Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 06
*************************
Последний шанс выжить — Страшный Суд.
Многословный приказ не действует.
Каждый индивидуальный опыт имеет свой, присущий только ему одному, личный «рекорд» ощущений, некий фиксированный критерий для текущих и последующих сравнений, который звучит до банального просто: «лучше всего мне было тогда-то…» Было! — в этом особенность ориентации в мире удовольствий: людские удовольствия, как правило, живут в прошлом, причем, они поразительно непритязательны. Моя подруга, например, любит «запускать» при помощи ностальгии такие вот «самые лучшие» положительные впечатления семнадцатилетней юности: шоколад, шампанское и много кавалеров.
На мой взгляд, особенно нелепо «шоколад, шампанское и много кавалеров» выглядят именно в будущем. «Лучше всего мне было…» — это технический прием для определения нелепостей.
Художник сказал: «У меня не было ни одной нелюбимой женщины. Я — непорочен!»
Секс, как лампочка: с возрастом удобство неприхотливых параллельных «включателей» тока жизни превращается в уязвимую комбинацию последовательного соединения.
Случайно остались открытыми баночки с масляной краской, которую ночью поело всеядное племя жилищ — тараканы. Хозяин расшиб наглецов в разноцветные кляксы! Художники редко кончают своею кончиной.
Людская вера в бога — это прятки наоборот: «Кто не нашел меня — я не виноват!» — приговаривает бог, играя.
Художник сказал: «Поэты смотрят либо отсюда-туда, либо оттуда-не сюда. Все остальные — не поэты».
Одному спокойнее спится, когда он знает, что не сболтнул ничего лишнего; другой спит спокойно лишь после того, как «выскажет всё».
Вы сможете сосредоточиться, если рядом с вами будет находиться скромно молчащий, ничего вслух не требующий, тихий, но всегда голодный ребенок? Не сможете: голод излучает флюиды. Так вот, у нас на службе есть тихая, симпатичная секретарша. Когда она подходит близко — не работается почему-то. «Не обращай внимания! — говорит она. — Мне ничего не надо, я только рядом посижу…» Не работается! Голодное естество парализует суету искусственности.
Настоящий командир лишь ставит задачу и показывает, как ее можно решить — приказ взять Бастилию настоящий солдат отдаст себе сам.
Взрослого не переделаешь; с точки зрения детства, взрослый — безнадежен!
Пошлость — уже не хамство; пошлость, в отличие от хамства, умеет быть талантливой.
Дураки встречаются, чтобы указывать на недостатки друг друга, умные — чтобы увидеть собственные.
Интерес к жизни избавляет от внутреннего однообразия.
Отношения с богом у людей с детства могут выстраиваться на принципах взаимного запугивания: «Или себя погублю, или от тебя отрекусь: дай, что прошу!»
Своими ушами я слышал, как восьмилетний смышленый мальчик произнес молитву о… неработающем телевизоре:
— Если ты, Бог, не сможешь ничего починить, то я буду считать тебя последним вонючкой!
И ведь помогло, как ни странно! Бог не обижается, когда его называют «вонючкой».
Никакие земные события не в силах сдвинуть внутреннего однообразия, но если его все-таки преодолеть — всё земное преобразится.
Печаль ассистирует при родах радости.
Здесь все мечтают: о прошлом, о будущем, о достойном настоящем… Тихие мечтатели в России реализуют свои планы при помощи разговоров и водки, буйные пользуются подлостью и убийством. Вот и весь выбор.
Не поспоришь — это когда собеседник или глуп нездешне, или умен так же.
— На Бога положиться надо, на Бога! — так, в напористом диалектном варианте произношения, с сильным ударением на гласную в предлоге, тридцатилетняя староверка объясняла полное материнское безразличие к своим оборванным, грязным, вечно больным и голодным четырем детям. — На Бога положись, и всё тебе будет!
— Лентяйка она! — говорили о ней деревенские соседи, братья по вере. — Она из Бога няньку сделала!
Возможно, для этой несчастной женщины вера во Всевышнего чересчур уж персонифицировалась; она поняла буквально: Бог — личность. Причем, мужчина. Этакий всемогущий волшебник-муж для полагающейся на него многодетной Золушки.
Любить себя — это значит любить свою душу. Не ниже.
Я не так богат и не так ленив, чтобы милосердствовать через посредника.
Думай без слов — решишь многое.
В жизни встречаются и такие Принцессы: один принц — для прогулок, другой — для приятной беседы, третий — для комплиментов, четвертый — для постели, пятый — для… Сказка, а не жизнь!
Попытка понять судьбу — всегда лишь попытка помешать ей; впрочем, можно судьбу видеть, чувствовать, заговаривать, знать… Понять нельзя!
Наверное, существует в материальной жизни некий «порог насыщения», до него — гребут к себе, после — раздаривают; и чем ниже «порог», тем скорее наступает инверсия.
Девушка принесла показать стихи:
— Вы их будет публиковать?
— Возможно…
— И всё?!! И никакого не будет продолжения?
— То есть?
— Но ведь я же их принесла вам! Вы их прочитали! Мне совсем не с кем общаться! Ведь если вы их опубликуете — они уже не будут принадлежать мне, не будут моими…
— Какого вы хотите продолжения? — спрашиваю.
— С вами!
Нельзя смеяться при встрече с непосредственностью. Показать свои стихи другому — акт на самом деле куда более интимный, чем телесное раздевание. И то: представьте состояние девчонки, которая решилась отдаться вам. И вдруг в ответ: «Не подходишь, разденься где-нибудь в другом месте!»
— Совсем никакого продолжения не будет?!! — в глазах ее стояли ужас, мольба и зарождающееся раскаянье.
— Будет, — соврал я.
И ужас, и мольба, и зарождающееся раскаянье тотчас перешли ко мне.
Каждому непременно хочется сделать в жизни «что-нибудь хорошее». Для себя, в первую очередь. В этом — ошибочка! Очередь, в которой все хотят быть первыми, называется — давка.
Слова — полигон бытия.
Исчезнуть — это сделаться «не чувствуемым».
Самая необидная очередь — по кругу.
Вечером пьяный директор школы подрался с пьяным дружком-учителем.
