Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 13
*************************
Молодость наша разношерстная компания провела в поклонении вину. Вино объединяло. Вино разъединяло. Память о том, что мы когда-то запросто были все вместе заставляет постаревшего пьяницу Г. возвращаться в одиночку в «то» состояние общего радостного единства, а после воспоминаний и протрезвления в одиночку гостить в настоящем времени. Полный кошмар: в том времени он — выдуманный, в этом — не хозяин.
То, что ребенок не успел познать в игре, будет познано ценой жизни.
Как баловню судьбы отравить жизнь может мелкая неудача, так неудачника может свести с ума небольшая победа, — он будет шуметь о ней так много и громко, что невольно подумаешь: «Ах! У человека выросли крылья! Жаль, что они выросли величиной с воробьиные и не на том месте… — такая нелепица для полетов!»
Безобидные по отдельности вещества в сочетаниях могут принести много бедственных неожиданностей. Химические смеси, например. Для человеческого желудка тоже не всякое сочетание годится. Но особенно любопытные проявления сочетаний можно наблюдать в нематериальной, что ли, сфере. Политическая эйфория, демократический психоз подняли на гребень волны событий многих обладателей такого симбиоза качеств — глупости и сверхдеятельности.
На тему секса заинтересованно говорили два человека средних лет. Оба — большие российские лентяи, обломовы в жизни, насмешники и тунеядцы в сексе. Теоретизирование на эту тему, при определенном складе характера, может в России запросто заменить практику.
Тридцатилетняя девочка П. сделала откровенное заявление: «Не с кем говорить! С дураками разговаривать скучно, а умным — скучно говорить со мной». Это выражение, пожалуй, — визитная карточка большинства моих современников.
Есть один неразрешимый вопрос: какую из женщин любить достойнее — ту, которая уходит, или ту, которую уводят?
У меня есть знакомый ПРЫЩ, он очень любит говорить о себе: «Посмотрите, какие у меня формы, какой я содержательный, как много всего во мне заключено!»
Вы замечали, что поговорив с кем-то по душам, вас впоследствии начинает словно бы тянуть к запомнившемуся собеседнику? Потому что между вами — невидимый мост; вы вместе его строили. «Разговор по душам» — это строительство взаимных связей, взаимного понимания, выработка общего мира и мировоззрения. Ради чего такой долгий, кропотливый труд? Ради того, чтобы в кратком признании, например, перебросить по наведенному душевному «мосту» основной «груз» отягощенной души. Разрядка произошла, но мост остался, грузы по нему больше не перебрасываются… — это беспокоит здравый смысл: зачем наведена и сохраняется недействующая конструкция? Должна действовать! Поэтому потребность в исповеди может стать сродни наркотической. Не лучше ли после того, как «мост» выполнил свою функцию, сжечь его, не сожалея? Чтобы не отягощать друг друга соблазном понравившегося соединения.
То, что грозит гибелью, предупреждает первым. Это ли не друг?
Сияющая электрическая лампа больше всего напоминает мне самовлюбленность: она так же уверена, что ток в сети происходит исключительно благодаря ее сиянию!
Только трусливая любовь боится потерять своего тирана.
Любовь — богатство. Значит, должны быть ростовщики, купцы, транжиры и рантье. Среди моих знакомых мужиков — одни побирушки.
Инакомыслие — дитя сосудов тесных: то тесны сапоги, то тесен целый мир. Известно, что игрою с неизвестным решают жизнь и арестант, и конвоир!
В городе был морг. Его снесли. На этом точно месте построили обком партии. Потом туда вселился Госсовет.
Любимая! Подожди, не перебивай, ты слишком отвыкла от этого прекрасного слова: любимая! Но привыкла к усталости, к тому, что вечно не хватает чего-то. Подожди! Давай еще раз посмотрим друг другу в глаза: помнишь, там жило хорошее счастье, вечное и нескончаемое? Давай позовем этот свет! Дай мне твои руки. Какие они? Я совсем забыл, когда в последний раз держал их вот так, с нежностью и неизъяснимым повиновением. Морщинки… Наверное, ты тоже стала другой от бесконечных очередей, обещаний, вечной стирки и вечной нехватки времени. Конечно, ты стала другой. Ты с трудом понимаешь эти странные слова — о любви… Давай, хоть ненадолго, спрячем мысли или спрячемся от них сами! Не надо сегодня бежать на рынок за злобой и давкой, не надо сожалеть о просроченных талонах на вино и сахар, не надо занимать у соседей «десятку» до получки. Не надо! Сегодня, любимая, твой день! Твой печальный праздник в этой большой и печальной стране. Пусть сегодня твоя душа отдохнет. Как сделать так, чтобы никогда не разомкнулись наши руки, чтобы не иссякла, не оборвалась между нами невидимая нить — чувство?! Как поверить, что судьба — наша служанка, а не наоборот?! Слишком ненадежен мир вокруг, слишком тороплив и жаден, ему непонятен этот крик, этот шепот, это заклинание, вырвавшееся изнутри, из нашего прошлого или из нашего будущего — из всего, что родилось с этим восклицающим шепотом: «Любимая!» Давай удивимся сегодня друг другу: не мелочны ли стали наши желания, не превратились ли мы с тобой в живых куколок, не называем ли мы заботы о повседневности — мыслями? Что нас ждет впереди? Я не спасу тебя, любимая, от будущего, но я попытаюсь быть рядом. Не плачь, зачем? Не говори ничего! В твоих глазах свет и радость. Мы сбываемся в сбывшихся людях.
От чужой нищеты легко и удобно откупиться милосердием. Добро сотворяется лично. Надеяться на святость — святым не стать.
Он на нее смотрел, как на божницу, внимал настороженнее, чем вор, с тяжелым сердцем тайного ревнивца вселял он скорбь в пустяшный разговор.
Хочешь стать самым несчастным человеком в мире? Тогда попытайся осчастливить всех!
Стиль любовника: деловая нежность.
Откровение, человеческая искренность очень напоминают огонь, поэтому собеседникам лучше не впадать в ситуацию «внутреннего сгорания». Именно этим отличается учитель от назидающего педагога.
У военных есть понятие: «бой на уничтожение», то есть, без живых и пленных — это задание совершить на «отлично» массовое убийство. В этом аду кто выживет? Разве что неуязвимый. Так вот. Литератору, как правило, больному в той или иной степени нарциссизмом, не худо бы иметь в лице критика такого же противника, кто мог бы не содрогаясь и не ища оправданий и компромиссов, всегда работать «на уничтожение» произведений: если уничтожил — значит, не жильцы. Останутся лишь неуязвимые, вечные, прозрачные для времени слова! За такую услугу настоящему критику надо платить не обидой — ему за это жизнь отдашь!
Чувствовать и страдать — это еще не умение. Настоящее умение — чувствовать, не страдая!
Что значит участвовать в демократических выборах, если я не знаю своих депутатов, если к политизации населения я отношусь как к навязанному, специально насажденному массовому психозу, если в избирательном бюллетене я вычеркиваю все фамилии, а фамилии руководителей и членов КПСС — вычеркиваю не просто так, а с наиогромнейшим наслаждением и удовольствием плебея, допущенного плюнуть в «барина» без последствий: тьфу! Что это значит? Это значит, что барин коварно поумнел.
