Лев РОДНОВ
БИСЕР-84
(«Тексты-II»)
ТЕТРАДЬ № 14
*************************
Мой друг — лентяй. Он часто говорит: «Представляешь, если я напишу об этом?.. Я могу сделать это… Я стал бы… Я буду… Я…» И так далее. В своем воображении он легко и мигом «проворачивает» любой материал, любую работу, причем, сам удовлетворяется от этой игры, как от настоящего, реального действия и ждет от окружающих соответствующего к себе отношения, — уважения, почтения, внимания. Увы! Другу больно, другу обидно: неужели люди так слепы, что не видят его потенциалов?! Наконец, он собрался-таки сделать что-то по-настоящему, а не в призрачной игре богатой фантазии. Долго охал, ахал, кряхтел, отвлекался, но, наконец, подвел себя к не очень привычному занятию — к труду. Он решил написать большую полифоничную художественно-публицистическую вещь о прожитой жизни. Сидел за бумагой до глубокой ночи. Утром пришел ко мне и показал результат. Произведение состояло из нескольких фраз, уместившихся в полтора десятка строк и называлось «Эпилог». Весь остальной вихрь идей, гениальных прозрений, неожиданных сравнений, то есть, весь прочий титанически задуманный труд, опять остался за пределами возможностей ремесленника.
Она спросила: «Почему они от меня уходят?» — «Они боятся твоей ненасытной незащищенности,» — ответил он. И ушел.
Ангел всегда готов лечь рядом. Но что ты будешь делать, когда он улетит?!
Светлое дно не для темной рыбы.
Длинные волосы в семнадцать лет — это самоутверждение, в сорок — ширма, скрывающая большое богатство или большую пустоту.
Искушенные в духовной любви могут искать в земном любовнике отдых, подобно тому, как крылатая тварь опускается передохнуть на грешную землю.
В нашем трудовом коллективе никогда не было богато с деньгами, но всегда легко и чисто дышалось в открытой атмосфере искренности, дружбы, иронии. Многое вокруг загнивало в мире и ближайшем окружении, но эта целебная атмосфера — спасала, порой, как неприкосновенный запас, отложенный на черный день.
Военный приобретает выправку, чиновник манеру. Эти «приобретения» становятся достоянием династии.
Он был растлитель юных душ — он их растлял! Кричала честь: «Он порет чушь!» А он — влюблял! Уж пуританин, страхом взят, окаменел. А он не верил, что «нельзя», и он — имел.
Вон жизнью личной, как корабль, иной оброс, и проплывает мимо краль: куда? вопрос! Поторопись, чудак, обнять, назвать своей, — для седины своей занять не лет, так дней.
Он ничего не обещал, ведь он богат лишь тем, что вовсе не прельщал, а был, как брат. Он был тот черт, что сказки пел про дивный рай: не уходи! ведь он успел запомнить май.
Земля читала облакам свой белый стих, они читали по складам про них двоих! И — тишина! Как будто тост, но тоста нет… Она стоит — живой вопрос: «Кто мой ответ?»
Новые явления в жизни вызывают новую философию, новое мировосприятие. С этой незыблемой позицией грубого материализма мы знакомимся едва ли не с пеленок. Чудеса — это когда на практике убеждаешься в справедливости обратного: новая философия — вот ключ к небывалым явлениям, волшебная нить к бесконечным реалиям мира!
Буква «О» — знак, несомненно, каббалистический. Окружить, очеловечить, очертить, описать, овеществить, одушевить, омрачить, обвести… — масса слов, начинающихся с этой буквы, имеют смысловое прочтение типа «замкнутый круг»; «О» всегда указывает на наличие замкнутой границы в понятии. Так и графически выглядит — круг, без начала и конца, тем и ценный, что содержит суть внутри себя.
Очень пессимистично: оптимист надеющийся на оптимиста.
Опаснее прочих искренний обманщик. Он не ведает собственной лжи.
Без самозабвения проповедь не услышишь!
