлений не знаю. Разделяюсь от скуки на «зло» и «добро».