Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 10
*************************
Желчный пьяница донимал йога:
— А вот скажи, если ты такой святой, почему это твоя аура на меня никак не действует?
Йог произнес:
— Мертвые не ощущают.
Личность и время несовместимы.
Если мышь полюбит слона, ее обычная жизнь вряд ли от этого изменится. Если же слон полюбит мышь — он обречет себя на страх хотя бы пошевелиться… Всё великое в мире сковывается малой беззащитностью.
В магазине готовой одежды женщина выбрала из толпы незнакомого мужчину и обратилась к нему с просьбой:
— Ради бога, извините, вы не поможете с примеркой? Вот, костюм для мужа присмотрела… Вы по комплекции с ним очень похожи!
Женщина оказалась симпатичной и приветливой. Мужчина охотно выполнил ее просьбу и, в свою очередь, спросил:
— У меня полно свободного времени. Вас проводить?
— Ой! Вы совсем как мой муж, он тоже любит провожать.
— Что ж вы сегодня одна?
— Его сейчас нет, он приедет через полмесяца.
— А-а!..
У подъезда своего дома женщина, поколебавшись, спросила:
— Может, кофе?
— Разве что за компанию. А так, я пью холодную воду — это полезно.
— Надо же! У вас с моим мужем совпадают даже привычки!
Ночь они провели вместе. Утром мужчина был пружинисто-бодр. Женщина — меланхолична.
— Ты что? — спросил он ее нежно и участливо.
Женщина вздохнула:
— Ничего… Ничего! Ты такой же, как он…
— Какой такой же?
— Хороший!
И она, не сдержавшись, поплакала отчего-то.
Кратчайшее расстояние между явным и неявным называется временем.
— Я больше не имею собственных мыслей! — он посмотрел на меня так, как смотрят непобедимые.
Божья Матерь — этим именем в шутку мы прозвали парня, таскавшего в редакцию некие небесные откровения. Это был очень вежливый приятный в общении молодой человек, но материалы его никуда не годились — сплошное однообразие, поток запугиваний и назиданий.
— Нет, не годится опять, — я устал уже объяснять посетителю, что работа со словом требует особого таланта, что слово, взятое с небесной высоты, донести до земли, до обыденного понимания чрезвычайно трудно: не всякие уста годятся в такие посредники…
— Но ведь я же ничего своего не добавляю! Это сама Божья Матерь передала людям! Надо только напечатать.
Я озверел.
— Ты от Божьего Источника пил?
— Пил…
— Кайф получил?
— Ну…
— Тебе хочется, чтобы все его получили?
— Да.
— Там ты испил, насытился, а сюда что принес? Что-то мало это похоже на божью росу!
Юноша понял. Ушел. Возможно, у него появились кой-какие собственные мысли. Хотя, вряд ли; всякий, похоронивший себя в Учителе, непобедим.
Когда я смотрю на нынешних самодовольных бизнесменов-лоточников, надменных узколобых мальчиков в кожаных куртках, невольно звучит в голове что-то из Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасным: и связи, и шмотки, и башли…»
Не умеющим лгать приходится быть хитрыми.
Представьте себе небоскреб, верхние этажи которого парят над облаками. Любовь так же далека от секса, как верхние этажи этого небоскреба от фундамента.
Любовь сковывает и тогда, когда говорит: «Ты — мой», и тогда, когда жертвует: «Я — твоя!» Возможно, настоящую любовь вообще нельзя обнаружить — это единственный ее признак.
Хитрит ум. Живое чувствует. Бог не умеет ни того, ни другого.
Однажды Леночка подобрала на улице бездомного котенка и принесла к себе в дом. Леночка жила с сыном и больше всего на свете любила порядок. Котик уделал квартиру в тот же день. Неделю Леночка становилась грустнее день ото дня. Порядок и котик не совмещались. Как только не ругала себя Леночка за свое минутное благородство! Подобрать скотинку силы хватило, а вот выбросить обратно — нет. Слава богу, нашелся другой человек, избавил, забрал кота.
— Представляешь, с таким энтузиазмом порядок в доме я еще никогда не наводила!
Счастье Леночки сделалось больше прежнего.
Семена культуры в изобилии ссыпаны всюду, однако, брошенные на произвол судьбы, они обычно дают лишь дикие всходы, мелкие плоды. Поэтому хорошо известно: культуру следует прививать. Как? Это знает даже малоопытный садовник: от исходного нужно оставить лишь корешок, остальное отрезать и выбросить: к свежему прикорневому срезу механически присоединить требуемое культурное растение. И у людей так же: прикладывай к дикому не дикое. Приживется. Рано списывать со счетов эту «механику».
Неделимость — признак причины. Делимы только следствия. Причина подобна семени: разрезанная насильно, она теряет смысл своей сущности.
Герои восстанавливают общее состояние покоя за счет своей внутренней незыблемости, другие гасят внутреннюю «тряску» за счет внешнего омертвения. Последнее легко наблюдать. Кто не видел, как расстроенная женщина «лежит пластом вся без сил»?
Людские качества, — надежда, страх, ожидание, гордость и т. д. — это живые существа, кровно заинтересованные в увеличении своего «жизненного пространства», к тому же, фатально привязанные к имеющейся «кормовой базе» — личности.
Идущий говорит «тяжело», остановившийся говорит «трудно», и только мертвый говорит — «устал».
Каждый хотел бы стать неповторимым, то есть, самим собой. И в то же время: «быть, как все», «быть не хуже, чем другие», — то есть поставить на неповторимости крест. Задачка! Отклонившись от общей нормы, по неписаным законам живет подонок и его боятся, его ненавидят; по неписаным законам живет и святой; каждый из этих двоих братьев стал собой, отойдя от общего, каждый из них — смертельный враг покоя и порядка.
Очень удобно носить всё свое прошлое с собой: а) нет нужды делить бытие на покойников и живых; б) нет нужды возвращаться к прошлому; в) нет нужды избавляться от прошлого. И вообще: будущее пасует перед настоящим, в котором поселилось прошлое.
Понятие «выгода» понятно как средство для достижения цели, но оно принципиально отчуждено от понятия «смысл».
Истина неподвижна, ей некуда и незачем двигаться, ибо она уже есть. Свои попытки избавиться от страха перед неизвестностью разум именует поиском истины. Так не лучше ли в тачке перевозить песок из одного места в другое?
Разве можно гоняться за деньгами? Пусть-ка они за мной побегают, если догонят, конечно!