Ты восторгаешься рассказчиком? Значит, он сказал плохо: ты смотрел, а не слушал.
Верность охраняема мечтой, а не штанами.
— Почему ты бросил пить? Тянет, наверное?
— Нет.
— Врешь! Тянет!
— Да нет же…
— Тогда не понятно!
— Ну… Ты мамкину титьку вспоминаешь? Ведь буквально жить без нее не мог! Тянет сейчас?
— Нет…
— Вот и я не вспоминаю. Не тянет.
Надежду уводит время. Жизнь бессмысленно «ждать».
Умирать нужно здоровым и в большой силе духа. Иначе душа не в состоянии будет совершить «миграционный» перелет к богу, и останется тогда здесь, и шансы на гибель во время «зимовки» будут велики.
Разновидность эгоизма: можно любоваться собственной щедростью. Раздай то, что «щедрый» раздает лишь сам, никому не доверяя, и ты услышишь голос его жадности.
Возможно, человеческая душа обладает неравномерным «слухом». Тех, кто находится к ней вплотную, постоянно и неизбежно — тех она перестает слышать, забывает о их существовании: так привыкание к ближнему становится причиной духовной глухоты; не существует ли некий «поясок» самых близких, попавших в эту непрослушиваемую «мертвую» зону?
Есть только ложь. Всё лучше, что было, оставишь там, где выдумка права: спокоен, мудр. Но, как противник, с тыла иная ложь всё те же шлет слова. Жить — значит врать о том, что неизменны и суд, и честь, и божья высота! Кто к миру звал — включил войны сирену, кто был убийца — славит культ креста. Людское стадо… Здесь спасает глотка, и глаз дурён, и слепы вожаки, толпа глупа, а имя счастья — «Водка»; тут сказки лгут, и детям — старики.
Она произносит как обвинение: «Мужская самоуверенность не знает границ!» Сказано очень точно: безграничная самоуверенность — что еще надо бесстрашному самцу, разведчику жизни?!
Пошли нам, день, погоду и удачу, или, хотя б, дай вечер испытать, а то спешим, как дачники на дачу: плодами странной жизни обладать. Сильней всего свобода пахнет кровью! Ты включишь теле, высморкаешь нос: стоит рассвет, как ангел, в изголовье, и, как палач, душа твоя — вопрос: послал ли бог усладу за молчанье? Обидчивость твой путь пришла венчать! Дозревший поздно, выйдешь после бани — о край стакана одиночеством бренчать!
Трусы владеют осторожностью в статике жизни, профессионалы — в движении.
Предельная жизнь — это предельная осторожность.
Ловить наитие так же сложно, как обнаружить нейтрино: слишком мешает «фон» — кишащая «начинка» мира: излучения, ядра, частицы, гравитация, колебания и т. д. К каким только ухищрениям не прибегали земные физики-поисковики, чтобы поймать в «сачок» приборов нечто свободное, не имеющее знака. Зарывались глубоко в шахты, экранировались, рассчитывали. Потому что самое важное при охоте за «принеси то, сам не знаю что» — это тишина.
Самое пошлое изображение — в зеркале!
Лучшее средство для промывания мозгов — пули! Лжецы говорят иначе: патриотизм.
Если пожелать вещи именно то, для чего она и предназначена, вещь обязательно исполнит желание. Не веришь? Напрасно! Так скрипка «сделала» Паганини!
Потуги нашей цивилизации напоминают наивность «мыслящего» мизинца: «Сначала я научусь управлять собой, потом стопой, потом ногой, потом всем телом, потом душой, потом Богом, потом…»
Опыт есть образованье, мудрой старости печать: зреть, не ведая желанья, и — молчаньем поучать.
Невежество и стопроцентная специализация — близнецы.
Свободу существования обеспечивает ложь, свободу совести — правда.
Талант сначала избавляется от своего содержимого, как кувшин от вина. Потом талант напоминает флейту, через которую ветер времени продувает жизни и судьбы других людей, а человек лишь нажимает на лады и — получается музыка.