Наутро директор вызвал подчиненного к себе в кабинет:
— Можешь дать мне по морде…
Дружок дал. С сильно рассеченной верхней губой директор ушел на больничный. Сей случай произошел в небольшой сельской школе. В городе дела с благородством обстоят значительно хуже.
Обыкновенное пьянство может оказаться увлекательнейшим видом творчества. Надо лишь, чтобы ни одна из пьянок не была похожа на другую.
Лучшая одежда та, что переживает моду.
По точности расчет превосходит чутье, по безошибочности — никогда.
«Меня всю трясет!» — охотно докладывает женщина о состоянии главного жизненного инструмента — разума.
Эпоха «великих открытий» закончится, возможно, эпохой не менее великих «закрытий».
Роскошь всеобщей любви доступна лишь по краям жизни: когда еще не знаешь, чего хочешь и когда знаешь точно, что не хочешь уже ничего.
Шахматы — игра для ума. Если в шахматы научатся играть чувства, ум сдастся.
Попробуйте пообедать перед… зеркалом. Сытость наступит раньше обычного. Люди «едят» глазами.
Когда человек прозревает в чем-либо, у него немедленно появляется «синдром отличника» — потребность навязчиво оповестить всех и вся о выученном уроке жизни. Только вот удивления от этого ни у кого почему-то нет. Отличники — не удивляют.
«Я» всегда «здесь». Если это не так, тебя не существует.
Счастлив тот, кто «видит» мысли. Ему незачем их ловить.
Ловкач возводит мельницы абсурда. Люблю равнину. Сил своих не знаю. Что есть, что было — спора между ними нет.
Если переполненной душе не дать выхода, она обратится к орудию мести — перу и бумаге.
Нет ничего более призрачного, чем созданные вещи. Рано или поздно всё обернется прахом. Созданное не вечно. Ищите — данное!
Стать независимым от религии можно двояко: либо перешагнуть через нее, либо — убить.
Стремиться к неконтролируемой свободе можно, будучи 15-летним подростком — пока кормят родители.
Мой друг пробовал читать Библию. «Мура какая-то, чушь! Борхес пишет лучше». Что ж, малыш любит только те книжки, которые ему понятны. Малышу — 24 годика.
Женщина, лишившаяся непобедимого умения — быть слабой, — лишается всего.
Представьте себе невероятный инструмент — орган, у которого десятки тысяч клавиш… Вот где простор для исполнителей! Нет такого инструмента? Есть! Это — слова. Каждое, отдельно взятое слово, имеет свой, фиксированный, лишь ему одному данный «настрой». И каждый «органист» — пишущий, говорящий или слушающий — способен вызвать или услышать свою неподражаемую «музыку слов». Человеческая речь подобна игре на клавишных.
«Я всегда такой, каким ты меня…» — Освоивший это, не знает преград в совращении.
Действительный выбор есть у того, кто научился жить в покое. Для всех остальных, «идущих по избранному пути», — выбора не существует. А если им все-таки захочется его совершить — нет иного способа, кроме возвращения к «нулю». Всё достигнутое приходится оставлять. Жертвенник не будет пуст до тех пор, пока людям не надоест «искать свой путь».
У послушника голова научает руки — быстро и безошибочно: невидимое руководит видимым. У неслуха руки учат голову — этот урок затягивается на века и даже тысячелетия.
Торопись просвещаться, а не просвещать.
Не виноваты те, кто «плохо слушают», виноват тот, кто плохо говорит.
Роковое испытание для ангелов — полеты над пропастью жизни.
Настоящими женскими чарами обладают всего лишь две женщины — Жизнь и Смерть; всё прочее — не чары, а ужимки.
Зачем тебе искать власти над людьми? Чтобы стать их богом? Властвуй над собой и будешь богом для себя — это куда лучше: второй бог сильнее первого.
Проблем на Земле нет. Только задачи.
— Я хочу, чтобы у нас был ребенок, — сказала она.
— Зачем? Людей на планете уже достаточно, — ответил он.
Вылавливание мыслей из безмолвия напоминает обыкновенную рыбалку: клюнуло — еще не поймал, подсек — еще не вытащил… В последний момент рыба сопротивляется особенно отчаянно! «Поклевки» мыслей знакомы многим, однако регулярная добыча достается только опытным «рыбакам». Вспомните, как легко почувствовать придуманное и сколь сложно его занести на бумагу.
Ощущаю, слышу, вижу, знаю, люблю — вот этапы приближения к истине: проверь себя любым из этих глаголов.
Признак рождения Школы: новое мировоззренческое полностью соответствует новому житейскому.
Мужчина развращает себя сам, женщину необходимо подтолкнуть. Мужчин развращают вино и власть, женщин — комплименты.
Дело заканчивается там, где начинается дружба слона с муравьем.
Талант уравновешивается скромностью, поэтому врожденную скромность можно компенсировать воспитанием таланта.
Художник сказал: « Любовь — это текст, в котором нет вопросительных знаков».
Что любишь больше: заглядывать в задачник, или заглядывать в ответ?
Не говори выдающимся образом, а то тебе потребуется выдающийся слушатель.
Надеюсь на то, что, разглядев нелепицу во мне, ты обнаружишь в себе такую же.
Бог раздвинул пространство на тысячу лет, море тьмы расплескалось, как лужа, — словно чей-то сапог наступил!
Как душа найдет дорогу домой, если смерть не проводит?!
Матери неймется, когда ее ребенок слишком долго не болеет. Она его сама «программирует».
— Ты заболел, мой зайчик?
— Нет…
— Дай лобик потрогаю — какой горячий! Надо выпить лекарство.
— Нет…
Устами младенца глаголет именно это: «Нет!»
По выходу книги автор сжег рукопись. Редактор книги очень переживал — сгорели все его «исторические» правки: теперь потомки не смогут по достоинству оценить талант редактора.
До понимания легче снисходить самому, чем подтягивать остальных.
Апокалипсис — такое же рядовое явление в сезонах духа, как весна, зима или осень в земной природе. Остается лишь уточнить: какой именно «сезон» на дворе?
Художник сказал: «Девочка! Ты повзрослеешь и время опять унесет тебя прочь от моей любви».
Начать можно когда угодно, остановиться нужно вовремя.
Люди каждого приходящего времени занимаются одним и тем же — обновлением банальностей.