Каннибализм никогда не кончится. Десять тысяч лет назад люди поедали друг друга; сегодня всем опять хочется человечности — то есть, всё той же «человечинки». В общении. В душе. Кто ближний, тот и добыча.
Не пользуйся умом! Иногда лучше видеть, чем вычислять.
Личная жизнь — всего лишь «наглядное пособие» на общем уроке жизни.
Сверхзапросы детей уравновешивает консервативность старости; телеге жизни одни говорят «нн-но-о!», другие «тпр-р-ру!» Взрослым остается только работать, в их существовании нет идеи.
Весна, осень… В покое приходят и уходят сезоны природной любви. Почему мы не умеем так?
Люблю всех. Живу с тем, кому больше нужен. Мораль меня ненавидит.
Нужда — это союз дающего и вмещающего, а не контракт между имеющим и пользующимся.
Однообразие — это путь, заблудившийся в круге. Возраст — это ленивое тело. Старость — это ленивое воображение. Лень — это любовь к однообразию.
И тьмы, и тверди, и греха, и света — не боюсь: до смерти пал — до вечности пробьюсь!
Земная слава видится позором, когда случится зреньем неземным, стыдясь, объять бессмысленные споры глухих язычников над разумом иным. Приговорен, взалкавший, к постаментам: на дне небес стоять, окаменев. Всё перевернуто: дым — траурные ленты! — голодных домен харкающий зев. Не от греха отмыться б, от соблазнов! Больна толпа, развратен и кумир. Мечты безумные, страшней, чем метастазы, в живом миру преображают мир. Победы нет. Но победители видны: земная слава — крылья сатаны.
Ну почему должно быть так: чело святых — всегда печаль? Вон пьет вино святой чудак и любит баб блаженный враль! И весел взгляд, и бодр мотив. Что значит «быть»? — Хотеть сейчас! Земным добром небесный лифт грузить, смеясь, — высокий класс!
Святой не тот, кто плакать рад, а тот, кто сжег избыток сил: тому был кум, тому был брат, тому хребет переломил! Покой икон — дурной покой. Молитва там, где речь как речь, где будто в храм — твой путь домой: в кармане рубль, в ботинке течь… Как хорошо, когда твой спрос дотоле мал, что сыт ничем. Ах, скоморох, смешон вопрос: зачем сей дух не изречен? Святой поэт, святой кузнец, святой ханжа и умник свят, и каждый сам себе истец: все — хороши! Печали спят. Ответа нет: зачем живем? Кто сам вопрос, тот сам — ответ! Сдает душа в святой наем слепую плоть, веселый свет.
И ты устал, и я устал. Уста сомкнулись. Бог захохотал.
Ах, простота! В одном способна: она терпение хранит. Она, как лампочка, удобна: пришел — зажглась, ушел — темнит. Беспрекословна на желанья, полубезропотна во всем, и дня грядущего нет в плане; всё хорошо, когда вдвоем. Итак, всё отдано без платы, ее любовь как самосуд! Палач с пытливостью юнната цветок души срывает тут.
Люди церкви — это собаки бога. Какое терпение! Какая преданность!
Человек — это «завихрение» между скептицизмом и любопытством.
Жизнь однажды пошутила, сковала одной цепью три желудка. Стали желудки спорить, кому быть главным. А, надо сказать, один желудок питался чувствами, другой мыслями, третий — хлебом. Победил сначала третий. И посмеялась жизнь над обжорой. Потом победил другой. Но посмеялась жизнь и над ученым. «Я выше всех!» — крикнул тот, что питался чувствами. Но тут разорвала жизнь свою цепь, и некому стало спорить.
В магазине уцененных товаров я купил за 1 копейку очень забавную вещицу — карманный пульверизатор. Конструкция больше смахивал на миниатюрную жестяную масленку. Заправленный духами, пульверизатор брызгал при надавливании тончайшей струйкой метра на два.
Я приловчился шутить: заправил внутрь духи покрепче и опрыскал всех своих женатых друзей… Бить не били, но с месяц, наверное, водили по разным домам «громоотводом»: объясняться и демонстрировать «сикалку» недоверчивым женам. В общем, скучно жили мои женатые друзья, без шуток, муж с женой друг другу из-за какого-то дурацкого запаха доверять переставали. Да разве ж так можно?!
У меня тогда самый расцвет счастливого детства был — 22 годика… Год до собственной свадьбы оставался.
Родители почему-то не допускают мысли о смерти детей. Этим немедленно готово воспользоваться вырождение.
Многие из моих друзей служили в армии за рубежом, а по возвращению на родину обязательно привозили диковинку: авторучку в виде голой женщины, прозрачную зажигалку, иностранный магнитофон. Знакомый А. Б. привез домой… историю. В ГДР дело происходило.
У прапорщика — о чем речь! — характер должен иметься наипрепоганейший. Так оно и было. Вся рота стонала. Однажды поручили прапорщику уничтожить несколько старых толовых шашек. На полигон ехать — километров пятьдесят. Но на то и солдат, чтобы соображать. Немцы, между прочим, строят всё очень капитально, из бетона. В том числе и туалет. Не туалет в части был, а ставка главнокомандующего: взрыв атомной бомбы мог запросто выдержать. Прапорщик дождался, когда рота ушла на плац, связал пакеты, приделал детонатор, запалил и бросил вниз. Ждал-ждал — нет взрыва. Заглянул в дырку — тут и рвануло! Полгода заикался.
Долго в части при встрече с прапором считалось хорошим тоном — нос воротить в сторону. Однако характер у «рационализатора» не поменялся. Ясное дело: стихией стихию не перешибешь.
Сон — это кратчайший путь к дому.
— Только не говори, что ты жить без меня не можешь…
— Я жить без тебя не могу! Я люблю тебя!
— Это не любовь, это — шантаж!
«Принцип субботника» (досрочно сделал и — гуляй) — в русском характере. За работу берутся не постепенно, не от простого к сложному, а непременно сразу хватаются за самое трудное, чтобы потом, в случае удачи, гарантированно бить баклуши. «Ррр-раз и — готово!» — сколько поколений надорвали судьбы на этом волшебном варианте для богатырей.
И только русский Художник может начать с непосильного замаха: «Вечное я уже сотворил — теперь и заработком можно заняться…»
Явленное — очень небольшая, видимая часть от всего воображенного.
И от горя не стыл, и от смеха не таял, сам себя обряжал наперед: то страдал, что живет, не страдая, то страдал, что страдая живет.