Возможно, природа стремится к самоорганизации так же страстно и изобретательно, как и к распаду, к хаосу. Так что вопрос о Боге — это вопрос о том, чего мы хотим: сложного равновесия или вечного покоя?
Жертва будущего превышает жертву прошлого. Боги питаются кровью.
В армии произошел случай. Верующий М. смущал личный состав части тем, что, несмотря на запрет начальства, продолжал совершать обряд молитв. Тогда замполит пригласил М. на индивидуальную беседу в политотдел, чтобы поговорить индивидуально, с глазу на глаз, по-человечески, без формализма, откровенно. Говорили долго, действительно откровенно, с обоюдным удовольствием. Каждый убежденно отстаивал свою точку зрения. В тот же день каждый сделал запись на бумаге. Майор в журнале учета по проделанной политработе: «Провел воспитательную беседу на атеистическую тему с верующим рядовым М». Верующий М. в карманном блокнотике: «Донес Слово Божье до замполита части».
Точка встречи сложно прогрессирующих вопросов с прогрессией упрощающихся ответов — есть точка озарения. Иными словами: чем сложнее вопрос, тем проще на него ответ. Проверь себя: какой вопрос для тебя самый сложный? прост ли на него ответ? Ну, велики ли возможности? Можешь ли ты ответить на бесконечную сложность мира так же бесконечно просто, как он: бытием естества? Чувствуешь: задачка «быть» потруднее задачки «стремиться».
Всякое построение формирует в большей степени стереотипы необходимости, нежели свободная фантазия. Дом, например, как бы ты разнообразно его ни строил, как бы вычурно не изощрялся, всегда будет иметь верх и низ, так как здесь, на Земле, есть гравитация и она — беспощадный диктатор строительного созидания.
Воображение свободно от земного диктата, поэтому при встрече с разнообразнейшим «строительным материалом» космоса прежние мерки не подходят: картины, построенные разным воображением из одного и того же материала, неповторимы и несравнимы. Где же тогда общий закон строительства, где тот невидимый «диктатор», что придает хаосу целенаправленную тенденцию, в какой иной «гравитации» искать общность? К чему тяготеть в авангарде?
Чьим дитем ты себя почитаешь, тот в тебе и опекун. Кто больше мать: женщина, тебя родившая, или природа, тебя создавшая? Выберешь что-то одно — понесешь в себе предателя.
Где искать абсолютную истину? Конечно же в абсолютной тьме и абсолютном молчании!
Многие жаждут чуда так же, как избалованный малыш жаждет лакомства: не дашь — возненавидят; безверие и фанатизм одинаково слепы.
Искусство театра учит эмоциональному паразитированию.
Не вредит ли Богу человеческий… труд? Труд — есть одна из наиболее универсальных форм удовольствия и для тела, и для духа. А всякое удовольствие притягивает к себе вновь и вновь, оно замкнуто на себя, оно обладает эгоцентричной самостью. Разрушительно оказывается, в конечном счете, всякое удовольствие. Труд — это форма космической наркомании, болезнь разума, дурная привычка чувств: действовать, созидать, уничтожая. Но труд — это и наиболее труднодоступный наркотик: настоящие гении упоены до конца своей невероятной работоспособностью — они наркоманы своего дела. А если дела нет? Тогда найдутся более легкие «дела»: алкоголизм, кокаин, гашиш, годится даже обычная озлобленность. Слабые губят себя, семью, детей, сильные губят цивилизацию.
Точность прогноза обусловливается доступностью и ясностью используемого «радиуса времени». Что это такое? Вот пример. Опыт отдельной пчелы не в состоянии понять в разгар знойного лета, что будет иначе — придет зима. Одна пчела не в состоянии прогнозировать годовую цикличность жизни: радиус ее времени — один день. Дальше одного дня ей просто не дано видеть. Но коллективному разуму — улью — годовой радиус времени уже под силу обозреть: работает коллективный инстинкт. Так же и с человеком: от того, что ты в себя вмещаешь, зависит твой обозреваемый временной радиус; мещанин видит «зиму» своего разорения, пророк видит крушение империй и «зиму» цивилизаций. Радиус времени связан с горизонтом: чем выше точка наблюдателя, тем шире обзор.