Конструктору, опередившему в своих идеях настоящую действительность, рассчитывать на признательность так же абсурдно, как, скажем, младенцу-внутриутробнику требовать выдачу паспорта: всему свой срок, всё должно «поспеть». Увы, в человеческом стаде многое живет наизнанку: первым поспевает не плод, а — потребность.
Много лет назад художник Г. в одиночку одержал победу над Советами, которая нашла свое выражение в железном принципе: пить вино и водку всюду, со всеми, всегда и сколько влезет, но — кроме советских праздников. В дни всенародных гуляний художник трезв и скорбен: принципиальность победителя обязывает!
Странные могут иногда случаться события! Неудовлетворенная духовность легко находит хотя бы временную компенсацию в сексе, в примитивном утешении, даже в самоуничтожении. Тяга к вечному и возвышенному полету жизни толкает на край, к ощущению свободного, но, увы, очень уж короткого полета-падения.
Любовь и обладание — понятия сосуществующие и независимые.
Ранняя диагностика воспринимается как наговор или оскорбление.
Женщины научили меня говорить слово «не»: не говори критически и не обсуждай никогда ее качеств — она прекрасна; не прекословь — она всегда права; не откровенничай — это искушает на подлость; не демонстрируй силу — это искушает на месть; не будь счастливее ее — это ее слезы; не учи разуму — она знает лучше; не сравнивай чувства — проиграешь; не трогай родственников — будешь чужим; сочувствуй зависти — она примет тебя за своего; не задавай неугодные вопросы; проявляй только дозволенное непослушание; не молчи, ее возбуждает звук, ее возбуждает голос; не забывай о датах — она называет это внимательностью.
Достаточно умением подменить разум, чтобы управлять желаниями.
Снился сон. Огненный шар с человеческим лицом. Только я ему обрадовался — он «похитил» меня; только я почувствовал страх — он ударил меня. Нельзя ненавидеть, нельзя радоваться: жить с неизвестным — это умение быть никем.
Дьявол не может убить вас без вашего же согласия. Поищите это согласие в себе — оно есть обязательно!
Душа, не знающая покоя даже в любви, подобна усердному каторжанину.
Допустим, за время своего существования человечеством наработано вокруг планеты некое невидимое вещество, которое может стать средой обитания для инородной жизни. Так, во время прилива вместе с поднявшейся водой в залив заходит рыба… Не эту ли «рыбу» мы видим, порой, в небесах и сновидениях?!
Простого носителя обаятельной, уникальной идеи люди часто принимают, как уникальную личность. Это неправда. Самое печальное, что «носитель» и сам верит в избранность судьбы, т. е. начинает относиться к идее, как обладатель и торговец. Идею в тисках личности ампутирует субъективизм.
Как ты, человек, относишься к детям своим, так природа поступит и с тобой!
Есть тип мужчин, компенсирующих косность натуры сильным рукопожатием, а слабость ума — громкой речью. Таковы, в частности, многие чванливые чиновники-провинциалы.
Не конкурентов убираю: без мандража и куражу я им, представьте, помогаю и, извинившись, обхожу. Неблагодарная услуга, когда все лаются, как псы, напоминать: что друг для друга мы просто гирьки и весы.
О, женщина! Лучше позволь себе одну большую слабость, чем тысячу маленьких! Я в состоянии перетерпеть первое, что не в состоянии оплатить второе.
Убеждение — солдатчина духа.
Верующий латыш, адвентист седьмого дня, тыча пальцем в небо: «Чего хотят? Чего пытают? Зачем пробуют? Кто знает: что там?! Ишь, сколько их развелось нынче: экстрасенсы, ученые, психотерапевты, астрологи… Нельзя просто так браться за то, чего не знаешь! Может, ТАМ высоковольтные провода?!»
Гадаю жене по руке: «Вот тут, на линии жизни, видимо, где-то перед климаксом, целый веер мужиков… Ну и гулять же ты будешь!»
Отвечает мгновенно и радостно — в тон, в шутку: «Да, я такая!»
Кришнаиты поют мантры — звуковые ключи, открывающие человека для небесных токов. В принципе, любое слово — мантра, надо лишь суметь его произнести и, соответственно, услышать. Для этого совсем не обязательно быть восточным фанатом.
К весне на лесных непроточных озерах от избытка болотных газов подо льдом случается замор, и если в таком льду прорубить окно — рыба, обезумевшая без кислорода, будет выпрыгивать на лед сама; «рыбачить» в таком месте и в такое время можно хоть ковшом.
…Власть так долго держала людей вне мыслей о небе, что случился духовный «замор». Теперь в любое прорубленное окно «веры» лезут и лезут оголодавшие души. Самое время для подлецов-браконьеров!
Борьба — это не политика, не утверждение первенства, не разрушение во имя созидания. Борьба — это поиск естества!
Как существует золотой запас — самая надежная валюта в мире денег, так в мире духа ценен непоколебимый человек. Честь — это «валюта» разума и чувств.
Человек интересен тем, что: сказанное — делается, а сделанное — говорит.
По отношению к природе я могу назвать себя не «царем» природы, не «преобразователем» ее или «завоевателем», а лишь плагиатором, обладающим, в частности, даром словесной интерпретации мира; природа перехитрила свое чванливое дитятко, человека, — она дает ему самосознание, легко превращающееся в некий коллапс: самовлюбленное, тщеславное создание, самонадеянно нарекающее себя личностью. Я не критикую, а констатирую. Собственно, интерпретатор природы — это большой талант и большая работа: строительство цивилизации.
У одного мудреца была молодая и красивая жена, к тому же и умом ее бог не обделил. Мудрец жил скромно, любил людей и больше всего в жизни ценил вопросы. Молодой жене тоже нравилось задавать вопросы. Так она узнала: о любви, о вечности, о прошлом, о будущем, о тайнах души. Но вскоре бесполезные вопросы ей наскучили, и она стала спрашивать совсем о другом: почему у нее нет красивого вечернего платья, почему нет дорогих украшений, почему никто не везет ее посмотреть тридевятое царство, почему у нее в кошельке бывает пусто?
— Разве наша любовь не заменяет тебе все богатства мира? — спросил удивленный и опечаленный мудрец.
— Я не могу думать о любви, когда кошелек мой пуст! — закричала разгневанная красавица.
— Возьми… — сказал мудрец жене и протянул ей туго набитый деньгами кошелек, — но с одним условием: вернешься в мой дом, когда на дне кошелька не останется ни одной копейки.
Женщина очень обрадовалась такому повороту судьбы и стала совершать каждый день тысячи покупок, путешествовать по всему миру, потому что кошелек оказался не простым, а волшебным: сколько из него ни бери — конца-края деньгам нет. Наконец, наскучило ей владеть тем, за что можно заплатить монетой, захотелось ей поговорить о вечности, о любви, о тайнах души… Вернулась она к мудрецу.
— Пуст ли кошелек? — он ее спрашивает.