Верующие не принимают «на веру» ничего, кроме того, во что им указано «верить».
Доказующий и верущий смотрят друг на друга снисходительно. Иногда они меняются местами.
Каждый в одиночку взирает на остальных, используя самую свою выгодную и сильную грань личности. При этом взор падает, как правило, на самое слабое место другого. Поэтому слабость объединяет людей намного лучше, чем сила.
Против лома нет приема. Умные головы в России неизменно утверждают: «Есть!» И — подставляют эти самые головы…
Человек поднимается (восходит, растет) до тех пор, пока есть у него силы держать глаза открытыми. Главная энергия расходуется на поддержание век в рабочем состоянии. Нет ничего тяжелее — видеть всё. Закрыл внутренний взор — закрылся и взор внешний, остановился приток новых образов. Малое в малом большого не видит — так и насыщается одним лишь малым. И всё другое остановилось в человеке. Пока держал очи отверстыми — рос «стебель восхождения», прикрыл — стала расти в ширину «персональная реальность». Отдохнешь — еще один «стебель» пустишь. Может, вверх, а может, и вниз… Твоя воля.
Настоящая новизна никогда не бывает приятной. Новизна — смертельно мучительна. Поэтому в поисках приятного пользуются обычно лишь тем, что уже набрано в кузовок жизни: «С меня хватит!»
И дети растут — глазами. Низкое качество информации, легкий к ней доступ и изобилие черно-серых сочетаний — реальная опасность. Плоды очевидны: ум большинства 14-летних пробуждается полуслепым, без внутреннего нравственного ока.
Говорю с сыном:
— Во что ум вложишь?
— В дело.
— А душу?
— Какую еще «душу»?!
Жизнь выбросила над землей короткий стебель, на нем вырос огромный лопух ума. Потом пройдет невзрачное цветение, появятся репьи. Постараются к кому-нибудь прицепиться.
— А девушку полюбишь? Что ты отдашь ей?
— А зачем ей что-то отдавать?
Результаты земного творчества — это далеко не сами плоды духа, а всего лишь их жалкие останки. Черепки. Небесное ископаемое.
Опять говорили о Человеке. Эта тема, похоже, начинает превышать все прочие: войну, деньги, обиженность, удовольствия, забытье. Неожиданно по-новому открылась фраза: «Человек есть мера всех вещей». В который раз банальность демонстрирует свое главное свойство — неиссякаемость: потрешь, снимешь слой патины, а под ней — золотой свет!
Оказывается, «облик человеческий» — величина постоянная, константа, которую невозможно изменить, укрупняя или разделяя, перемещая внутри себя или из мира в мир, меняя масштабы бытия. «Облик человеческий» — именно облик: универсальный «скафандр» для игр в мире вечного и бесконечного. Он удобен тем, что не изменяется ни при каких «путешествиях».
Увы, редко кто из землян комплексным видом своим — «обликом мыслей», «обликом чувств», «обликом формы» — старается дотянуться до идеала. Много веков пытались усилить это стремление при помощи религии, строгих традиций, этики, общественных и государственных норм. Всё равно получается плохо. Эффективность почти что ноль. Поглядишь с земли на небо — ангелы летают, светятся. Чудо! А поглядишь с неба вниз — страшилища ползают, друг друга едят. Ужас! А вот был бы человеческий облик, выглядели бы все жители, как есть: при взгляде «оттуда — сюда» и при взгляде «отсюда — туда» — человеки! Художник Босх рыжую девочку Еву так изображал. Вокруг гады ползают, крючки да пики неземные, или цветы, или свет нестерпимый. А она стоит себе, голенькая такая, мирная, одинаковая обликом всюду: и в аду, и в раю.
Леночка сказала: «На земле вывелись не «гомо сапиенсы», а особая каста «притворяющихся». Люди очень ловко притворяются, что… живут. На самом деле, притворство — и есть их жизнь. Они, конечно, узнают иллюзорность. Но опять притворяются, что ничего не замечают. Весь мир вокруг движется настоящий, а люди — иноходцы!»
Начальство можно любить только то, которое не мешает тебе самому быть умным. Вахрушев — начальник. Классический. Он — «абсолютная единица». Ближайший друг — 0,6 вахрушева, жена — 0,72 вахрушева, сослуживцы — 0,1–0,01 вахрушева. Есть отрицательные и мнимые величины. Когда Вахрушев встречается с явлением величиной, скажем, 1000 вахрушевых, он абсолютно спокоен: «Этого не может быть!»
Женский ум соглашается уснуть гораздо быстрее, чем мужской. Поэтому в церковь тянутся преимущественно женщины: вера — дело неумное.
Настоятеля храма, отца Виктора, пригласили в Пибаньшур — военный городок среди приуральского захолустья. Мол, благослови, батюшка, мол, ракеты автогеном на части режем. Мир! Разоружение! Конверсия!
Батюшка в часть приехал, но благословлять наотрез отказался:
— Я против того, чтобы российскую армию разоружили!
Когда ты придешь к своду своих собственных законов, не забудь сверить их с божескими; если совпадет хотя бы один — спасешься!
Был бы огонь, а хворост найдется.
Смысл крещения прост: это — присяга духовной Родине. Внутренние духовные обязательства человека выманиваются наружу и там закрепляются искусством ритуала. Эта нехитрая процедура позволяет манипуляторам удерживать духовные войска в послушании. Случаются и изменники. Для них — трибунал и военно-полевой суд. В духе, конечно.
Саша Ч., человек-талант, поселковая притча. Я перечислю в телеграфном стиле то, чем он неутомимо занимался в течение нескольких лет: производство червей, резка деревянных расписных панелей (с лебедями) для УАЗов начальства, заклинание трактора, эксперименты со свиноматками на морозе в трех стогах, экстрасенс (пульсирующие глазные яблоки у пациентки), норматив кандидата в мастера спорта, бег, вело, лыжи, каратэ; дал побить себя компаньонам пьяным на ферме, надеясь, что лодырей председатель прогонит — прогнали его; солист хора (согласился петь, потому что председатель пообещал автомобиль «Жигули» дать, но не дал), слесарь-мастер участка, начальник ПРБ (председатель опять пообещал выделить «Жигули», не выделил), столяр; жена сажает — семена не всходят, он палку воткнет — растет; рос в семье алкоголика, били; купил краски — нарисовал свой портрет всем на удивление; в церкви — особенность натуры: «Не могу перекреститься, понимаешь! Перекрестился — затрясло всего, думал — провалюсь». За что ни возьмется — всё получается с блеском, с талантом. Одна беда: за всё сразу и хватается. Энергии в человеке — пруд пруди. Кипит, во все стороны хлещет, как из дырявого котла. Почти не пьет. Курит. Любит дружбу, надеется в людях на лучшее, доверяет и горит на этом. Однолюб. Такой же избыток талантов в дочери, переболела менингитом, сейчас — в интернате для особо одаренных детей. «Десятку бежит в моем темпе!»