Если женщина говорит: «Я ухожу!» — будьте уверены: вас посылают куда подальше.
В мечтах стартующую, финиш ужасный ждал. А он и рад: от безнадежности быть с ним лишь — она отдалась всем подряд.
Кто мог позволить при тебе игру с огнем, тому в кромешной общей тьме светло, как днем.
Художник сказал: «Я живу с женщиной, которую не люблю и с которой не сплю, но я сплю с женщиной, которую тоже не люблю, причем, я люблю женщину, с которой не сплю и не живу…»
Достижения лучше измерять не высотой планки, а шириной диапазона.
— Ты любишь меня?
— Да. Но мне это чувство безразлично.
Он и Она. Бездумная, счастливая самоотдача — первая вершина близости двоих. Середина совместного бытия — это претензия, именно она сводит живущих бок о бок, словно боксеров на ринге, в тяжелом клинче. Но самая надежная и самая долговечная вершина жизни двоих — усталость.
Варвар-завоеватель разрушает город. Но когда он сам поселяется в нем — строит всё заново. В повторном браке муж-варвар или варвар-жена стараются разрушить в «завоеванном» всё прежнее… Трудно сохранить дворцы там, где и хижины-то не держатся!
Избыток силы чреват ненасытностью.
Прожить покойно — значит, жить без терний. Любимец ближних, паинька-пацан, не бойся, друг, завет нарушить древний: суди других — узнаешь, кто ты сам?
— Как с тобой легко! — сказала она.
— Ты даже не представляешь, насколько тяжело мне это дается! — сказал он.
Мое «Я» — это «родовое имение», где множество взаимосвязанных личностей собраны под одной крышей. Здесь есть и свой «барин» и свой «пастор», и свой «оболтус-разночинец», и «повар», и «дворецкий», и «юродивый», и масса разной вспомогательной «челяди». Точно в реальной жизни, они далеки друг от друга, они умеют кичиться, ненавидеть, унижаться и доносить, тайно любить и бунтовать. В этом «родовом имении» не так-то просто встретиться с самим собой: ты ведь не ведаешь, кто ты — повар, барин, дворецкий?
Плохая помойка беспокоит весь квартал. Возможно, участившиеся встречи с «инопланетянами» вызваны именно этим обстоятельством.
К чему искать контакт инопланетный? — Мы друг для друга чуждые миры!
Самовлюбленные мужи подвержены разложению в той же степени, что и нежный, скоропортящийся плод манго. Степень разложения легко угадать по выдвигаемым требованиям. Ведь что они, в сущности, хотят для себя: прислуживания? обслуживания? или полного служения? Всякий «служебный плод» — порченный.
Сектант работает в режиме «проводника», поэтому Истина для него — служение, даже если по проводнику течет лишь сила иллюзии. Служение не оставляет места для несерьезного отношения к жизни, для озорства и для сомнений. Верующий серьезен, поэтому свобода ему не ведома.
И чего только мы не вкусили, и в какой не колели поре! Если запах махры над Россией — лихолетье стоит на дворе.
Провинциальное кокетство: недостаток культуры и интеллигентности компенсируется манерничанием. Так, мой знакомый пьяница-преподаватель начинает отчаянно «акать» на манер столичного говора, едва зайдет разговор о чем-либо возвышенном.
Искусство и голод — взаимные вещи: желудок урчит, но фантазия хлещет!
Надо бы исправить: есть человек — нет проблемы, нет человека — есть проблема. Что принесла твоя жизнь окружающим: вопросы или их разрешение?
В защиту мужчин: есть жена — есть проблемы, нет жены — нет проблем. В защиту женщин: есть муж — нет проблем, нет мужа — есть проблемы.
Играют роли два паяца: не жить дано — воображать! И нет искусства отдаваться, есть виртуозность — утешать.