— Нет, нисколько не убыло, — отвечает.
— Уговор дороже денег! — засмеялся мудрец. — Голодная любовь сытую всегда перехитрит! — и дверь у красавицы перед носом закрыл.
Идеология — это рак веры.
Цельность натуры легко проверить: одинаков ли ты в общении с разными людьми? одинаков ли ты в общении дома и на работе? одинаков ли ты с любимыми и врагами? одинаков ли ты во сне и наяву? одинаков ли ты в жизни и в смерти?
Художник изрек: «Россия! Титаны духа! Лилипуты дела!»
Советская империя разваливается. Лихорадочно совершаются выборы, лихорадочно создаются не действующие законы. Реальный кризис остро нуждается в свободных практиках. Нет… В парламенты попадают легче всего актеры, писатели, журналисты — первый эшелон, действующий образом, словом, проповедью. Много ли толку от замены бесчестного болтуна на правдивого?! Словесная правда быстро кончается, и тогда надо будет изобретать нечто, похожее на правду — новый гипноз, новый фарс. Нет профессиональных политиков, есть профессиональные сволочи, апологеты системы. Новой или старой — не важно. Уверенный в себе, принимает решения за других.
Дали роль — по роли и сыграно будет.
Так смотрит раб — за горизонты, так — самоед, знаток норы… Взгляд чертит линиями фронта в воображении — миры! Так смотрят в море: безотчетно взгляд ищет абрис корабля. Так смотрят в небо, будто чье-то внимает явствие земля!
Новый вид литературы: документальная психология.
«Откуда придут наши?» — спросит на Руси осторожный новичок жизни, партизан свободы, народный ополченец веры. И запрокинет голову в небо, и шагнет, счастливый, навстречу своей бессмысленной гибели!
В глазах бога и дьявола одинаковая глубина; земное они видят одинаково.
Плоть — только «верхушка айсберга» жизни, ее видимая и осязаемая форма. Мышцы держатся на костном скелете. А что является остовом для самого скелета? Нельзя ли попытаться вступить в контакт с привидением и нарастить на его «голограмму» клеточную ткань?
Человек получится только в том случае, если силу взять у дьявола, а терпение у бога.
Пионерское: «Будь готов! — Всегда готов!» — продублировали для своего детского населения национальные меньшинства России. На удмуртском это звучит так: «Дась-лу! — Коть кудась!» «Дась-лу!» — это пионерская газета на удмуртском языке, убыточная за отсутствием подписчиков. Одно время бывшая жена вела в Доме пионеров кружок юных корреспондентов. Ребята были все русские, но в «Дась-лу!», тем не менее, «информашки» носили регулярно. Их печатали. А с гонораром вроде бы договорились так: поскольку беспаспортным детям рубли-копейки в кассе выдавать не положено, будут их высылать на адрес руководительницы, положившись на ее порядочность; по общему соглашению деньги эти решено было израсходовать на нужды нищего кружка юнкоров. Кое-что по переводам, действительно, иногда приходило. Но главное удивление было впереди. Со следующего года к нам в почтовый ящик трижды в неделю стали заталкивать по толстой пачке (штук по 20!) пионерской газеты на удмуртском языке, которого не знал никто в семье. Что за черт! Наконец, выяснилась причина «шутки». В редакции очень были обижены на свою убыточную нечитаемость и, как могли, сотрудники помогали делу роста тиража и популярности. Оплата за часть заметок высылалась, как обычно, в нормальных рублях-копейках, а часть — годовой подпиской на «Дась-лу!» Так за год на наш адрес и накопилось штук двадцать этих подписок. То-то почтальон, наверное, удивлялся: зачем столько в одну квартиру? А как же: коть кудась!
Если у смерти есть 1000 причин, а у жизни 1001 — это мир жизни!
Писатели принципиально отличны друг от друга: у одних бывает непреодолимое желание говорить, а у других — необходимость сообщать.
Рассказ о жене йога в России можно назвать «Баба йога».
Чувство равновесия руководит успешным движением. Чувство!
Сцена легко прощает, когда автор пробует себя в дилетантском исполнительстве, но она беспощадна для исполнителей, возомнивших себя авторами.
1992 г. Два года полный доступ к любой видеопродукции, два года провинцию щедро наполняли столичные знаменитости-гастролеры, два года относительной свободы — триумф и аншлаг певцов, групп, шарлатанов и одиночек-пропагандистов, религиозных миссионеров и т. д. Прекрасный выбор! Но: удовлетворили первый голод, и перешли на… местный материал. Устроили, например, свое ночное провинциальное шоу; билеты разошлись без рекламы и задолго до представления. Неужто местная самодеятельность лучше столичных профессионалов? Нет, дело не в этом. Провинции захотелось именно чего-то своего, чего-то живорожденного здесь, не записанного на пленку, не отрепетированного до профессионального автоматизма. Местный патриотизм переживает очередное возрождение: сколько разного мусора всплывет в этой легкой среде!
Еще раз: пишущие делятся на писателей и описателей.
А. П. выжил в концентрационном лагере, в плену; вернулся обратно после окончания войны в страну, где смертельная опасность репрессий грозила отовсюду: выжил. Двое его детей выросли талантливыми приспособленцами; с детства развитие способностей было направлено на максимальную адаптацию к среде, которая изначально трактовалась как нечто агрессивное, уничтожающее, недостойное, т. е. обеспечение «выживания» в такой среде оправдывает применение лжи, хитрости, хождение по головам соперников. Детей отец научил воспринимать жизнь как вечный концлагерь с его беспощадными волчьими законами и испытаниями: не продашь, не смолчишь вовремя, не своруешь, не поклонишься, не рассчитаешь — не выживешь! Закон жизни — смерть! Внуку А. П. тоже старается передать «мораль» концлагеря: «Надо уметь скрывать…» Любопытно, что навыки существования, приобретенные в условиях кровавой мясорубки, легко путешествуют во времени, легко усваиваются и в сытое, казалось бы, время; они передаются через любую форму общения, в том числе, и через любовь старого к малому; надломленная личность источает опасный «вирус» — думающий эгоизм.
Старики, зараженные убежденностью, неизлечимы.
Попеременное, полярное воздействие явлений мира на мир человека напоминает действие переменного тока на… трансформатор. «Намагничиваясь» из нейтрального состояния до определенного предела, до насыщения, личность не может вернуться в исходное состояние именно тем путем, каким она из него вышла: всегда остается во внутреннем мире человека «остаточная намагниченность» — линия внутренней жизни, напоминающая петлю Гистерезиса.
Можно сделать некоторые выводы, нарисовав графическую иллюстрацию: минимальная площадь «петли» соответствует максимальному КПД личности; человек — «трансформатор» энергий бога; между небом и людьми возможен «человек-подстанция».
Позвонила. Поговорили. Напоследок: «Какую-то еще гадость хотела про тебя сказать и забыла… Вот ведь! Даже расстроилась!..» У нас замечательные отношения: она может сказать, что угодно, я могу что угодно выслушать.
Не хочешь отвечать? Еще лучше! Не любишь? Еще лучше! Гонишь? Еще лучше! Что бы ни случилось, повторяй: «Еще лучше!» — это заклинание сделает твой оптимизм бессмертным.