Дети чисты и опрятны, они близки к духу, но постепенно на взрослеющие лица ложатся печати пороков. Это — нормально в своей естественной последовательности. Невероятно другое, когда на изначально порочное лицо ложится печать духовности! Это дьяволы, сгорая, поднимаются на небо…
Цивилизация — любимая кормушка дьявола.
Скажите, разве не может быть теплых воспоминаний об умершем чувстве? Разве не хранит благодарная память тепло встреч и радость минувшего понимания? Любимая! Ты была прекрасной мирной страной, через которую я проходил. Ты встретила гостя у одной границы своих владений и проводила до другой. Ты была с ним рядом день и ночь, ты делила с ним собственную жизнь, и поэтому он прощается с тобой особо — навсегда, навсегда… Чтобы не травила и не терзала мысль о неповторимости бытия: забудь восхищение в прошлом! Невозможно успеть насладиться. Обиды остынут и станут прозрачны, как небо. Нежная, прекрасная хозяйка просторов и времени жить! В твоих владениях по-прежнему много желаний, заботы и крепких друзей. Ты не останешься одинока. Но со мной ты дошла до последней границы — до границы себя самое. Спасибо. Большего ты не ищи. Никто, кроме странника, не умеет покинуть страну своих грез. Прощай. Ты стала высоким воспоминанием для ищущего высот. Нельзя пытаться быть рядом дважды; не сбывается дважды родиться. Иди одиноко: за мной или обратно — это решит твое мужество. Не останавливай, я — не оглянусь. Слышу, но не слушаюсь умерших. Разве можно увести за собой чужую тень?! Любимая! Ты — всегда лишь другая женщина. Та, которая станет иною страной. Вновь и не вновь. Странствие повторяется. Новое приветствие уже ткет нить прощания. Любимая, проживи и забудь этот сон! Память нужна лишь тому, кто уходит. Любимая! Мы — не лучшее из того, что уже было. И мы — не лучшее из того, что будет. Потому что лучшим может быть только одно — безмолвная дружба наших разлук.
18 марта 1992-го года я укусил за нос собственную собаку. В ответ она меня тоже тяпнула. Я был очень доволен, потому что проводил эксперимент и получил точный ответ на вопрос: может ли собака укусить своего хозяина?
Мы с приятелем вместе и поврозь хаживали как-то по делу в одну контору. Ребята там вертелись крепкие. Всё у них было: и деньги, и помещения, и заказы, и хорошее оборудование, и могучие перспективы. Только всякий раз, покинув контору, приятель и я ощущали на себе какую-то неприятность, непонятную придушенность, что ли, почти недомогание, отвратительность какую-то. Никак не могли понять: в чем дело? Может, кажется? Тогда почему двоим сразу? Спросили у других клиентов конторы — те же непонятные ощущения. Стали думать. Приятель и говорит как-то: «Слушай! У нас в доме покойник был недавно. Так же тошно на душе делалось… Мертвечиной в их конторе пахнет». И точно! Ощущение, как от мертвого: контора процветает, с каждым днем всё выше в гору лезет, денег полно, а всё равно бежать от них хочется.
У молодой мамаши умер недельный ребенок. Надо хоронить по всем правилам. Но свидетельство о смерти никак не получишь, пока не представишь свидетельство о рождении. Пришлось мамаше пройти этот издевательский круг — получить бумагу о рождении на… мертвого уже сына.
«Я научу вас ловить в сети души человеческие…» — обещал апостолам Христос. Устарело! Нынешние души отлично идут на блесну!
Орущие дети мешают тому, кто внимает голосу мыслей и чувств. Точно так же слушающему тишину мешают орущие отовсюду мысли и чувства.
То с пустотой соперничает слово, то в море слов восстанет тишина. Звук не готов, но в мире всё готово для пробуждения любого сна!
Не преодолеть неизреченности через специализацию.
Всякая новая сила и всякая новая свобода используются людьми для прежних удовольствий. Поэтому так редки новая сила и новая свобода.
Открылось знание и привело к бессилию: провидеть в людях пропасть, мрак, железный ход, стальные крылья, в кольцо замкнутый Зодиак… Неужто с этим скарбом можно предполагать расчет иной, чем тварью жадной и безбожной вернуться в хаос свой земной?!
Бежать, бежать от накопленья! Без мыслей, призраков, вещей, — от странствий, снов, от поселенья, от любострастья площадей! Во всем узревший лишь прощанье, закроешь счет, открывши суть. Друзья скрывают под плащами: пол-литру, скуку, возглас: «Будь!» Всё хорошо. Пора б напиться. Искажены весельем лица.
Настоящая награда Учителю — когда каждое его слово ученик воспринимает с недоверием.
Слепая паства умерщвляет ученика в самом Учителе.
Она сказала: «Как ты можешь иметь счастливый вид, когда мне так плохо!» Ненависть женщин часто носит одежды справедливости.
Люди — это позиции. Их совместная жизнь — совмещение позиций. Сколько всего? Поведение математических функций исследуют на крайних пределах и при нуле. У людей — то же.
1. Я — твой. 1. Я — твоя.
2. Ты — моя. 2. Ты — мой.
3. Я сам по себе. 3. Я сама по себе.
Всего шесть позиций. Взаимоотношения мужчин и женщин не так сложны и разнообразны, как принято считать. Не надо себе льстить: общее количество сочетаний — всего лишь из «шести по два».
Например:
«Я — твой» + «Я — твоя» = «лебединая верность»;
«Ты — моя» + «Ты — мой» = «кошка с собакой»;
«Я — твой» + «Ты — мой» = «подкаблучник и генерал в юбке»…
И т. д.
Художник сказал: «Женщина! Ты так щедро тратишь днем на работе запас своего кокетства, обаяния, ума, красоты и соблазна, что нет слов! Знакомые, коллеги, ухажеры, друзья по достоинству оценят твою щедрость и заплатят за нее восхищением, вниманием, комплиментами. Как белка в колесе! Но вот возвращаешься ты домой… Где золотой запас твоих качеств? Израсходован. Ты устала, как проститутка».
В ней просто бездна обаянья! И там, и тут она добра: шалунья, друг, кокетка, няня, любому — верная сестра. За это божье отдаванье не иссякает славный ряд: то комплимент, то рук лобзанье, то жест гастрольного царя… Дрожат в заботливости сутки. Лишь, возвращаясь в дом, она глядит с тоскою проститутки на мужа, кухню, пацана.
У нее было много книг, которые она успевала читать. После развода с первым мужем — лишилась библиотеки. При втором муже она словно мстит былой несправедливости — книги в доме уже некуда складывать. Их никто не читает.