Женщина свободна. Она осталась наедине со своей правотой. Правота и свобода ее мучают. В пустом пространстве вокруг себя она лихорадочно расставляет мнимые обстоятельства-декорации, которые с радостью принимает за гнетущую реальность. А именно: требуется выход из надуманной безвыходности. Женщина, ищущая выхода, на самом деле ищет утешения. Сначала она недолго поищет его в ком-нибудь близком, а потом весело побежит из тесных своих декораций по голому полю личной свободы!
В моде лечебное голодание. Прилавки магазинов пусты. Украшаю кухню лозунгами: «Если кушаешь жиры, попадешь и ты в жмуры! Настоящая свобода — это стол без углевода! Повторяй весь день подряд: хлеб — наркотик, сахар — яд!»
Пришло такое время, что добыть аккумулятор для мотоцикла — проблема из проблем. Пластмассовая баночка с электричеством чуть ли не дороже жизни. Ей Богу! На моих глазах пьяный мотоциклист въехал — лоб в лоб! — в трезвого мотоциклиста. Пьяный просто «вырубился», а трезвого выкинуло инерцией, спасло, можно сказать, только руку сломал, ногу сломал и голову ушиб. И что? Лежит он на земле, а меня, подошедшего, просит: «Слушай, друг, отвинти крышку, сними аккумулятор!» Ладно, отвинтил, снял, передал лежащему. Мужик пододвинул баночку под себя, устроился поудобнее, даже закурил, умиротворенный. «С таким трудом доставал!» — объяснил сквозь гримасу боли. А его мотоцикл — в лепешку. А на «пьяном» мотоцикле — труп. А человек счастлив: аккумулятор-то цел! В России сильнее смерти только частная собственность, потому что сильнее смерти только настоящая любовь, а она, эта наша частная собственность, видимо, и есть таковая.
Почему настоящие профессионалы любят рассказывать байки о своей серьезной работе? Почему удачливые рыбаки и охотники хвастают? Потому что настоящие профи — всегда дети: дело для них — игра.
Не разжевывайте за меня мои грехи! Мне неприятно глотать разжеванное! Я разжую их сам!
Обращение на «вы» — форма отчуждения, или более того — форма оскорбления. Не веришь? Тогда попробуй сказать своей жене: «Вы!»
Любимая сказала: «Видеть тебя не могу!» Что ж, значит, ее глаза готовы к тому, чтобы видеть другого.
Флюгер был приколочен на гвоздик к длинному шесту, а Вертушка была приколочена на такой же гвоздик — к самому Флюгеру. Так они и жили. Вместе. Флюгер старался почуять первым, откуда дует ветер и — поворачивался, подставляя свою Вертушку поудобнее, а она весело вертелась. Если был легкий бриз, им обоим казалось, а, может, и не казалось, а так и было на самом деле, что они парили в прекрасной высоте. Когда случалась буря, шест трясло, потому что Флюгер рвался со своего места, а Вертушка работала, как бешеная: в такие минуты они поднимались над временем и жизнью. Он бережно и надежно держал ее, она своим вращением наполняла его существование смыслом и радостью.
Однажды Вертушка сказала:
— Ты, Флюгер, перестал чуять ветер. Ты плохо подставляешь меня под него, я хочу крутиться быстрее!
Флюгер и сам понял, что гвоздик, на котором он сидел, начал ржаветь и мешает поворачиваться легко. Он бы как-нибудь постарался исправить беду, но Вертушка при каждом своем обороте стала теперь говорить одни и те же обидные слова:
— Ты не нравишься мне больше! Ты стал плохой! Почему я должна страдать из-за тебя?
Флюгер очень переживал. В сильный ветер он по-прежнему подставлял свою Вертушку так, как ей хотелось. Но сильный ветер быстро унимался, и жизнь становилась еще ворчливее, еще скучнее. И Флюгер перестал сопротивляться — замер навсегда в одном положении.
— Крутись теперь, как хочешь! — сказал он своей Вертушке.