В костюме врага можно пройти по его территории, а в теле человека можно рискнуть пройти по жизни.
Слышать другого — это не слушать себя.
Через дневниковые книги, через мозаичную картину жизни, сложенную из больших и малых наблюдений, откровений и т. д., можно «протянуть», заданную заранее нить-тему, и тогда на эту нить «налипнут» родственные факты; новое сочетание информации будет напоминать уже не мозаику, а инструмент узкого профессионал. Собственно, качество любой мозаичной модели жизни можно проверять с помощью нехитрого индикатора — «красной нити» какой-либо одной темы; «тяжелеет» нить при протягивании — жизнь в дневнике есть!
Сложность всегда не столько в создании теории, сколько в доступном для понимания ее упрощении. Один из моих знакомых «теоретиков» говорил о количественных оценках качества жизни на первом ее, питательном, что ли, уровне: «В цивилизованных странах не существует психоза желудка, вызванного ожиданием недоедания. Поэтому количественный анализ удобнее проводить на «входе» «черного ящика», каковым человек является — т. е. по количеству принятых калорий. В России всё наоборот! Удобнее наблюдать на выходе. Например. За день производится среднестатистическим индивидом двадцать сантиметров кала средневязкой консистенции, за десять дней — два метра, за пятнадцать лет, в среднем, — два километра, за жизнь — четыре-пять километров. Жизнь человека можно измерить не только в единицах времени!
Как отучить женщину курить? В семнадцать лет — никак. В тридцать можно поставить ее перед зеркалом и спросить о шелушащейся коже: «Это что за потаскуха?» В девяносто — тоже никак, но обязательно следует покупать ей сигареты покрепче и не терять надежды, что она все-таки умрет.
От пронзительной искренности дилетанта небеса могут плакать горше и смеяться сильнее, чем от высочайшего, но повторяющегося искусства виртуозов.
Жизнь жены — качели. А я-то кто для нее? Два столба с перекладиной!
Воистину: работа — лечит! Причем, лечит так, что «больной» после выздоровления становится здоровее прежнего. Где еще есть такой врач?!
Я каждый день стал говорить жене слова о любви, как она того хотела. В конце концов, это ее перестало интересовать — можно теперь поговорить и по-человечески.
В нашем доме все строители: муж строит мебель, жена строит глазки.
Идеализм уповает не на свою выгоду. Поэтому на него нельзя положиться.
Слабый палач испытывает страх перед сильной жертвой.
Сон такой. В отпуск я никуда не поехал, а стал на садовом участке, в маленькой столярке тесать себе гроб. Из хороших досок, очень старательно. Почти месяц работал — отлично получилось. Поставил гроб в комнату, постелил в нем и стал спать. Потом запаковал понадежнее и на чердак поднял — до востребования. Очень был рад и удовлетворен собой. Но тут получаю я во сне известие: мой друг С. помер и гроба-то у него как раз нет. Черт! Отдал я ему свой гроб, сделанный с таким тщанием и любовью!
Проснулся. Пришел на работу. Вижу, С. сидит в своем кабинетике, рад меня видеть. А я не рад: жаль гроба.
Еще сон. День выноса. Я лежу в гробу. К моменту выноса в комнате собралось много разного народа. Жена спряталась на кухне и не выходит. Слышу, зовут ее попрощаться с любимым мужем… А она как закричит: «Вы же видите, что мне и выйти-то не в чем! Даже платья черного нет!»
«Отец наш Небесный! Да прославится имя Твое! Да наступит Царствие Твое! Да свершится воля Твоя как на небе, так и на земле! Подай же нам ныне хлеб наш насущный, и прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем тем, кто согрешил пред нами, и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити, ибо Твое и Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь».
Светлое Христово Воскресение. Пасха. Древний и прекрасный праздник людей, их неиссякающей веры в справедливое и высокое примирение. Человек улыбается человеку. Человек желает человеку доброго счастья. Улыбка на лице и мир в сердце поднимают человеческую душу над лихом и бедой.
Человек с миром в сердце говорит: путь борьбы обречен на поражение. Действие порождает противодействие. Это не может продолжаться бесконечно. Это грозит крахом и гибелью. Лучшая гармония — мир и сотрудничество всего живого; в противодействии, но не в борьбе за победу. Жажда всеобщей великой победы — жажда тирана и завоевателя!
Улыбнись, человек! Пожелай ближнему своему свободы и света! Слишком долго ты, и твой ближний «боролись»: за единомыслие, за безоговорочную дисциплину, которая подменила собой культуру, за досрочное выполнение неизвестно чьих заданий, за… Господи! За что только не боролись! Настоящее движение однажды перепутали с борьбой на месте — бессмысленной и беспощадной. Тот, кто жаждет реванша в борьбе, ищет противника так, как друг не ищет друга. Враг должен быть выдуман, если победитель ищет свою выдуманную победу. Враг — смысл его жизни! Не осталось врагов вокруг? Ничего! — Сознание «победителя» найдет их и внутри себя… Движение — это жизнь, преодоление, благородство настоящего самопожертвования; борьба — это подвиг во имя приказа, это слезы, это ненависть, это обман. Вспомни свое имя: оно точно такое же, как у твоего брата и твоей сестры — Человек. Вам нечего и незачем здесь делить.
Погибли в огне приказов самоуверенных лже-пасторов и лже-пророков храмы, народы, книги. Да, они ушли. Но они обязательно воскреснут, им не суждено уйти навсегда, потому что осталась в людях светлая вера. Вера не в приказы и «осознанную необходимость», а вера в мир и радость познания, радость рождения и строительства жизни.
Все эти годы вера лицом к лицу стояла перед безверием, которое могло бросить ее в психбольницу, в тюрьму, могла выслать вон из страны. Веру вели любовь и терпение. Безверие поклонялось борьбе и злобе. Вера воскресает. Медленно, осторожно, в каждом из нас, в каждой уставшей и обозленной душе: вос-кре-се! Господи! Мы устали верить в борьбу, сделай так, чтобы мы поверили единственно — в любовь!
Пело радио: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» Сделали! Сел Емеля-лентяй на волшебную печь и стал издавать указы, чего бы «по щучьему велению» надобно исполнить. Не исполнилось.
По капле, по шажочку взойдет вера в добро и в жизнь каждого. И только тогда возвысится жизнь. И не будет милицейский заслон держать оборону церкви в пасхальную ночь, не будут брандспойты поливать водой любопытствующую толпу подвыпивших безбожников, не будут… Потому что дело, собственно, даже и не в боге, а в нас самих. Это ведь нам сказано: «Воистину воскресе!»
Обликом он напоминал спившегося Буратино… Он был похож на спившегося Карлсона… Это была спившаяся Золушка… Удивительно! Применение слова «спившийся» к обаятельным героям детских сказок сразу превращает их в ярчайших представителей русской трагедии.
От чего теряет равновесие душа? Даже при трезвом теле она «опьяняется» лестью, злобой, завистью, жадностью, но с особой силой — жалостью к себе! И тогда «вестибулярный аппарат» души перестает работать. И душа валяется в грязи.