И напоследок скороговоркой: «Чувствую, что всё равно пробьюсь, буду миллионером!» Хлопает дверь. Саша уходит. Неугомонный, низкорослый, сухой.
Человеку в течение двух лет снились «обучающие» сны. Шизофрения в форме занимательного диалога.
— Что это за точка такая светящаяся?
— Это — я. Всё живое в мире имеет такую точку. Это как бы зерно. Если его разбудить, оно начинает размножаться при помощи форм.
— То есть?
— Ну, как кристалл: наращивает сам себя.
— А как зерно знает свою форму?
— Не знаю. Но разбудить его можно «сюда» или «туда» — в зависимости от того, кто будит.
— Антимир, что ли?
— Ну, вроде того, хотя не совсем. Всякая светящаяся точка в мире, зерно — это просто место встречи путешествующих из ниоткуда в никуда. Вот и всё. В не разбуженной точке-семени соблюдается полный баланс, и поэтому она не нуждается в форме и не зависит от времени. Баланс, однако, можно нарушить. Представляешь, если, скажем, семечко обыкновенной огородной репы разбудить «туда»? Черная дыра на грядке: всё изничтожит и не подавится! А тварь такую сделать? А если человека?
— Что — человека? «Не туда», то есть, как раз «туда» разбудить?
— Да. Для мира земли это будет абсолютный дьявол сам по себе, независимо от его внутренних качеств.
— Такое возможно?
— Да. И очень легко. Достаточно догадаться, как разбудить, остальное произойдет само собой: форма начнет образовываться «там». Наш мир двояко стабилен; дано только своему будить своего.
— А может ли свой разбудить чужого?
— …
Итак, куда же ты причалил?! Скорбь оседлавши, словно трон, вдруг с наслаждением печальным глядишь на мерзость и урон. Вон там, под облачным покровом, сам созидается конец: восторжен, зол и очарован кровавый разума самец. И лезет хам в заказник райский. Ах, небо, небо, сладкий дом! Не жить без окриков хозяйских тому, кто праведно рожден.
Испил глаза заслон небесный. И хам ослепший храм сломал… Услады нет в печали тесной. Смерть велика. Умерший мал.
Нет имени во мне! Бессильны страсть и слава. Наружный ход вещей — мой твердый призрак, сон. И многолика мудрость. И пустота кровава. Колеблет воздух рта бесстыдный саксофон!
Ты просто есть причина испытать переполненье. Зачем шучу? Официант так пристально молчит. Еще не встретились, а уж в прощальном исступлении летают мысли. И рука в кармане мнет ключи. На скатерти — как паучок умерший! — клякса. Легчайшей лапкой чувств ты тянешь нить… Ужасно. Жизни нет в немом пространстве часа!
Таксисту всё равно, что нечем мне платить.
— Жить — скучно!
Такое неожиданное заявление сделал один из рабочих завода, где проводился психологический тренинг.
— Почему?! — изумились психологи.
— Потому что я раньше знал, что с начальством надо бороться, а теперь знаю, что обо всем можно договориться.
Мой друг — профессиональный сыщик, юрист. Оказавшись одним из звеньев правоохранительной системы, которая должна бороться с подонками, профессионал обнаружил: система сама насквозь прогнила. Он вступил в бой, где на его стороне выступил тогда и выступает сегодня единственный, но непобедимый союзник — не спящая человеческая совесть. В него стреляли «свои», его пытались задушить по заданию «верхов», его сбивали машиной. Он не сдался. Его собственные пояснения к ситуациям звучат буднично: «Меня можно убить, уговорить — нельзя». Какая-то нездешняя преданность светлым идеалам. Мечтатель открыт для ударов. Не просто мечтатель — боец, рядом с которым свою собственную ровно текущую жизнь можно рассматривать, как капитуляцию. Он чрезвычайно неудобен для компромиссов с подлостью. Если и не видит насквозь, то чует безошибочно. Ибо настоящий профессионализм — это и есть совесть. Совесть, руководящая поступками, а не наоборот.
— А что нужно сделать, чтобы почувствовать другого?
— Прикоснуться.
— И всё?!
— Ну, в общем, да. Только самого себя при этом придется забыть. А то будешь ощущать всё равно себя самого лишь, но — на фоне прикосновения к чему-либо или кому-либо. Не понятно?
— Понятно. Голос собственной жизни должен быть тихим, тогда будет целиком понятен голос жизни соседа.
— Правильно. Молодец.
— Религия какая-то получается!
— Да нет, не религия. Просто жизнь. Можно даже без слов…
— А ты меня слышишь? Ну, без слов — слышишь?
— Слышу.
— А я тебя?
— И ты меня слышишь. Прислушайся к тишине, что она тебе шепчет, подсказывает?
— Что ты сильная, что борешься с чем-то тяжелым. С печалью какой-то?
— Спасибо за «сильную».
— Это лесть?
— Глупый! Это — прикосновение.
Покрыв главу, как шляпой, нимбом, привычкам следуя точь-в-точь, готов, чтоб стать незаменимым, достигший цели, рваться прочь!
Стареющий опыт мутирует в спасительный цинизм. Ну, например, в такой вот формулировке: вид раздевающейся женщины вызывает радостные чувства, а вид одевающейся — радостные мысли.