— Подумаешь! — она нисколько не опечалилась. — Я прекрасно проживу и при боковом ветре, и даже если он будет дуть сзади… — И она стала крутиться сама по себе. Правда, не было в ее вращении прежнего веселья. А потом и она стала крутиться всё медленнее, всё тяжелее: гвоздик, держащий Вертушку на Флюгере, тоже заржавел. И она остановилась.
Теперь им обоим были одинаково безразличны и тихий бриз, и грозовая буря. Только длинный равнодушный шест раскачивал над миром их застывшую, молчаливую пару.
Дерево давно выросло. У него были большие цепкие корни, шершавый ствол и где-то высоко в небе — крона листвы, вольная, как само небо. Дерево помнило и лесные пожары, и наводнения, оно помнило всех, кто погиб раньше него, кто не смог подняться во весь рост. От этой своей памяти дерево всегда было одиноким и молчало. Но однажды снизу вдруг послышался чей-то голос:
— Ты такое большое, такое крепкое, такое высокое! Я так тебя полюбил! Можно, я прильну к тебе, и ты поможешь мне стать таким же высоким?
Дерево даже не поняло поначалу: кто это говорит? Но потом, присмотревшись, увидело. Возле самых корней появился маленький беспомощный Вьюнок.
— Можно? — всё спрашивал он.
— Можно, — великодушно ответило Дерево.
И Вьюнок стал расти.
— Какое ты сильное, какое ты надежное, как на тебя хорошо опереться, — говорил Вьюнок Дереву день и ночь. И Дерево почувствовало себя счастливым и полюбило Вьюнка всей душой.
Но вот силы у Вьюнка кончились, а до высокой кроны, до настоящего неба было всё так же далеко. И он стал говорить иначе:
— Какое ты противное! Твои ветви мешают мне расти, они отняли у меня солнечный свет, твой ствол такой глупой длины, что никому не нужен! Ты заманил меня к себе, я теперь полностью от тебя зависим, я даже не могу уйти от тебя! Ах, как я тебя ненавижу!
Дерево заплакало и засохло, а Вьюнок этого даже не заметил.
Из поездки по Забайкалью я привез как-то камни-полудраги: агаты. Несколько моих друзей постепенно, в течение лет, «вытягивали» эти камни от меня к себе, а получив, исчезали куда-то. Странная примета: дарю камни — лишаюсь друзей… Из привезенного оставалась небольшая горстка третьесортных осколков, которые увидела жена. О, сколько обнаружилось нетерпения: «Дай!» Отдал. Не верить же, в самом деле, в дурацкие приметы? Вскоре разошлись.
Дух людского стада, цивилизации — не плоть от плоти; он синтезирован, подобно пластмассе: так же дешев и так же опасен экологически.
Труднее всего люди расстаются со своими обидами.
Вежливость изъясняется, любовь бессловесна. После каждой близости он говорил своей жене: «Спасибо».
Найдя для себя эликсир бессмертия, мы, наконец, докажем, что глупость вечна.
Она играла в девочку, старея: плевать, кто рядом, только бы не жмот. Быть рядом с нею вроде лотереи: проигрывай! — выигрывает «спорт». Она хотела больше, чем имела, а я имел лишь то, что не хотел. Она светить, как лампочка, умела: включающий — на огонек летел.
Молчит об этом правильная пресса, но каждый «въехал», от ЦК до блатаря: зачем искать пяту у Ахиллеса? По яйцам пнул и — нет богатыря!
Трамвай был поздний, чуть ли не последний, ночной. В салоне безлюдно. Только женщина и мужчина. Он подошел к ней, улыбаясь, со словами: «Все-таки, как хорошо быть свободным от комплексов, быть раскованным! Правда? Как хорошо видеть и чувствовать другого человека, ничем его не обязывая. Просто так! Понимаете, просто так! Уже поздно… Ну, улыбнитесь же! Давайте я доеду с вами до вашей остановки и провожу вас…» Женщина с ужасом обнаружила, что мужчина трезв, в жизни она не испытывала такого страха, она выскочила из трамвая задолго до своей остановки — в спасительную одинокую тьму.