По мере увеличения масштаба жизни табу на грехи исчезает. Внешнего бога можно и нужно уравновесить богом внутренним; человек — серединка между ними: решай, как и куда качнешься? Может быть, грех — это когда внутри тебя тьма?
Народная сказка — душа народа. Буквально. Исследовав ее, можно обнаружить в душе народа самые уязвимые места и безошибочно манить его, обманывать, эксплуатировать мечты. Причем, пойманный за душу, народ так и не поймет до самой своей гибели — от чего вдруг плохо стало? Народ — это Ахиллес, а сказки — его ахиллесова пята.
Это твоя жена? Моя. Это твои дети? Нет. Чьи же они? Это ее дети. Почему?! Потому что она одна их хотела. А ты? Я только исполнил. Значит, это все-таки твои дети? Нет. Почему? Потому что я не звал их.
Мир изменяется ежемгновенно. Как минимум, скорость его изменения близка к скорости света или равна ей. В этом эстафетном кипении мгновений обновляется все сущее; важна синхронность обновления и совпадение направлений — тогда, подобно двум едущим по дороге с одинаковой скоростью, мы сможем взаимодействовать и наблюдать друг друга на «медленном» плане, т. е. в относительной неподвижности; расхождение скоростей жизни, скоростей обновлений «в миге» приведет к мгновенному исчезновению предмета-попутчика: живой формы, камня, излучения и т. д. Собственно, никакое физическое передвижение невозможно без ежемгновенного обновления мира; благодаря этой всеобщей генерации происходят многие явления, именуемые приверженцами относительных констант чудесами. Именно синхронность существования дает картину относительной стабильности и неподвижности мира.
То, что ты представлял из себя еще секунду назад — невероятно далеко по отношению к тебе теперешнему! Каков практический вывод из всего этого? Он очень прост: жить можно не со скоростью шага или времени — жить можно со скоростью мига! Причем, жить с этой скоростью совсем не обязательно в единственно известном нам направлении. Воистину: мир не знает границ! Границы ты выдумал сам.
Движение означает смерть точки.
Как всё было серьезно! На лицах вождей племен читались мужество и скорбь, фараоны потрясали мир невиданной организацией людей-рабов и невиданной жестокостью, кочевники неулыбчиво верили в свою великую миссию; приходили на землю веры и верования, орудия и оружие: менялись эпохи, менялись лица, менялись рабы и правители, но единым во всех веках оставалась — серьезность; за нее умирали, за нее заставляли умирать других: сколько пиратских ножей потонуло в крови, сколько кровавых приказов отдали цари и генералы, сколько пуль нашли своих обладателей! — во имя чего? — не во имя ли того, что нельзя улыбнуться ни палачам, ни жертвам, потому что они заняты очень серьезной игрой, именуемой Жизнью?
Но — обратите особенно пристальное внимание! — серьезность присуща настоящему; едва пройдет время, едва рухнут представления эпохи о себе, о человеке, о мире, как тут же, увы, с опозданием, приходит улыбка снисходительного понимания. Улыбка прошлого почти безопасна для настоящего, как безопасна для настоящего и улыбка далекого будущего-фантазии: себялюбива и недотрожна только узкая полосочка существования — сегодняшний день и всё то, что с ним тесно связано.
Все трагедии происходят от серьезности: этот тезис можно развернуть в широкую философскую панораму. Но речь о другом. Вчерашние трагедии человечества стали сегодня — развлечением, фарсом, острым сюжетом для боевика. Не больше! Хохочут над царями, рыцарями, альтруистами-революционерами, монахами и юродивыми: прошлая глупость смешит больше, чем пугает. Как же! Мы-то теперь поумневшие, мы-то теперь знаем! Хи-хи!
Для выдающейся скромности рекламы не требуется!
Ссылка на то, что денег в доме не хватает из-за мужа-пропойцы — миф, порожденный для объяснения хозяйственной глупости жены. Я провел эксперимент в чистом виде. То есть исключил из финансового оборота семьи траты, совершаемые женщиной (отбыла в командировку на неделю), в результате чего подсчитал: стоимость моей жизни, и жизни сына за семь дней составляет 4 рубля 46 копеек на двоих. Присутствие женщины увеличивает стоимость жизни двадцатикратно! Понятно, что никакой пропойца не сможет сравниться с недержанием целого веера желаний, т. к. у пропойцы желание, в сущности, всегда одно, а у женщины их — множество. Муж-трезвенник (каковым я сам являюсь) — это крайний случай, его присутствие в доме можно сравнить, пожалуй, лишь с производством постоянной сверхприбыли: статья «прибыток», относительно трат на содержание малопритязательного, неприхотливого и универсального мужа — во много раз превышает мизер содержания. Поэтому, в результате наблюдений, экспериментальных данных и логического заключения можно сделать однозначный вывод: деньги в доме исчезают с появлением в нем женщины.
В редакцию забегал «чокнутый», обещал массовый прилет «тарелок» — НЛО. Сознательно или подспудно, но все ждут чудесного. Хотя самое чудесное — это почти идеальное совпадение твоего естества со средой; проще говоря, нет ничего прекраснее твоей обыкновенности — это и чудо, это и дар: именно в обыкновенности секрет твоего золотого, неколебимого равновесия, с которого не сойти при любой из встреч. Бесконечная сила в обыкновенном!
Возвращаться из командировки с деньгами в кармане — это в России считается очень плохим тоном.
Если в союзе двоих женщина начала жаловаться на тяготы жизни — это всегда замаскированная форма выражения презрения или даже ненависти. Что-то наподобие: «Ты погубил мои надежды!» — Но вслух звучит другое: «У меня опять прохудились колготки… Знаешь, цены на хлеб подняли на восемь копеек… Надо бы постирать, ну, ничего, ничего не успеваю…» И т. д. Казалось бы — обычный фон женских причитаний, казалось бы всё нормально, как у всех, можно не обращать внимания. Но это-то и есть постоянный поток приговора в рассрочку — «Ты погубил мои надежды!» Конечно, надежды никто не губил, поскольку их вообще погубить невозможно. Просто еще раз убеждаешься, как фантастически разрушительно самосожаление, даже «упакованное» в форму озабоченности. Не жалуйтесь! Не подпускайте к своей душе этот вирус! Не обязательно впрямую обвинять партнера по жизни, избранника любви; достаточно обвинить саму жизнь — это убьет любовь с той же неизбежностью. И тогда союз двоих, если он все-таки сохранится, будет лишь возможностью для обоюдной разрядки — взаимного сброса нервозности и неудовольствия. Нельзя позволять жалеть себя. Это очень простое правило! Призывать, явно или втайне, милосердие к себе — все равно что звать убийцу!
Тип мышления — «крестьянская сметка»: долго и мучительно внутри черепа идет бессловесная умственная работа, наружу сообщается лишь косноязычный результат типа «ага… ну, вот… так». Такое мышление не столько просчитывает варианты, сколько взвешивает образы. Решения эти, как правило, очень точны, но подтверждающих доказательств для них не существует. Разве что: «Ага, ну, вот…» Не оттого ли ученые персоны терпеть не могут самоучек?