«Гербалайф», «Дианетика», «Наука разума», «Сбалансированное питание» и т. д. и т. п. — это всё следствия и результаты ментальной интервенции, которая развернулась в интеллектуальном и духовном пространстве России. Здесь не умеют пользоваться, не веря. Буквально: поверить — считай, проверить. Собственные внутренние российские верования (в том числе: идеологические, экономические, технические, психологические и проч.) носили весьма отвлеченный, абстрактный характер, всегда стремясь в своем самовыражении к приподнятости и обобщению. Нынешняя ментальная интервенция сыграла на том, что рекомбинирует исходную, природно-отвлеченную ментальность русского человека на свой лад и научает его практической вере. Как если бы вдруг стратега переучили на тактика. Уменьшили в себе самом.
Любовь в людях становится видимой и обнаруживается не по тому, как они встречаются, а по тому, как они расстаются. Самолюбие носит одежды любви. Расставание обнажает правду.
Способ. Живое от мертвого тошнит, и мертвое от живого тошнит: так они и определяют друг друга.
Если всю энергию жизни потратить лишь на ее разгон, то может случиться необратимое: сил остановиться не будет!
Подростки: сильные чувства выражаются через громкие звуки. Взрослые: сильные чувства опираются на силу мысли. Старики: сильные чувства — цветы сожаления.
Одни заняты изготовлением «мыслей по поводу», другие изготавливают поводы для мыслей.
Хорошо и правильно, когда легенда о человеке переживает его самого. А если наоборот: человек, переживший свою собственную легенду? Это ведь — «дети эпохи», зомби из прошлого.
Настоящий волшебник вообще невидим.
Полуволшебника замечают только после смерти: «Боже! Как мы его раньше не разглядели!»
Однако больше всего притворяться волшебниками любят фокусники: «Смотрите! Смотрите, что я умею делать!»
Чувства дифференцированы. По-отдельности, каждое из них абсолютно правдиво в своей области. Совокупная информация всех чувств создает индивидуальную картину познания.
Ложь — это разница между познанием и знанием.
Знание не чувствует и не персонифицирует.
«Время собирать камни» — это собирать те из них, которые люди держат за пазухой, на сердце. Пусть бросят: надо принять, не ответив! И что тогда у бросившего останется? Дырка! Через это отверстие в сердце может войти новая душа.
Люди стремятся сделать вокруг себя «качественное количество». Лучше бы они позаботились о «количестве качеств».
У землян принято выражать сильные чувства при помощи: громкого звука, крепких напитков и грубого слова.
Ломать скорлупу представлений можно с двух сторон сразу.
Удобнее всего приглашать инопланетянина в дом своего мировоззрения.
В одной компании мало культуры, зато много жизни, в другой — наоборот. Очень редко бывает, чтобы культура и жизнь били одним фонтаном.
У Любви нет имени.
Логика — построение разума — паутина, в которой запутывается душа, и где из нее выпивают кровь.
С очень вежливым, порядочным или очень культурным человеком сходиться близко небезопасно: нечаянно можно разглядеть свою собственную безобразность, которая, став видимой, немедленно нападает. С этого начинается русское самоедство.
Зерно, «взорванное» ростом, жизнью, творит свою увеличивающуюся Вселенную — строит свой дом, в котором после смерти стебля придется жить; так что прямой смысл — стараться. Главный строитель «домика для души» — твое прижизненное воображение. Не связывай ему руки и не держи на голодном пайке правил, не рисуй ему границ. Только тогда оно успеет построить достаточно просторную бесконечность.
Я меняюсь изнутри и позволяю миру вокруг изменяться тоже.
Примитив — это когда простое выражено сложно. Гармония, потерявшая блеск, превращается в банальность.
Вы боретесь за светлое будущее? Лучше бы вы боролись за светлое настоящее! А то темновато у вас тут…
Развивающееся «Я» переходит в суммирующее «И», но когда «И» устает, оно нанимает «пограничников» — всевозможные: «если», «но», «однако», «потому что»…
Пьяный сын кинулся на отца с ножом, ранил.
Мать в ужасе бросается к сыну: «Ты представляешь, что ты натворил? Тебя же посадят!»
Вот бы психологам поинтересоваться у мужа, что он пережил в тот момент, когда ему требовалось оказать первую помощь.
Вопросы — инструмент пыток. Пытают ближнего, себя, природу, душу. Для «усиления» вопроса можно применить каленое железо или электрический ток, или психологические отмычки, или еще что-нибудь.
Можно ли научиться жить вне вопроса? Возможно, первый краеугольный камень, заложенный в основу всей цивилизации — именно этот знак. Пытка.
Жизнь — проблема. Как научиться решать проблему, не прибегая к вопросам? К пыткам.
Применение вопросов делает проблему бесконечной.
Как стать новым? Действительно другим. Как сделать процесс самообновления непрерывным и созидательным? Задача более чем насущна: тот, кто не умеет и не успевает самообновляться — безнадежно отстает в жизни и проигрывает. Мир стремительно становится как бы прозрачным и объемным, при этом сам постоянно меняется, «играет», как магический кристалл. Сегодня мало быть в этом мире просто хорошим специалистом или человеком, знающим нужные правила поведения — нужно самому научиться «играть». Как играет с судьбой всякий, идущий по канату, натянутому над великим Ничто.
Ученые, доктора наук, преподаватели-инноваторы и даже академики — собралась высокообразованная публика, объединенная общим пониманием проблемы: то, какими вырастают сегодняшние люди — плохая и некачественная «продукция» нашей, местной, российской цивилизации. Неудовлетворителен профессионализм личности, и, что особенно огорчительно — слабы качественные «параметры»: отсутствует интеллигентность, умение пользоваться свободой, о духовности уж и говорить, зачастую, не приходится. А жизнь — идет. Хотим мы того, или не хотим, она предъявляет к своим участникам всё возрастающие «по уровню» требования: опоздавшие, ленивые, слепые и гордые самолюбцы — могут остаться за бортом неостановимого корабля эволюции. Как помочь ближнему, как сделать так, чтобы он — буквально! — не спал на ходу? Разбудить активность, включить жизненный интерес человека — вот задача и благороднейшая, и труднейшая. Потому что всякий «спящий» реагирует на побудку одинаково: «Отстаньте! Мне и без вас хорошо!» Могут и в лоб дать.