Российские словесники в устных своих баталиях развили столько школ и направлений, что сравнить их изощренное разнообразие можно разве что с букетом восточных единоборств: та же хитрость, та же отрешенность, то же подражание примерам природы.
Восьмидесятилетний старик вспоминал жизнь:
— Знаете, в детстве я был птицеловом. Однажды мне попался необыкновенный щегол. Он был значительно меньше своих собратьев по размерам, но пел изумительно. Стоило вынести клетку с ним на улицу, как целые стаи щеглов слетались и садились рядом. Это был, наверное, какой-то щеглиный король! А потому у меня его украли… Да… О чем это я? Да! Еще чечетка попалась как-то ненормальная — дочиста ощипала в клетке трех своих собратьев. Я их голеньких вынес на мороз… Сейчас бы я, конечно, так уж не поступил. Получается, что живых убил… Да… О чем я говорил-то? А, ну да! У нас в университете в тридцатые годы лектор был по марксистской истории — вылитый Маркс внешне! И прическа, и черты лица, и стиль мышления. Мы его на лекциях не слушали — мы на него смотреть ходили, как на артиста какого. А потом он вдруг исчез. Говорят, за это самое и арестовали — за то, что классика копировал. Да уж… Помню еще мебель мне государственную предлагали, из дворцов когда-то конфискованную. Не взял, дескать, буржуйского не надо. Не поверите — красное дерево! Хе-хе! Зря, наверное, не взял: сейчас бы продал — разбогател…
Он когда-то был крупным номенклатурным работником, воевал, дважды горел в танке, воспитал детей. Знал и мог многое. В конце концов память старика ослабела. Теперь он вспоминал только самое важное, самое яркое в жизни.
Мать у Пашки очень строгая.
— Дай поесть! — говорит Пашка. — Одну корку за день ел только.
— На сколько заработал, на столько и получил, — говорит мать.
Пашке восемь лет. Он подкрадывается и пытается стащить из-за материной спины хлеб на столе. Мать бьет ему локтем под дых. Парень загибается.
— Может, не надо так-то уж, — вмешиваюсь.
Реакция самого Пашки неожиданна. Он восстанавливает дыхание, обнимает мать за плечи и, глядя на меня в упор, говорит примирительно:
— Мне не больно. Я привык.
Последней из подполья вышла катакомбная христианская церковь. Один из последователей учения, парень лед двадцати пяти, интеллигентного облика, с ясными прямо смотрящими успокоенными глазами, принес в редакцию «чудесные» тексты — откровения Божьей Матери, продиктованные ему специально для России год назад. Смысл текста: угрозы, запугивания, перечень кар, констатация разнообразного вида катаклизмов, массовых бедствий и ужасных смертей — от начала до конца страх один. Причем, в виде холодного делового сообщения, без эмоций.
— Это не Божья Мать, это — эссэсовка какая-то! — говорю с сомнением.
Парень тут же упал в обморок. Видать, и впрямь верующий…
На век иль миг женой зову любую! Раздавший сердце, сердце не разбил. Случайностей, мой друг, не существует, кто понял это — случай полюбил.
— Привет! — сказал человек.
— Привет, — ответил Он. — Только у нас так не здороваются.
— А как?
— У нас принято соединяться при встрече.
— Как это «соединяться»? Обниматься, что ли?
— Нет. Двое, если желают поприветствовать друг друга, обычно сливаются в единое существо. Физически.
— То есть? А личность? Чья личность главенствует в новой?.. — человек, похоже, испугался правил иного мира.
— Сохраняется та личность, которая мощнее.
— А другой?!
— Другой стирается.
— Насовсем?!
— Да. Аннигилируется на всех уровнях.
— Ужас!
— Ничего подобного. Каждый из приветствующих испытывает большую радость от ощущения эволюционного продвижения.
— Это невозможно! — воскликнул человек, словно защищаясь.
— Хочешь, попробуем! Подойди… Нужно только быть готовым принять меня целиком или вручить себя так же. Предугадать, чья личность сохранится — трудно. Слиянием руководит сама эволюция! Попробуй!
— Я — человек! — гордо сказал человек и шагнул вперед.
Ничего не случилось. Человек в недоумении осмотрелся вокруг. Поблизости никого не было. Только гордость веселилась и ликовала.
Ум — произведение черта, душа — песня бога, тело — венец природы. Ах, трудно любить всю «троицу»!
Перед сотрудниками лаборатории поставили задачу: сделать так, чтобы навозные стоки на ферме не имели запаха. Какие только ухищрения не пробовали применять ученые мужи! И закрытые емкости, и химические нейтрализаторы, и бактерии, и замораживание… Всё не то: или очень дорого, или неэффективно. Открытие пришло с совершенно неожиданной стороны. Трубу, по которой подавался навозный сток, подвели в отстойник нетрадиционно — со дна. Оказалось, что старый навоз, подсохший сверху, в точном соответствии с народной мудростью «не тронь — вонять не будет», действительно, не пахнет.
Дело было в Венгрии. В холле национальной академии стояли гости — наши земляки — и пытались торговать кое-каким товаром, привезенным из Удмуртии. Продавщица держала в руках прозрачный полиэтиленовый пакет, набитый форинтами. Дескать, вот уже на сколько наторговали, дескать, покупайте побыстрее, ажиотаж, так сказать. Чтобы набить мешок до требуемой привлекательной величины, потребовалось на время собрать с группы всю обменную валюту.
Дело, вино и бабы — вот три «кита». Через отношение к ним определяется профессионал. По признаку первоочередности. Например. Художники: дело — вино — бабы. Врачи: бабы — дело — вино. Богачи: вино — бабы — дело. Трактовка, разумеется, субъективная. Но принцип — универсален.
Знакомый журналист похлопал по неуклюжему металлическому боку свою верную старушку, печатную машинку «Москва»:
— Она себя сто раз уже оправдала!
Пишущая машинка, ружье, холодильник, мотоцикл… — всё это подвергается в России сравнительной прикидке, доморощенному анализу: окупят ли себя затраченные средства. В этой стране даже вещи должны «оправдываться».
Один из экзаменов по кандидатскому минимуму — доклад по теме на иностранном языке. Технарь Андрюша был превосходный, а вот лингвистические способности — ниже средних. Выход один: друзья перевели текст доклада — он его выучил наизусть. Защитился на «отлично».
— Запомнил, как песню!
И в доказательство лихо начал шпарить на иностранном.