Ни малая, ни очень большая боль не сламывают воли, не подвигают человека в сторону от его привычного Я; могущественнее и всепроникающее прочих — средняя боль: уже не слабая, чтобы не обращать на нее внимание, но еще и не настолько сильная, чтобы смириться с ней без сопротивления.
Что значит «справедливо разделить»? Это нонсенс! Никакое деление принципиально не может претендовать на справедливость. Единственная справедливость для жизни — источать самое себя. Собственно, если уж так хочется употребить слово «деление», то пожалуйста: не надо делить мир — это бессмысленно, куда проще «поделиться» собой.
Можно ли ближнего возлюбить как себя? Запросто! Если, конечно, этот ближний — не государство. В этом антиурок вульгарной России, построившей отвратительную государственную систему, где любовь к «родине», «идеалам» и проч. — насилие.
Я — ноль. Стоит мне подойти к единицам человеческих жизней с той или иной стороны, как они сразу же чувствуют свое «увеличение» или «уменьшение», сохраняя впоследствии некую приязнь или неприязнь к свободно перемещающемуся «нулю». Ноль — мой самый надежный дом для тела, для чувств и для разума. Где бы я ни побывал — возвращаюсь к исходному «ничто»: оно лишь надежно, как точка отсчета, как самый универсальный из трамплинов разума. Только так можно свободно оперировать личной жизнью.
Яма! Принцип принудительного эволюционирования: путь развития в яме безальтернативен — только вверх, ввысь, к небу! Так бывшего алкоголика поддерживает память о тьме и ужасах прошлого, так рай непонятен смертному без опоры на ад.
Надежность жизни в ее ненадежности.
Бойся авторства, ибо и оно способно исказить суть изреченного.
«Я» накапливает жизненный опыт двух знаков — «плюс» и «минус». «Я» балансирует с помощью этого двуединства противоположностей. Размах «балансира» — некая «амплитуда личности», которая обладает одним наглядным свойством: незаметная, казалось бы, невесомая пылинка, осевшая на далекий край «балансира», приведет равновесие к смещению по правилу простого рычага. Бесконечный баланс очень чуток, он реагирует на малейшее дуновение жизни, на самый ее легкий помысел так, как реагировала бы сильная, но замкнутая на себе личность, скажем, на удар, агрессию, оскорбление, большую опасность.
Я исцеляю вас от чуда: уж если жизнь не уровняла, тем паче, смерть не исцелит!
Туманна промежуточность, понятна крайность. Например, самый универсальный язык, не требующий перевода — смех и слезы. Горе и радость интернациональны.
Дисциплина погубит культуру, а уж мертвая культура, в свою очередь, погубит красоту.
Природа мудро охраняет слабую человеческую волю от точного знания судьбы — от знания о будущем. Это инстинкт самосохранения природы. Прошлое всегда слабее будущего, а слабак может смалодушничать, отступиться, спрятаться, покончить с собой, собственно, от испуга перед испытаниями. Поэтому слабак имеет единственный шанс вступить в будущее — по незнанию.
Утром жена говорит о дороговизне. Вечером она говорит о дороговизне и нашей бедности. Она больше ни о чем не говорит! Я смотрю на нее с большой нежностью: я прощаюсь с тем интересным человеком, который жил в ней когда-то и который любил меня.
Правда всегда звучит, как приговор.
Меньше всего я чувствую, что мы вместе, что мы одна жизнь, именно тогда, когда я нахожусь рядом с тобой. Почему?! Может, потому, что очевидность смущает представление: мы далеко не вместе, далеко не одна жизнь, мы — обманщики: один в повседневности, другой в воображении.
Двенадцатилетняя Юля, дочь от предыдущего брака, читает объявления «Службы знакомств» и пишет одиноким мужчинам письма: «У нас больная мама, она нервная, но хорошая. У нас с братиком есть плохие качества, но есть и много хороших. Мы любим животных, занимаемся спортом. Приходите к нам, пожалуйста. Если вам у нас не понравится, просто познакомимся, а если понравится, то вы будете папой…» Написанием писем она занимается уже полтора года. Результат письма не приносят. Трагедия. Ситуация, рвущая сердце на куски. Что возможно, чем помочь? Не вмешиваюсь, почти не вмешиваюсь, потому что в раздельной жизни я лишен возможности брать на себя тяжесть детского озлобления. Остается одно — наблюдать и верить, что грустные испытания помогут девочке выкарабкаться из попрошайничества в самостоятельную человечность.
Я не принадлежу тому, что мне нравится.
Женщина! Если ты будешь жаловаться на разные лады: «Только и ждешь повода, чтобы избавиться от меня», — то так и знай, услышишь: «Не жду, но готов».
До тех пор, пока существует самолюбивый восторг потребителя, до той поры будет существовать тщеславное самолюбие мастера.
— Она тебя очень хорошо помнит!
— Еще бы! Я слушал ее полдня, не перебивая!
Наблюдал дикое явление. Ребенок проторчал на улице допоздна и не выучил заданного стихотворения. Наскоро поужинав, уснул, не раздеваясь. Дикое явление заключалось в том, что мать разбудила спящего и, не скрывая своей истеричности, не скрывая своей убежденной жестокости, стала заставлять ничего не понимающего ребенка учить задание. В результате — рев и ненависть. Явление бессмысленного насилия, когда женщину укрепляет мысль о правоте и педагогической непреклонности, лучше всего выразить словами: материнский фашизм.
За всех плачу, за все проклятья мира, за детский страх и женский вдовий вой, — я заплачу за братьев моих сирых самим собой, самим собой! Я заплачу ростовщикам с Олимпа, мою монету им не разменять: святые шляпы снимут боги — нимбы! — за то, что души выкуплены вспять. Вся эта жизнь, как плата за квартиру, душа и плоть трясутся вразнобой, зовет удавочка в защелкнутом сортире: «Пора домой! Пора домой!» Дождем небесным внятно ли заплачу? В трубе пургой завою, как ведьмак… Ах, люди, люди, жалко ли — на сдачу! — сочувствия фальшивейший пятак?
Дурачится мудрец седой. Как ученик, мир правил перепуган: зачем движение «от» и «до»? Жизнь — порожденье круга!
Собака воет по ночам.
Соседи воют на меня.
Я вою просто так.
Вскричал звонок. За ним пришли. И вот он весь, как есть, надевши шлепанцы, к двери шагает: «Здесь я, здесь!..»
Художник поступил работать по специальности на крупное промышленное предприятие — мотозавод. Под мастерскую приспособили помещение бывшего женского туалета, переоборудовав его таким образом, что в тамбуре организовалось нечто вроде творческого склада в беспорядке, а далее, за стеклянной дверью с резным стеклом — сама, собственно, мастерская. Место было бойкое, многотысячный коллектив заводчан его хорошо знал и помнил по безусловному предназначению. Два года в мастерскую заскакивали женщины, на ходу задирающие юбки и стаскивающие нижние штаны… Художник вскоре озверел и с извинениями не церемонился: просто посылал, куда надо. Общественная привычка, однако, оказалась настолько сильной, что, так сказать, нужда побеждала здравый смысл: писали в «предбаннике», прямо на художественную продукцию.