Эффект дельфина — это его врожденная безусловная привычка выталкивать на поверхность всё живое, что нуждается в помощи. Точно так же родители-люди стараются «вытолкнуть» своих чад в иной, более высокий уровень жизни. Но вопрос в ином: как оказаться в принципиально иной жизни? Как «вытолкнуть» самих себя в другие горизонты? Ни бог, ни царь и не герой здесь не помогут. Действительная движущая сила любой новизны как бы невероятна с точки зрения традиционной реальности: она — внутри человека, в его воображении, если говорить точнее. Поэтому так важна слегка подзабытая исходная банальность: продуктивное воображение — источник и причина создавшейся цивилизации. Каждый носит внутри себя своего «дельфина». Востребованного или, увы, нет.
Нынешние люди начинают осознавать, что они не экологичны, прежде всего, в самих себе. Поэтому идея «прорыва» (сквозь самих себя, получается) всё настойчивее стучится в дубовые двери сегодняшнего неподвижного сознания. Новое — это в каком-то смысле всегда «непорочное зачатие»: на старый тип мышления накладывается табу, он становится «порочным» — способным породить лишь то, что уже известно или комбинации известного; именно таким образом во все века организовывалась технология прорыва; великие предшественники сотворяли небывалое в одиночку, современники умеют концентрировать энергию многих жизней в единый направленный луч — туннель в неведомое. Драматизм ситуации в том, что оказавшись реально в этом самом вожделенном новом, приходится реально хоронить всё старое. Как в жизни.
Умный — слушает. Кого? Как? Зачем? Других? Себя? Тишину? Почему же, все-таки, умные люди спорят? Может быть, они интуитивно стараются «до конца выговориться» — избавиться от своего «содержания», чтобы элементарно освободить место для размещения нового?! Так уходит ввысь ракета — безопорное существо — движущаяся именно потому, что умеет отбрасывать «часть себя». Странный и немного печальный образ, если его применить к людям. Кто-то взрывается на старте, кто-то чадит и грохочет, кто-то просто отсырел, а тот, кто действительно взлетел — уже не возвращается.
Единственный шанс изменить ход жизни — это изменить ее причину. Причина жизни — сам человек, его внутренний мир. Оглянитесь: всё вокруг — лишь следствие какой-то предшествующей выдумки, чертежа, слова… Следствие следствий! Реальная причина собственной цивилизации — человеческое воображение. Вот в него-то и следует вкладывать силы, деньги и время. Неужели непонятно, неужели еще кто-то надеется изменить причину, подретушировав следствия? Развитие всегда драматично. Во многом — это одинокий путь. Впрочем, как всякое движение на высоте.
«Американский образ жизни» живет и побеждает — россияне (всех национальностей) сами сегодня переживают блицкриг особого рода, интервенцию менталитета западного типа. Есть многочисленные жертвы. Главный сокрушающий удар — по детям. Ментальность — хищное существо.
Хит тысячелетия! Русский театр: «Наши против наших». (На постоянную работу требуются зарубежные сценаристы и режиссеры.)
Ум человека может «заболеть» чем угодно. Например, «чувством гордости», «чувством ответственности» или того хуже — «чувством справедливости». Ну и что? А то, что управление жизнью в уме, «болеющим» таким образом, больше не принадлежит самому интеллекту — всем управляют эмоции. Взрослая жизнь начинает напоминать детский сад. Скажем, чувство справедливости превращается в излюбленное арифметическое действие русских — деление. Делится всё: кресло, время, средства, друзья. Созидать россы любят начинать с… размежевания.
Период первоначального накопления капитала искажает человеческое лицо до звериного облика. Мы никогда не вырвемся из частного чувства частной собственности. Внутренний «зверь» всегда будет прорастать наружу. Будь ты с портфелем, будь ты с сохой.
Люди согласны на любую стабильность.
Вот — дерево. Если его тело распилить на доски, то можно поставить забор. А вот — земля. Из нее получаются кирпичи, из кирпичей — дом. Вокруг дома — забор. А вот и снег. Холодно. Но войдет человек в свое жилище, затопит печь и зажжет свет. И будет тепло. Потому что только человек умеет делать тепло вокруг себя, когда вокруг — стужа…
Люди слушают друг друга, потому что хотят, наверное, понять себя.
Время безнадежных многоточий в России постепенно превращается в поистине золотые двоеточия, за которыми потихоньку начинает проглядываться перечень дел и желаний.
Земля — кормилица. Эту банальность желательно прочувствовать каждому лично: не только хлеба, но и сами люди, и их вещи, их окружение — всё, абсолютно всё сработано из материнского исходного материала — Земли. А она начала скудеть и болеть. Есть кой-какой должок у нас, людей, перед этой первопричиной; люди жизнь «делают», а земля ее производит иначе — рождает. Есть разница?!
В совхозе «Восточный» — на открытых площадках и в павильонах — собрано колоссальное количество техники со всего света. Обидно, что участников конференции (а ведь это, как правило, глубокие специалисты экстра-класса) прогнали за полчаса-час мимо интереснейших экспонатов, около которых стояли такие же специалисты-экстра, конструкторы и директора, притащившие свои технические детища за тысячи километров и смонтировавшие их здесь. Вечно торопимся. Куда? Торопимся… показать! Чтобы что? Чтобы — показать всё. С размахом. Здорово, конечно, но специалистов жалко. Я видел их возбужденные, но несколько растерянные лица. Нельзя травить практиков мимолетным показом.
Сядь и задумайся. А потом встань и делай. Земля тебе отдала свою жизнь. И ты теперь ей отдай свою.
Воображение — единственная реальность. Оглянись: мир людей целиком был воображен ими самими — плоть лишь «наросла» во времени на чертежи, схемы и слова. Остальной мир воображен не нами. Цивилизация — плод фантазии, развившийся в материнском чреве и за счет него. Воображение — единственный обоюдоострый инструмент, практически приравнявший человека и к Дьяволу, и к Богу. Выбор — внутри нас и он всегда свободен. Внешний мир заходит в экологические тупики, потому что не экологично развивалась «внутренняя среда» человеческого обитания — внутренний мир. Главная причина проблем — одухотворение сознания — кажется такой отвлеченной, такой малосущественной… Человек «вытянул» в мир бытия колоссальное количество вещей, которые вступили в завораживающее взаимодействие: осталось лишь «выдумать» для всего этого самое главное — саму жизнь. В мире эту «технологию», когда живое рождается только от живого называют одухотворением. Весь внешний мир одухотворен, так сказать, Творцом; одухотворение внутреннего личного мира — работа каждого. Понятно, что энергию эмоций, силу знания, деньги и время следовало бы вкладывать именно в причину феномена человеческого бытия — в пробуждение его внутреннего само-содержания. Через это может произойти одухотворение всей деятельности человека на Земле и не только. Необходимость уже осознанна. Но как «дотянуть» трудноформализуемые духовные компоненты человеческого бытия до сугубых технологий? Возможно, в одиночку — «дотянуть» себя, чтобы потом следы ремесла автоматически «жили», а не просто «работали».