— Ни слова сам не понимаю! — развел руками.
Вот и думаю: уж если кандидатский минимум таков, то каким должен быть максимум?! Свою «песню» Андрюша без запинки напел мне через девять лет после экзамена.
— Кому нужна «тройка», подходите с зачетками, — неожиданно заявил на экзамене преподаватель-дракон.
— Мне!!! — быстро, единственный из группы, сообразил Андрюша.
Преподаватель заполнил графу, расписался. Потом спокойно произнес следующую фразу:
— Кому нужна «четверка», подходите…
Откуда брать деньги? Все нынче озабочены этим непростым вопросом. Директор одного небольшого ижевского института нашел оригинальный выход из трудного положения. Директор выяснил, что практически все сотрудники учреждения имеют домашние телефоны.
— Работать будете на дому, — объявил руководитель. — Проверю лично: три звонка в день. Не застану — пеняйте на себя!
Освободившиеся институтские помещения сдали в аренду по хорошей цене — 3000 рублей за квадратный метр.
Идущему всегда трудно; поэтому его мораль не отрицает удобств, облегчающих продвижение.
Знаете, как отравили бобров и неисчислимых раков на речке Люк? Какой-то деятель высыпал рядом с рекой, на склоне целую кучу химических удобрений, а весной, конечно, всё смыло к черту. Всякий знает: раки живут только в очень чистой воде, от посторонней молекулы — дохнут.
Только довелось недавно увидеть и исключение из природного правила. На Иже, — на том самом, что вытекает после города радужно-пахучей маслянистой струей, — объявились эти самые, с клешнями. И много! Мутанты. Крупные, породистые, проворные. Гляжу я на этих тварей и радуюсь — это будущее, нам, грешным, надежную весточку посылает…
«Знать, не думая» — вот универсальная формула всей живущей природы. И только человек против: думает, не зная.
Женщина отработала перед льготной пенсией десять лет горячего стажа. Хватились — не достает по документам двух «горячих» лет. Слезы, истерика. Как докажешь? Полезли в цеховой архив. Нашли! Как раз по тем самым спорным годам факт: «Такой-то и такой-то объявить выговор за прогулы и пьянство…» И подписано: мастер горячего цеха. Так и доказали.
Счастье детей — получать, счастье стариков — отдавать. Он и она заключили брак по старости — во спасение от одиночества. У каждого за спиной осталась прежняя жизнь, повзрослевшие, оперившиеся дети. Прохладное дыхание вечности, участившиеся болезни ясно напомнили старикам: пора распорядиться наследством. А дети — разные, не родные… И сошли старые с ума: он своим — пылесос, она своим — телевизор и книги, он — диван, она — стенку, кастрюли, ковер. Такое соревнование устроили! Кто вперед! Самим уже ни спать, ни сесть, ни суп варить не в чем. Каждый боится: вдруг умрет первым, и тогда уж ничего не возьмешь для своих. Надо успеть, чтоб спокойно в конце было.
Мой друг — циник, к женскому полу он применяет лишь две оценочные категории: «уже можно» или «еще можно».
Не пользуйтесь вещами, отравленными завистью.
Слепы ученики, верящие в то, что Учитель зряч.
Вера — свет. Не ослепни, увидев!
От заядлого туриста, объездившего, проплывшего и исходившего Урал, Дальний Восток, Камчатку, тундру, пустыню, Саяны и Памир пришло письмо:
«Привет, старик! Я перебрался в США. Ходить здесь негде: свежих маршрутов нет вовсе, всюду надо платить, даже за дрова в лесу. А если захочется удрать в самую глушь — они называют эти места заповедником и дерут за выезд туда втридорога. Всё по расписанию. В России между мной и природой никаких дополнительных правил не было: только я и она… Где хочешь жги, что хочешь делай, куда пожелаешь иди. А здесь даже на пустыню как на хозяйский двор смотрят. Горе мне».
В чудесном ищи обыкновенное, в обыкновенном чудесное.
Над абсолютным большинством живущих людей, как Дамоклов меч, висит фраза: «Поезд ушел». А если еще не ушел, то страшно опоздать… Или все места уже заняты… Это — гонка судьбы, гонка плебеев, мешочников, не имеющих родовых гнезд и не ощущающих за плечами груза традиций. Плебеи боятся остаться снаружи. У всех — страх. А счастливчики, что родились в поезде, боятся еще больше: не оказаться бы за бортом. И та, и другая сторона называют свой страх «смыслом жизни».
У меня был один гостеприимный приятель, паталогоанатом. Вечерами в его доме часто собирались. Здесь никогда не говорили: «Чай заварен». Всегда говорили: «Чаек нагноился».
… Приятель давно уехал в Сибирь, чай сделали по талонам, а шутка в наших кругах до сих пор живет. Удачной оказалась.
Известно, что крупные творческие личности за время одной физической своей жизни умудряются проживать несколько духовных «реинкарнаций». Классический пример — Пикассо: голубой период, розовый… Что-то словно подталкивает творцов торопиться. Прозрения? Философские ошеломления? Новые женщины? Осознанные прегрешения? Можно только гадать.
Куда проще удалось организовать поворотные даты в своей судьбе художнику-авангардисту из провинциального Ижевска: три сотрясения мозга — три новых периода в творчестве.
Чтобы наверняка знать, что такое «грех», а что им не является, лучше всего обратиться к понятию естественности. Например, в начале весны совершенно естественно видеть стадо самцов, дерущихся из-за одной самки. Однако в конце весны картина иная: вокруг единственного самца пасется целый гарем. И это тоже нормально и не вызывает недоумения. У каждого времени, получается, своя собственная естественность.
Выходит, понятие «греха» определяешь ты сам. Время и грех — это конструкция, напоминающая качели, в них люди раскачивают любимую свою куколку — «смысл».
Обидчивый не может быть счастлив в принципе.
Прописная истина: быть здоровым в нашей стране — не выгодно. В то время, как непьющий, некурящий бодрячок вкалывает, больной балдеет на дому почти за те же деньги. Далеко ведь не все болеют так, чтобы пластом. Свою болезнь ценят, ее берегут, как кормилицу. А кто здоров, как бык, тому приходится искать болезнь по блату или обходиться своими собственными силами.