Дети подобны лунам: превосходящая масса планеты-родителя тянет их к себе своей материнской гравитацией. Иные и впрямь валятся без сил обратно в лоно, наводя при падении разрушения и катаклизмы; другие, отделившиеся и приобретшие достаточную скорость собственной жизни, могут вращаться «вечно» вокруг родительской массы бытия; и только те, кто отброшен прочь воистину с космической силой, преодолевают окончательно тяготение вниз или по кругу: их судьба — свободный полет и риск. Только бушующие силы, зажатые в тесный сосуд человеческой личности, способны обещать при целенаправленном освобождении: и перегрузку, и свободу, и романтику смерти.
Поэт питается обожанием, практик пониманием.
Типаж. Любит, чтоб ему — короткий точный вопрос, он — развернутый, обстоятельно аргументированный ответ; если в беседе возникает пауза, он тут же «самозапускается» при помощи риторического самовопрошания. Сложность в том, что он даже чуть скучает от своего всезнания. Поэтому новую для него информацию не может воспринять в виде обычного сообщения, а воспринимает ее единственно — в виде вопроса. Именно вопрос — та лакомая «наживка», на которую он ловится без труда. Остается мелочь: собеседник должен виртуозно оформлять на ходу свою речь — исключительно под знаками вопросов. Типаж любит поучать Ивана-дурачка, однако получается, что «дурацкие» вопросы дурака сами содержат куда более мощную, но замаскированную под простоту, энергию жизни. Короче, мой собеседник — следователь…
Я давно наблюдаю за женой и сыном: жена считает, что главное в жизни — это вещи, аккуратно расставленные в красивом порядке.
Новорожденному мир старый, как обнова: авось, поймешь, в чем выгода-тщета, уловишь вещь, возможно, даже слово… Сквозь смерти сито проходя, как пустота!
Общество принудительного равенства, братства и счастья.
Сосед по огороду встал с рассветом и стал стучать молотком. Я вышел поздороваться. «Лучшая дисциплина — это частная собственность!» — сказал сосед, не то жалея себя, не то похваливая.
Философское осмысление в своем итоге всегда очень просто. Знакомый реставратор сообщил о своем понимании так: «Вера — это как бы наука для тех, кто не способен к настоящей науке».
У многословного педагога слово девальвирует.
Воля-то божья, да хотение — собственное!
Не отчаивайся: рок — это всего лишь река, бегущая по кругу.
Между внешним и внутренним космосом есть пограничная зона. Эта пограничная зона — ты сам. Все мы тут — «пограничники». Жизнь как жизнь: скука, взятки, перебежчики…
Многословие — это болезнь, поражающая у женщин рассудок, у мужчин страсть.
Извиняться перед человеком, которого считаешь близким (то есть, способным понять тебя всего, всегда и всякого) — это значит искушать его, приучать к разврату его самолюбие, поощрять чувство собственной правоты и значимости; извиняющийся склоняет голову и колени, тем самым неизбежно ставя ближнего своего в позу покровителя. Не искушай друга своего самоповинением; вина — это только твой груз и он неснимаем.
Опыт безошибочных действий человека не накапливается простым повторением ошибок. Полный опыт, скорее, может появиться в результате единственного лишь ошибочного действия, но при условии: воображение заранее «знает» о результате. Откуда я это взял? Наблюдал, как жена в суете разбила очередную чашку!
В психической области слово является тем же самым, чем является физическое действие в области затвердевшей реальности. Параллели находятся всюду: убивать, врачевать, сдвигать в сторону, замораживать, расплавлять, извлекать выгоду и т. д. Но! Если поискать следующие параллели? Не будет ли слово подобно железному лому в мире невысказанного? Вспомните: молчание «умнее» любого звука! Интуиция боится изречения, как психика боится физического вмешательства. Всему свой уровень.
Если дом и тело твои неподвижны, окаменеет и душа. Если идешь ты без устали в мысли и в сердце — свободными будут и тело, и дом.
Работа, как известно, состоит из двух половинок: работы внешней и работы внутренней — они неразделимы, как «плечи» одного коромысла. Опережает в действии внутренняя работа — неизбежно, автоматически подтягивается за ней работа внутренняя и наоборот: усердие в труде обязательно приведет к порядку и усердию во внутреннем мире. В этом отличие процесса работы от процесса зарабатывания.
Природа не терпит пустоты. Снаружи она заполнит ее без твоей помощи, а для того, чтобы заполнить пустоту внутри — придется поработать! Иначе ее, внутреннюю пустоту, заполнит то, что поставляется «самотёком»: лень, табак, сладострастие, сожаление, гнев, нажива, алкоголь, религиозный фанатизм и т. д. Препятствие на пути к жизни многие по ошибке принимают за саму жизнь.
«Ты почему меня не ругаешь?» — забеспокоился алкоголик, пришедший на работу после загула. «Ты бы стал надеяться в работе на тяжелого больного?» — «Нет…» — «Вот и я не надеюсь».
Дети должны быть сильнее и лучше своих родителей. Как этому научить? Только показавши личный пример.
Люди общаются через «барьер»: слов, образования, традиции, веры… Чем выше барьер общения, тем выше само общение. Воспитание управляет высотой непозволимого.
Петя приехал ненадолго и остановился у Лехи. Леха — мой товарищ. Петя — великолепный собеседник, умеющий слушать и умеющий спрашивать. Ирина — жена Лехи. Оля — подруга Иры. Сережа — новый товарищ Лехи. Светка — моя жена. Вроде, все.
Мы с Петром не виделись несколько лет. Поговорить хотелось очень! В ночь перед его отлетом встретились у нас дома, но поговорить оказалось сложно, потому что у каждого нашлись свои причины найти в этой встрече свою корысть. Ирина пришла, уверенная, что именно она организатор и центр сегодняшних перекрестий человеческих судеб: дескать, вот она, любите и жалуйте, а вот Петька, которого она соизволила с собой привести, да еще, вдобавок, позволила захватить с собой такую же, как она, самодовольную, глупую подругу Олю, так как у Оли свой интерес: никогда, видите ли, не бывала дома у таких-то, не встречалась близко, а хотелось бы, вот Ира и решила показать подруге «зоопарк»! Леха остался дома, отмахнувшись от встречи. Зато прислал вместо себя никому не нужного здесь Сережу. Почему? «Потому что я люблю его сейчас…» — объяснялся Леха позже. Моя жена Света тоже весь вечер старалась произвести на гостя впечатление посильнее: очень старалась, даже ум демонстрировала! Молчал я, рассеянно отвечал на вопросы Петя — поговорить никак не давала компания, а ведь, собственно, не ради нее мы встретились. Тактичностью и терпением Петра можно было восхищаться! В атмосфере вечера царило это невидимое человеческое поле большого человека, в котором усердно кувыркались, желая утвердиться, мелкие эгоистические заряды «прилипал». Такое, увы, не прощается. Разнополюсная встреча привела к разрушениям: на другой же день Светка заболела, Леха ответил скандалом на скандал, напился, т. к. Ирина устроила в доме погром и ушла вон… Я мстительно написал этот текстик. Об остальных — не знаю. Неестественность — самонаказума.