Будьте бдительны: следствия любят рядиться в одежды причины! Образ порождает подобие, подобие порождает вещь.
Русская земля. Несчастная собственность.
Не напиться чистой воды из замутненного источника… Земля — источник всей практической жизни людей. Он сегодня даже не замутнен — загажен и испорчен. Бесплодие — расплата за эгоизм. Рациональная наша цивилизация обрекла невидимые человеческие души на голодную смерть. Следом за невидимым голодом замаячил голод видимый: бесплодной становится сама Земля. Труд тех, кто пытается вернуть земле плодородие, похож на подвижничество, а речь их об этом зачастую поднимается до философского звучания. Потому что задача действий проста, как на войне: выжить.
Человек — очень «задумчивое» существо. Ближе к смертному одру число «задумчивых» заметно увеличивается.
Червяк изначально находится в условиях патогенной микрофлоры и микрофауны. То есть, в этой среде изначально содержится громадное число болезнетворных существ. После того, как червь поработал, — продукт получается чистейший! Действительно, хоть в рот не клади. Патогенность исчезает. При этом сам червь не болеет.
Сравните: творческие личности, «червячки» культурного слоя жизни очень любят «пропускать через себя» духовную грязь и превращать ее в произведение искусства.
Фрагмент интервью с известным московским бардом Ю. К.
— Я вижу печальную картину над Россией: колонизация ее интеллектуального и духовного пространства. О ребенке в моем паспорте записано: сын. Когда я с ним общаюсь, мои чувства доносят другое: я имею дело с одиннадцатилетним «американцем»…
— Всё, всё понял! Я, наконец, понял, что вас беспокоит. Это беспокоит и меня. Но я смотрю на вещи чуточку иначе. Это «иначе» объясняется разницей между краткостью человеческой жизни и длительностью общих, исторических процессов. Выражаясь проще, можно утверждать, что душевное развитие людей находится еще в самом зародыше. Меня поразило наблюдение — уж не помню кого, — что человеческий «душевный возраст» не превышает уровень пятилетнего. Передо мной даже образовалась странная картинка, рисующая то, что происходит за гробом; вдруг я представил, что ТАМ человеческая душа вдруг становится равна самой себе, и ТАМ все наши души становятся строго «пятилетними», «трехлетними»… Точного уровня на сегодняшний день я не знаю. Но миллион лет назад она наверняка была меньшего возраста, величиной, скажем, в «год», «два». Мне представился такой загробный «детский садик», где бегают пятилетний Гитлер, пятилетний Сталин… Они — играют, забавляются, обижаются, льют слезы и совершенно не озабочены тем, чтобы сообщить СЮДА о том, как ТАМ живется. Им это просто в голову не приходит!
Мой прекрасный друг!
Каждый человек подобен скрипке. Он томится по не извлеченному звуку своей жизни. Одни называют этот звук «смыслом», другие «судьбой», третьи даже не верят в его существование… Ты, женщина, мудра сердцем. Ты знаешь только одно слово — Любовь. Оно наполняет великой музыкой бытия и тебя саму, и всё вокруг. Это — великое Слово! Пред ним замолкают мысли и склоняют голову объяснения. Потому что вечность любви наполнена тишиной. Каким криком разорвешь ее? И зачем?! Голодные скрипки наших судеб торопливы и неразборчивы. Очень часто обыкновенный шум кажется нам замечательной песней. А действительно чудо — даже не волнует. Кто, какой Мастер держит в руках смычок? Редко кто владеет им сам. Тревожная музыка собрана в сегодняшнем миге бытия! Образы, время, удачу и крах — рождаем мы сами.
Любимая! Хочешь ли ты стать собой? Такой, какая ты есть на самом деле. А не такой, какою тебя представляет общество или твой же разум: то единственной и самой лучшей, то упавшей, растроганной, плачущей над собой… В мире, где все привыкли притворяться, естественность так трудна! Но другую я не смогу полюбить, другой я не смогу сказать эти слова. Не буду услышан. Я боюсь слов. Они делают меня лицемером, а тебя — обманщицей. Ведь так легко принять за любовь — самолюбие.
Жизнь проявляет наши лица. Сначала — видимые, потом — все остальные. Любимая! Я обращаюсь к заклинанию: пусть будут прекрасными все твои лики: доброты, терпения, кротости, святости, слез печали и слез радости. Любимая! Я охраню твою беззащитность. И Бог даст преображение нам обоим.
Величайшее мое сокровище! Женщина! Ты — то, чем я никогда не смогу стать сам. Ты — другая половина мира. Каждая наша встреча — восторг единения и муки рождения. Светлый Реквием звучит над полем жизни. Я люблю тебя, мой друг! И не хочу ничего более.
Отменить времена года не получится. Поэтому сеять и жать всё равно придется.
Нынешний человек слишком «короток», чтобы вобрать в себя весь мир. Поэтому он поступает обратным образом: измеряет собой. Человеческая способность сравнивать оборачивается причудливыми искусствами или нелепостью. Потому что «уметь сравнивать» — это одно, а «хотеть сравнивать» — совсем другое. Так и кончилось: умеем хотеть! Так и растащили Образ на разно-образие.
Поднимаюсь по трупам друзей, спотыкаясь о трупы любимых… И глядит с облаков старый бог-ротозей на борьбу пилигрима с вершиной!
Не виновен, что выбор мой скуп: я друзьям предлагаю погибель; если ляжем не порознь, а трупом на труп — будет богова ближе обитель.
Подходи! — и дурак, и мудрец; легче выбыть из времени хором, но великий рыбак, наш небесный отец, браконьерит с небесным замором.