Россия — это такая больша-а-ая зона, где народная смекалка и изобретательность изощрены в абсолютной простоте решений. Как это делается? Один знакомый служащий из ИТК рассказал:
— Догнать температуру до тридцати девяти — самое пустячное дело! Надо взять обыкновенную очищенную дольку чеснока, слегка разлохматить ее и засунуть в… задний проход. Лихорадочный градус обеспечен! А как делают язву желудка, знаешь? Берешь оберточную фольгу от конфетки, скатываешь шарик, привязываешь на нитку, глотаешь и идешь на рентген. Туберкулез легких делается еще проще: натираешь перед просвечиванием грудь алюминиевой пудрой… На снимке — отличное затемнение! О йогах слышал? Если особым образом подогнуть руки-ноги, то давление сразу скачет до ста восьмидесяти. Знать надо такие вещи, иначе в России не проживешь.
На вопрос: «Как здоровье?», — дедушка заметно оживлялся: «Плохо!»
Всякий состоявшийся «донор» неизбежно порождает «вампира». Заветная мечта каждого из них — «быть собой».
Что ни подай, всё мало! Таков людской замес: чем ближе к Идеалу, тем шкурней интерес.
«На пирсе тихо в час ночной, тебе известно лишь одной, когда усталая подлодка из глубины идет домой». — Эта незатейливая эстрадная песенка была на слуху в конце семидесятых, кажется.
Когда Вова после двух-трехдневного запоя появляется на пороге родного дома, жена выводит навстречу малолетнего сына и произносит: «Усталая подлодка из глубины идет домой». Мальчик, наверняка, запомнит эти немудрящие слова на всю жизнь. Какая сила все-таки в поэзии!
Гребцы в лодке сидят задом наперед; прямолинейное направление помогают держать в большей степени уже пройденные ориентиры, из прошлого. На дальнейший путь гребцы лишь оглядываются. Оглядываются на будущее! На что оглянешься, туда и причалишь.
Если кто-то говорит: «Я не в состоянии вам помочь…» — это означает лишь одно: у человека просто нет состояния.
Бог миловал: врагов послал, но не дал озлобленья.
Людская ложь соревнуется в новизне искренности.
В лифте.
— Вам на какой?
— На четвертый, там одежду сегодня продают.
— А на втором чернослив дешевый и рассада…
1992-й год. Место действия — республиканский Дом печати.
Бог — это такая штуковина, которая исчезает сразу же, как только им начинают интересоваться.
Конфликты, обусловленные различиями в национальности, вероисповедании, служебным, материальным или духовным неравенством и проч., вполне и до конца разрешимы: жить следует молча, голыми и в темноте.
Гармония — это когда исполнитель души не чает в своем заказчике. Например, семейная гармония. Встречали?
Зерно Вселенной развернулось древом звезд.
Нет времени у Бога.
Нет времени в зерне.
Знак качества: проверено на себе!
До тридцати лет ищут лучшую долю, после тридцати — лучшее место.
Приходящее понимание всегда превосходит то, что ты, понявший, можешь выразить.
И война — насилие, и мир — насилие. Свобода находится между ними.
Что требуется для счастья? Ничего не требуется. Счастье самодостаточно. Любой идиот подтвердит это!
Боги любят в долг.
Деталей воз — еще не схема. Мудры шаманством авангардные пииты: бессмысленность сквозит в потоках смысла, коль запятыми сил нет овладеть.
Любовь и речь, чем не враги?
Жизнь не в деле, а в радости; дело, приносящее радость, — от земли; радость, производящая дело, — свыше.
Счастье обывателя — это долговременный мир между добром и злом. Поэтому, говоря: «Да здравствует мир!», надо целиком принять и: «Да здравствует обыватель!»
Признак здоровья — это здоровое чувство лени. Для чего жить? Глупо жить лишь для вещественного однообразия, — это порабощает, как всякая специализация. Гораздо свободнее и уютнее чувствуешь себя в мире, если живешь не «для», а от чего-то: от радости, например. Не дело — источник радости, а радость — источник многочисленных дел.
Ты слабому помог.
Ну, что это за доблесть?
Тебя он вряд ли отличит от костылей.
Настоящее одиночество — это когда не осталось ни единой мысли о себе. Странно, почему люди, думая наоборот, жалуются на то же самое чувство?
Суть людскую разрывают — пятьдесят на пятьдесят! — «Майна!» — ангелы взывают, «Вира!» — черти голосят.
Сатана победил. Бог оцифрован.
Религия — радость плачущих. В русскую церковь ходят поплакать.
Все ищут: кто чужого, кто своего, кто себя самого. Невезение тотально. Все находки — временные. Игрой в земную жизнь заправляет шулер.
Заказчик называет «любовью» заказ.
Часто ум женщины не может найти подходящего выражения в словах, зато любая из женщин может выразить сколь угодно мудрости в молчании.
Умный человек — банк, он заинтересован во вкладчиках.
Падший ангел возвращается на небеса окрестившимся дьяволом.
Многие невостребованные писатели напоминают мне плохих садовников: часто их энтузиазма хватает лишь на щедрое разбрасывание семян. Другого умения, кроме щедрости, нет. Ни всходов. Ни плодов.
Еще ни одна женщина в мире не стала счастлива при помощи претензий.
Душа — рыбешка на жратву: наживку клюнув, потеряюсь! Попутно радости живу, попутно жизни сотворяюсь.
Люблю тебя! Но назвать любовью то, что ты ждешь от меня, не могу.
Может ли мешок с дерьмом взлететь? Может. Если приделает к себе крылья и хорошенько разбежится.
Тела слились. Слились и души. Мир сжался весь в зерне любви. Сгорела каша на плите.
Человек стремится к вершине. По дороге он слышит нашептывания внутреннего голоса: «Спеши! Ты — первый! Твой ум велик, твое сердце щедро, гордись собой…» А рядом толкают локтем под ребро невежливые попутчики — ведь они слышат то же самое. Но чем выше подъем, тем реже живые встречи, тем свободнее пространство, тем молчаливее становится голос. Последнюю фразу он произнесет на вершине: «Глупец». И ты поспешишь вниз, чтобы сказать это остальным. Но ни один из стремящихся вверх не поверит тому, кто нашел в себе силы возвратиться. Откровение — обычная причина самоубийства поэтов, принцев, романтических альтруистов и прочей нежной творческой мошкары, летящей на огонь.
Человек научился наслаждаться «плохим». При этом он искренне удивляется: почему это я так плохо живу?
Когда женщина не просит ничего, ей хочется отдать всё.
Я нормален?! В таком случае вам следует признать ненормальным весь мир!