Дочери не было скучно с отцом лет до двенадцати. Потом — скучно. И вот — снова интересно. Потому что ей теперь двадцать, а отец любит рассуждать вслух: «Дух, моя дорогая, паразитирует на человеческом теле: вселяется, использует в своих целях и покидает отработанный материал…»
Если тебе уже нечего ценить, некем дорожить и ни в ком ты не нуждаешься, — предоставь себя тому, кто нуждается в тебе. И ты перевернешь свой мир, подобно песочным часам, заведешь его на новый ход: всё будет заново!
Летом вода становится грязной и от этого цветет: природа самоочищается, организуя при помощи тепла, бактерий и волн цветущую грязь в зеленые катышки — новый слой сезонного ила; к осени все катышки уплотняются, тяжелеют и опускаются на дно, вода к холодам становится особенно светлой… Каким «илом» и на какие глубины мы осядем в сезон холодного ума и прозрачных душ?
Художник сказал: «Не работать я в этот мир пришел, а чтобы жить не зря!»
Ложь в обычной жизни пользуется псевдонимом: Вера.
Человек знает несколько тысяч слов и мыслит словами. Собака различает до миллиона запахов и мыслит запахами. Так чей «словарь» богаче?
Погибнуть в борьбе — не значит быть убитым.
«Букет» болезней перед смертью — это полная «компенсация» за непрожитые постижения.
Бог видит всё, его молчанье скорбно, оно прозрачно, как прозрачна пустота, и в этой чистоте нет осужденья, волненья нет и жажды назиданий: всё видеть — высшая работа; беспомощность — великого удел. Сравни: огромный лайнер океанский вдруг в деревенский пруд попал… Что сможет он?! Мужик самодовольный денек-другой на чудо подивится, да и распилит чудо на куски: нехай лежит, авось, в хозяйстве пригодится.
Бог целым был лишь в детском представленьи; взрослеющий осколки подберет, и в небо голову задравши, отрешенный, вдруг замолчит и детство ощутит: все видят всё! — граниты, травы, люди… но вместо мироизреченья любая плоть спешит изречь себя.
Убого изреченье. Наивно верить, что слезоточеньем возможно звезды выманить с небес; суть Бога недоступна слепым и грубым путникам — словам. Бог видит всё! Так стоит ли, ребятки, короткий век расходовать на прятки?
Знают всё только дети. Взрослые знают только то, что успели заучить.
«Устал я!» — говорит человек. И перевозит свою усталость из одного места в другое.
Настоящий отдых, так же, как и свобода, приходит «изнутри», а не снаружи: суетой суету не унять.
Многие люди в работе напоминают аптечные пузырьки, на которых должно быть обязательное предупреждение: «Перед употреблением взбалтывать!»
От одиночества спасаясь, бежишь по землям и часам: куда, зачем? Греша и каясь, не волен быть, но, спотыкаясь, живешь спасителем ты сам. От одиночества спасаясь, перед прохожим душу — хрясь!.. Молчит накормленная зависть: ты спас его, упавши в грязь.
Любая должность в России имеет статус: начальник истории.
Девятнадцатилетний юноша тихо, но твердо всюду заявлял: «Я готов возглавить любую крупную организацию, хоть сейчас. Я твердо знаю что и как нужно делать. Я никогда не поступлюсь своими убеждениями, а мои убеждения — глубоко партийные…» Юноша, сын крупного партийного чиновника, был воспитан в соответствующем духе. И вот сегодня, когда столько вокруг изменений, от этих затхлых слов кому-то смешно, кому-то просто плеваться хочется, кому-то искренне жаль парня, его молодых, но уже окаменевших от «идеологии» мозгов. Он непоколебим в своей вере быть лидером. Казалось бы, у его карьеры нет никаких шансов на реализацию: время, мол, не то. Не следует торопиться с осмеянием. Возможно, его шансы просто огромны, если вообще не стопроцентны. Почему? Потому что никуда не девшаяся масса обессилевшего партийного монстра с криками «Ура!» поднимет этих самоуверенных выскочек над своим разлагающимся трупом — найдутся молодые силы и кровь для устаревшей нежити! Им, этим выскочкам, даже, собственно, делать ничего не надо, достаточно демагогии, согласия, деклараций: всё произойдет автоматически — партийцы увидят в конъюнктурной молодости свое спасение и продолжение.