«Никому… — его шепот! — не верь…» Никому! Песня дней отравилась. Никому! Никому! Все сомнения — червь. И — с вершины судьба покатилась!
Не для черни небес Колизей! На три буквы послав пилигримов, возвращаюсь обратно по трупам друзей, спотыкаясь о трупы любимых!
Мертвецы поднимают стакан, им падение кажется взлетом… Мертвецы обращаются к мертвым богам, и друг друга пугаются: «Кто там?!»
Ах, в душе Бога труп… Боже мой! Эй, кто мертвый тут есть, аль живой?..
Жизнь часто веселится, испугавшись Смерти. Это — полезная истерика.
Женское самодурство во многом обязано мужскому терпению.
Радость «новой жизни» партия каких-нибудь «новых» разделит со всем народом. Но — не поровну.
Алкоголики, преступники, хамы, мерзавцы… В каждом из них есть «спящая красавица» — Человек. И его иногда удается разбудить снаружи странным образом: алкоголем, преступлением, хамством…
Пока есть протянутая рука — есть благодетель. Пока есть благодетель — есть протянутая рука… Надо оставить что-то одно!
Всё будет проще и страшнее: устанет маг, уйдет спирит, и голос властный всё мощнее примкнет к тебе. И — усыпит!
Стерильна тьма. Сон — панацея! Оракул мертв. Перед толпой — вожди, обманутые целью, и храм со сбитой головой…
Ведомый вехами обмана, ты погубил своих детей! И мимо алчного кармана пронес прагматик плату дней.
Трясут глупейшие мощами старины. Беглец во времени обманывает сны.
Так в жизни случается.
Шла по улице Принцесса, и вдруг стал на нее наезжать трамвай. Увидел это Нищий — успел толкнуть бедняжку прочь из-под колес. Принцесса упала, расшибла коленку, испугалась очень. А когда трамвай отъехал, встала и надавала Нищему по морде, да еще приговаривала: «Как смеешь со мной так обращаться!»
Потом они поженились и жили долго и несчастливо.
Было у отца два сына. Старший умный, младший — дурак. Женились сыновья. Родилось у них у каждого тоже по два сына. Всего — четверо. Все — дураки! Тут и сказке конец.
Жили-были старик со старухой. А для чего жили? — совсем не ведали. Так и померли: ни вреда, ни пользы.
— Хочешь, Ваня, в белокаменной пожить? — спрашивает Царь.
— Хочу! — говорит Иван.
— Молодец! — говорит Царь. И больше ничего не говорит.
— На меня! — говорит Василиса Премудрая жениху-Кощею.
— Нет уж! — говорит Кощей. — Мне Марью-искусницу надо: она работать любит, а думать я и сам могу.
Однажды Змей-Горыныч летал-летал и заблудился. Видит: в лесу гнездо чье-то пустое, а в гнезде яйца лежат. Сложил Змей-Горыныч крылья, присел в гнездо отдохнуть. Да и задремал нечаянно. А как проснулся — слышит, из яиц птенцы вылупились… «Папа! Папа!» — кричат. Больше ничего он в жизни не услышал.
На высоком дубе в лесу дремучем черный Ворон триста лет сидел. Сидел и не разговаривал. Никто от него слова не слыхивал! Но сказывали старые люди, что тому, кто Ворона разговорит, он дорогу к счастью покажет.
Шел как-то через лес богатырь из народа. Увидел Ворона, удивился, спрашивает:
— Не знаешь ли, в какой стороне счастье?
— Пошел ты!.. — говорит Ворон.
Так богатырь русское счастье и нашел.
Золотая Рыбка говорит Старику:
— Значит, так. Первое твое желание будет — отпустить меня на волю, второе — приходить, когда позову, а третье твое желание — не приставать ко мне со своими собственными желаниями! Согласен ли?
— Согласен! — только и молвил Старик, да и прыгнул вслед за Рыбкой в море-окиян.
Два небольших «диапазона» осмелился ты жизнью называть: то слух играет в громкие резоны, то зрение спешит пощеголять. Куда идешь, то разрушая, то верша?! Шпаргалка умникам — беспечная душа!
За лесами, за высокими горами, за бескрайними долами, за морем синим — есть чудесная страна: еды вдоволь, питья вдоволь, иди куда хочешь, делай что умеешь… Кто найдет ту страну — не возвращается!
Заспорили как-то соловей из королевского сада и соловей из ближней рощи: чья песня лучше? Целую ночь спорили-пели на все лады! А утром пришел в кузню деревенский кузнец, да как начал молотом по наковальне стучать — серп ковать! Громче всех получилось!
Одной страной правил глупый маркиз. До того глупый, что сам ни в какие дела не вмешивался и подчиненным своим вмешиваться не давал. И всё в той стране хорошо было.
Отобрал барин гусли-самогуды, а они у него — не играют… Отобрал барин скатерть-самобранку, а она его — не кормит… Отобрал ковер-самолет, а он — не летает…
Догадался барин: привел Ивана-дурака, посадил его на ковер-самолет, расстелил перед ним скатерть-самобранку, гусли преподнес. «Поклонись! — говорит, — за дары-то». Иван поклонился. Тут барин и вскочил ему на шею! «Играй! — говорит. — Корми меня! Вези, куда прикажу!» Иван хотел было отказаться, да не получается… Какое теперь чудо барин ни пожелает — всё сбывается! А Ивану и невдомек: что чудеса от его, иванова имени, как бы делаются… Иван-то — дурак! — тоже вроде и при еде, и при музыке… Хитрый барин его так и зовет: «Хозяин ты мой, Ванюша!» Ох, как Ивану такая честь по сердцу!
Давным-давно иноразумные контакты вошли в любую сущность и предмет. Ведь только алчность опирается на факты, а вера знает: доказательств — нет. Как рев питекантропа в мрачный зев пещеры, — вернулся, озадачив эхом, — ум… Так вопль духовный порождает тьмы химеры, и божий глас, и сатанинский шум.
Всё, что вернулось, жадно ищет воплощенья: в словах, в любви, в предметной тесноте. Вот — фактов мир! Не жаль?! Забыв предощущение, не ощутишь соблазн по высоте.
Ты ищешь братьев — эхо бытия? Смешно стараешься: мы — не одна семья.