Умным людям в России, у которых хорошо пошло дело, всегда кажется: наконец-то получилось! «Против лома» есть прием — умная голова. Вот эту саму голову они обычно под лом и подставляют…
Смех без причины? Это ли не скучно?! Живем без будущего, прошлое виня. Что наша жизнь? Игра для побирушек: просить огня да падать в полымя.
Сосед соседу на ухо глаголет: у стенки надо б шлепать пацанву! Диагноз прост: вот — юный алкоголик, вот сыроед, подсевший на «траву».
Мамаша пальцем крутит у височка, папаша мат дает, как «на гора»; сынок хорош: подследственную точку за опыт жизни ставят «опера».
Вокруг людей плакаты да заветы, куда-то общий катится вагон, погода хмурится, Господь ушел до ветру и больше не вернулся к людям Он.
Не попросить начать пути сначала, твое начало — родом из конца. Еще вчера любовь любовь встречала: «Аз», «буки», «веди»… — «и-жи-ца»!
Земля взошла железными цветами. Даешь «Убий!» Авось, и то не зря… Отцы в тоске прикинулись христами, держась за древко, корня мимо зря.
Ты хочешь жить, как минимум, достойно. Свобода — враг! Свобода — чешуя! В пятнадцать лет душа твоя — покойник. По ком звонит бренчалочка твоя?
Тебя уж нет. Ты — просто оболочка. Пустой сосуд для мыслей о жратве. Даешь балдеж! Гуляем — гля! — до точки. Налей, чувак! По девочкам — ржавей…
В каком же разе грешница святая вновь поцелует стопы, окрылив? Эй, что-то давит… Давит, давит! Не то, чтоб жизнь — отсутствие любви.
Мечта — доверчивая птица: ей подавай покой да тишину. А мысли? Вылетают из темницы, на белый свет убийственно взглянув!
Отношения известны: не посеешь — не пожнешь. Инь — до бабушек невесты, Ян — до гроба молодежь.
Между молчаньем двух сортов — от злобы тайной до святейшей правды — набросано так много слов…
«Больше творчества!» — лукавые указки! Чернь есть чернь. А знать есть знать. Голые, хорошенькие сказки ходят под Параграф умирать.
Русская холопская порода варит, сеет, вкалывает в дым! И кричат: «Да здравствует свобода!» — узники, целуя кандалы.
Боже! Русские хиппи, Христа поискав, оставляют в сердцах дом пустой для него… А потом в этот дом без письма, без звонка навсегда поселяется кто-то другой. Навсегда…
Не рогатый ли ангел тот дом приглядел, в чьем-то сердце пустом холя сытое зло? И писание слов — как водой по воде… И мечта — ржавый гвоздь под скукоженный лоб! Навсегда…
Боже. Русские хиппи — чума школяров: Вера с Правдою, сестры — поврозь навсегда. Был бы разум! А сердце? Всего лишь — нутро… От войны б до войны миру мир нагадать. Навсегда…
«Навсегда» — это слово похоже на смерть. Помолись у машин от звонка до звонка! Очи в очи вонзились ножами во тьме, — небо вспорото там, где залатан закат.
Боже! Дети исчадий, бегущие ввысь, не помилуй, судьба, вас, но всё же — храни. За спиною дымятся лишь кущи, увы, да надежда спасает свой жертвенный миг.
Черт возьми! Неужели не ясно? Я стихов не пишу, не пою соловьем, не точу на бумаге сопливые лясы: говорящий с собою, — приговорен…
Это правда. Как лезвие бритвы. Ну, хоть в шутку, мой саван примерь! Не останется песен. Судьба и молитва — это вовсе не страх, а прохожий и дверь!
Там, где правда смыкается с ложью, грань остра, превращаема в Путь ежедневно, всенощно. И, боже, я прощаюсь под реплику: «Будь!»
Дед воевал. Отец для смерти тоже был пригож. А как же: честь, отвага, родина, награда… Каких границ достигнуть может ложь, коль для обмана пользоваться правдой? Два духа — Будущее с Прошлым — конвой мгновения. Торжественный и пошлый.
Чем больше ладана, тем крепче пахнет серой: воспеты меч и слава хлебного жнивья… Подобно водам, циркулирующим в сферах — круговращение смысла бытия.
Будь я правитель, запретил бы растить то, что нуждается в развитии — науку, искусство… даже веру. Запрет ускоряет развитие.
Путник духа, далеко опередивший современников, подобен страннику в пустыне. «Я нашел небывалый источник!» — кричит он, а его не слышат. Он проклят. Но такое одиночество — сильнее смерти, потому что далекое будущее, как и далекое прошлое — бесстрастны. А потом придут люди, возьмут найденное, подивятся; и будут кичиться тем, что путник — из их рода. И эта ложь даст силу новому путнику, преодолевшему счастье жить сегодня.
Многие невесты обманываются, принимая мужское балагурство за надежность. В узком кругу «душа компании» — мрачен. Радость любит простор.
Не многие женихи способны найти радость в заботе. До свадьбы — иллюзии, после свадьбы — обман.
Балагур после свадьбы — изверг благополучия: наблюдение преобладает над участием.
Один, как кролик, жался, другой орлом кружил, и всякий жить старался, а я так просто жил. Шагал не по расчету, дышал всегда не в лад, молчал не для почета, орал не для наград. Гузном не лазил в кресло, и, каюсь, водку пил, но я жил интересно, поскольку жить любил. Любил судьбы обманы… Ах, люди, время — дзынь! — часы, как наркоманы, глотают нашу жизнь.
А, может, я попался, не удержал ранжир? Зачем-то мир старался, чтоб я вот так не жил?!
Построены в колонны, спокойствие храним. Я с детства твердо помню: мы боремся за мир.
Глядят ракеты-пушки на Запад, на Восток, и ушки на макушке, и порох не подмок.
По кумполу колом бы, аль маковкой в сортир!.. — Чем больше наша бомба, тем крепче будет мир!
Гудят заводы наши, народ непобедим. А мы живем всё краше: твердим, твердим, твердим…
Я верю в то упорно, бригада мне, как мать. И надо по три нормы давать, давать, давать!
Что за комедия — рыдать среди веселья? Зачем пугаешь челядь, человек? Зачем один не пьешь царево зелье, угрюмо в спины глядя из-под век?
— Я нынче вышел за ворота городища, — ответил он, на посох навалясь. — Там бога нет. Там, думая о пище, друг друга ест неподобающая мразь. Там люди, что больные привидения, шатаются с деньгой по кабакам, в тюрьме сидит там половина населенья, другая половина — по углам. Там каждый мнит себя третейским судиею, там все холмы похожи на погост, отравлены там люди похвальбою: мол, у кого всего белее кость… Они глядят с тоской на эти стены, не видя, только слыша карнавал, им наплевать на ваши перемены. Кто беден был — богаче не бывал!