Нагрузку духа можно регулировать количеством правды. Я освободил жену от всей правды жизненных событий в обоих моих мирах, внутреннем и внешнем: ей стало легче жить, а мне — наслаждаться.
Хитрый барин может использовать борьбу за равенство в целях своей выгоды. Например, если барином является само государство, то борьбу оно организует даже между мужчинами и женщинами. Вопрос — где? Удобнее всего организовать соревнование в области работы: ведь и те, и другие работают на барина, чего ж не соревноваться?! Государство сильно нервничает, когда разнополые рабы понимают: работа у мужчин и у женщин на земле — разная, а равенство — это просто смерть!
Не всякий текст удается самостоятельно и с первого раза прочитать глубоко. Именно — прочитать, а не просмотреть. Прочувствовать. Требуется постижение. Такое, какого достигает великий актер, вошедший в образ. А нельзя ли воспользоваться найденным? Прочитать текст с ЕГО интонацией, ЕГО голосом, с ЕГО пониманием, — ведь это очень высокий образец! Поразительно! Оказывается, то, к чему воплотитель стремился всю, может быть, жизнь, работает и при репликации: остается лишь «позволить себе» увидеть и услышать мир ЕГО видением и слышанием; и всё это теперь — твое! Можно «звучать» в своей душе, даже не имея самостоятельных достижений, ибо нет ничего надежнее и проще, чем резонанс: настройся, не мешай и звучи на здоровье.
Первое: сделать, чтобы иметь. Второе: терпеть, чтобы получить. Русский почти всегда выбирает второй вариант.
И дураку, и гению грех жаловаться бы: на все твое хотение, да клавиши судьбы.
Ты печален? Это свойство ограниченных.
Твои потери подобрали другие. Теперь ты пытаешься вернуть утраченное, ценя в ближнем: любовь, доброту, терпение, искренность, улыбку, щедрость.
Русский воин не любит ни добивать, ни добиваться.
Говорящая душа любит слушать.
С детства, с самого момента рождения человеку выдается аванс — срок жизни длиною в вечность: потом, увы, человек теряет свое время жизни и к моменту смерти сводит его окончательно к нулю. Не потому ли дети всегда смотрят на своих родителей как бы свысока; они попросту старше своих пап и мам: у детей — вечность, у родителей — возраст.
За время разлуки сексуальные партнеры отвыкают друг от друга. Многих недоразумений в постели можно избежать следующим образом: а) он начинает первым и изображает недовольство; б) она видит его недовольство и проявляет подлинное недовольство; в) он видит ее подлинное недовольство и по-настоящему недоволен. Всё! Никто ничем не обязан, можно смело ложиться поврозь: чувство правоты усыпит обоих.
Существует условие: для того, чтобы суверенной республике объявить о своей независимости, она должна иметь выход к морю. В нашей квартире есть отличная лоджия. Я имею выход к океану неба. Но я никому не говорю о своей независимости!
Икона обманывает, работа спасает.
У отца инфаркт, клиническая смерть, реанимация. Отец воевал с фашизмом, строил социализм и свято верил, что жить честно — это значит не нарушать порядок. Время уравняло злодеяния фашистов и коммунистов. Когда отец слышит такое, у него глаза плачущего зомби, которого мучает не до конца убитая душа…
Не надо травить старость переоценкой прошлого.
Душа прозрела после смерти. Птенец покинул скорлупу. Порвалась память — пуповина жизни.
Не надо жизнь иную, я в рай не полечу — меня еще целуют и я еще хочу! Грехи мои земные, я вас благодарю: не скоро еще выезд к небесному царю. Стезя моя двойная — по небу, по земле: печалюсь, обнимая, грущу навеселе. «Отдай!» — вопило сердце, вопило, взяв: «Возьми!» — ах, весело вертеться меж небом и людьми! Волшебная гулёна, девчонка-егоза, прощай! Желтеют клены, — как сахарок, слеза! Потерь не памятую, пророчу — хохочу: меня еще целуют, и я еще хочу!
Хитрость сильнее атак.
Культура одиночества спасает от одиночества в культуре.
У каждого свой космос: у одного квартира, у другого земля, у третьего, действительно, Космос. Астрологи прошлого делали свои расчеты относительно великого и бесконечного мира. С тем и применялись к человеку, верившему в этот великий и бесконечный мир, именуемый так коротко: Богом. Вот и сегодня пытаются мерить божьей меркой древних убогий мирок суетливого и любознательного в мелочах и самолюбии обывателя. Увы. Всё равно, что измерять магнитное поле при помощи… линейки. Масштабы измерений не совпадают. Впрочем, космосом мира можно объять «космос» быта, а вот наоборот — только в воображении, болеющем манией самозначимости.
И покрылась планета асфальтом, и покрылась асфальтом душа.
Удержаться на самолюбии можно — двигаться нельзя!
Часто случается, что порочный пьяница живет долго и практически не болеет. Почему? Видимо, он без малейших колебаний принимает самого себя целиком и полностью таким, какой есть, то есть, он не имеет внутренних противоречий; внутренний покой его почти абсолютен. В этом разгадка. Именно этого не могут понять праведные обыватели, именно это приводит их к «справедливому» гневу — порождению зависти и сравнений. Жаль современного мещанина: его покой съедает участие в гонке жизни. Уж лучше бы пил и ни о чем не думал.
Влюбленной бедняжке лучше «выйти из себя», чтобы убедиться: другие получают ровно столько же. И люди, и животные, и камни, и небесные бесы — всем поровну, всем бесконечно! Разочарованный эгоизм исцелит когда-нибудь хорошую девушку.
Если ремесленник работает с золотом, это еще не значит, что у мастера золотой характер. Не следует отождествлять мастера с материалом. Часто материал по своим качествам превосходит своего хозяина.
Что вам рассказать: как я жил, чтобы вы поняли сами? Или что я понял? Чтобы вы сами жили!
Язык в грязи, а помыслы чисты. Так, меж собою, отдыхают мудрецы.
Любовь поджигает обидчивых.
Характер поведения зависит от владения, причем, ведет к страданию стремленье к обладанию. И чем крупней владение — тем хуже поведение.
Обновление кроется в сверхизреченности, в образовании контекста. Навыки, воспитание, учеба, труд, исследования, искусства — всё это, за ничтожнейшим исключением, — повторение пройденного, «изобретение велосипедов» на различных для каждого уровнях; добраться до таких вершин, где еще не побывала не только цивилизация, но и сама мысль, воображение — вот подвиг! — прекрасный и опасный одновременно; всякий раз, когда миру удается изречь хотя бы толику чуть свыше того, чем располагал, он обновляется в катастрофе. Если превзойдешь самого себя — обновится твой внутренний мир. Если превзойдешь в изречении внешнюю данность — старый мир реалий обрушится, как плотина, в которой малый ручеек перелился через край и превратился за ночь в ревущий поток.