Схватила странника подвыпившая стража. Царево зелье — в рот ему силком! В постель — невесту! Вотчину! Поклажу! И — мать твою! — по трону кулаком.
Народ утешат и утишат слухи злые: царю — царево, прочее — молчок, ворам — с кафтана бляхи золотые… Смеясь, повесился счастливый дурачок.
— Пацаны, с нами хор пятилеток! Пацанва, Первомай на душе! — А они, точно птицы из клеток… А они — точно блядь в шалаше.
Но и им пуля сердце защемит, и у них на извилинах тля; фимиам — это для восхищений, а для будней сойдет конопля…
Кто нормален, а кто малахольный? Руки нервно ласкают цевьё… — ветераны под звон колокольный исцеляют войной пацанье!
В героических смертных раскатах вера реет, как аэростат… И конвейер райвоенкомата за Христом постригает Христа…
— Пацаны, с нами хор пятилеток! Пацанва, Первомай на душе! — А они наглотались таблеток и нашли коммунизм в анаше…
Особый век: невротики, катары. Хиреем. Дефицит на мужика. Картина: двое дюжих санитаров в палате буйных учат старика.
Старик один… Два дюжих санитара… Вдохнули разом разум под бока! А за окном: фонарики, гитары — сплошная воля, песни и тоска.
Я выступаю, выпавши из стиля, всегда в антракт иду из-за кулис, как раз тогда, когда поговорили, но до того, как все передрались.
«Кто первым поднялся, тот вышел в расход. Война для героя — халява!» — Небритая смерть прогулялась меж рот, раздав матерщину и славу.
Постой, знаменосец, упьемся стрельбой! У жизни — короткие ноты. У смерти в любимчиках ходит герой, в бессмертные веря ворота.
Туманится память, жжет легкие дым: минувшее — поле сраженья… Войну, как невесту, сулит молодым давно полысевшее время.
Я не люблю ярких всенародных праздников, они обостряют одиночество, они похожи на массовое опьянение. Многие горькие пьяницы назидательно трезвеют в эти дни.
Будьте серьезны. Я шучу очень тонко!
С тех пор, как отменили бога, образовалась вакансия, куда устремились смертные.
В безвыходной ситуации можно просто закрыть глаза. В абсолютно безвыходной ситуации все выходы — твои.
Вот заработать бы все денежки. И — сжечь. Или объехать белый свет. И — помереть. Ужасно хочется полезным в землю лечь, чтобы потом восстать и рай узреть.
Ужасно хочется попробовать на вкус в соседних кущах бытия запретный плод. Жизнь — алфавит от «А» до «Я». И наизусть его диктуешь ты из года в год.
Ужасно хочется испробовать свобод, но вот беда: им не живется без оков. На пару умников пришлось невпроворот учителей и школ для дураков.
Когда мне скажут: «Спятил парень. Псих!» Я говорящим улыбнусь, мол, знаю сам. Считаю рублики. Живу от «сих» до «сих». Душа закрыта, как обиженный Сезам.
Я занимаюсь тем, что готовлю консервы из собственной жизни. А также из ваших нечаянных будней, на этой песчинке Вселенной — Земле. Консервы вояк называются память. Консервы ученых утоплены в цифрах и схемах. А я в ностальгии кручу устаревшие пленки; и нервные «Битлы» — консервы моих двадцати.
Сначала человек удивляется. Потом человек удивляет. Потом удивляется, что удивления — нет. И находит его. Но потребуется подвиг, чтобы дать это удивление миру.
Странное дело: подлецы среди шутов не встречаются.
Допустим, ваш ребенок умирает. Сколько сильнейших переживаний принесет это горе! А если это произойдет еще раз, и еще раз, и еще?.. Выработается опыт — защитная «блок-эмоция» — реакция на определенный, повторяющийся раздражитель. От горя тупеют. На войне к смерти относятся равнодушно. Но это всё крайности, экстремальные ситуации. (От одной и той же радости, кстати, тоже глупеют и тупеют.) А в жизни? Нынешняя жизнь полна испытаний и физических, и духовных, причем, их повторяемость возрастает со всё большей частотой. Как удержаться в этом ритме? Не выдержавших, сдавшихся, пройдох и сумасшедших стало больше. А современников обвиняют в черствости. Нет. Однажды пережив какое-либо эмоциональное чувство, человек использует его в дальнейшем, как инструмент, как функцию. Как готовый, однажды уже созданный блок. Эмоции ни в работе, ни в оценке не участвуют. Плохо? Ничуть! Просто энергия эмоционального восприятия освобождается для других дел. Сегодняшние потрясения — всего лишь азбука дня завтрашнего.
Во все времена мысль мудрецов коллапсировала: взывая к бесконечности, она неизбежно уходила в себя, захлопывалась, замыкалась. Словно с определенной, критической точки мироощущения мозг человека способен питаться собой. Впитывая Вселенную, мозг взрывается, как сверхновая… Итог проблематичен — свет внутри «пересвечивает» всё остальное!
Просильники! Не совершайте просилия над ближним!
На покойнике растут волосы, ногти… Страшно и безысходно! Подобно тому в заброшенных деревнях еще рождаются дети…
МИР — ЭТО ПАМЯТЬ.
В душе художника два жителя: временный и вечный. Ни одному нельзя дать волю. Временного погубит корысть и мелочность. Вечный сожжет разум хозяина. В душе художника два жителя… Чем сильнее они ссорятся — тем пронзительнее искусство.
Нет первооткрывателей, есть — просветители.
Человек — модель общества. Общество — модель истории. Банк земных знаний — модель Поля. Физическая машина сожрет твердь. Экспансия духа — тот же завоеватель. Ни то, ни другое — не любовь.
Относительно безошибочно руководство настоящим может осуществляться только теми, кто видит будущее… У руля же оказываются те, чье зрение — прошлое.
Стихи похожи на математику: языком символов строится модель мироздания. Модель — орудие для предсказания. Сложение, деление, вычитание, умножение… — арифметику поэзии — поймут большинство. Пространственную геометрию, ряды, дифференциалы, интегралы — поймут специально обученные или обучившиеся. Далее — прикладные разделы, понятные лишь специалистам… Математики предсказали дьявольскую технику. Может, поэты предскажут божественную суть?