Сказал Учитель: «Врач, ребята, нужен тому, кто болен; здравый сам с усам». И, так сказав, гулять пошел на ужин в кошмарный дом к обжорам и лгунам. Он пил, как все. Вином обремененный, искал то жалости, то разом всех жалел. И дух слепцов, прозреньем исцеленный, галдел и в страхе горестно трезвел. В земной тщете любил он девок щупать, но прозревал за бабьей болтовней, что близок час не плакать, а подумать над точкой жизни, черной головней! Он чифирил на приисках и нарах, бывал во фраке, прятался в мундир, бежал сайгаком в браконьерских фарах, и постигал надменность как кумир. Всё испытал бесстрашный тот Учитель, пока не понял: жизни в жизни нет… Ворчит швейцар: последний посетитель из кабака спешит под лунный свет.
Гибель! Самый отчаянный рывок к зрелости: грустно и хорошо… Я наблюдал: порченые плоды в саду созревают быстрее; природа как бы знает о порче и поэтому очень торопится. Падалица вкусна, но ее невозможно сохранить.
Многого, если не всего, можно добиться в земной жизни, если использовать стиль бытия «кукушкино яйцо»: надо просто уметь подкладывать себя в хорошее место, а уж вылупившись в чужом гнезде на правах «родного», можно и заявить о своей единственности. Слепая человеческая добродетель «высиживает» одинаково усердно любых птенцов. «Кукушкино яйцо» в людском исполнении имеет особенность: «высидит» тебя завод — будешь заводчанином, чиновный аппарат — будешь чиновником, духовенство — духовником… Можешь сам выбирать куда «подкладываться», «высиживание» произойдет автоматически.
Что имеешь ты в итоге жизни? Дух? Идеи? Вещи? Или просто сумму прожитого тобой времени?
Есть книги, выполняющие во взаимодействиях жизни ту же функцию, что выполняет детонатор во взрывном устройстве. Или другой образ, другое сравнение. Спичечной головкой можно долго водить по мягкому бархату — не загорится, по терке чиркнешь — пламя! Не во всякой книге найдешь хотя бы кусочек «терки»… Но есть тексты, плотность которых такова, что одно лишь упоминание о их существовании возбуждают в уме, способном к трению, огонь и свет!
Хвост — великолепный инструмент для выражения любых эмоций. Не зря ли жадноватый гомо сапиенс променял его на длинный язык?
Союз лени и философии непобедим!
Искусство скорбит и оплакивает куда чаще, чем смеется. Оно всегда почти занято отражением не самой жизни, а ее реального похмелья — болячками, отклонениями… С перепою не смешно, с «переживу» тоже.
Наступит время, когда природа явного и неявного выйдут из равновесия, и от чудес — божественных и бесовских — некуда будет деться ни днем, ни ночью. Вот тогда придет Следующий и чудом покажутся его деяния — избавление от чудес
Есть ли у человека судьба? Да, факты подтверждают. А у муравья? У амебы? У атома? Может, судьба человека находится внутри судьбы Вселенной, а судьба муравья — внутри судьбы человеческой? Тогда одной судьбой всех сразу не измеришь!
В России личное счастье организуется в ущерб коллективному. И наоборот.
Писатель последовательно становится свободен: в словаре, в жанре, в теме, в стиле… (Последнее — свобода в выборе стиля — особый пункт. Писатель-ремесленник всё время пишет в одном ключе, потому что боится быть неузнанным и избегает экспериментов. Одностилевый писатель всю жизнь пишет как бы одну и ту же книгу.) Неповторимость, легко узнаваемую особенность следов творческой личности лучше перенести в неповторимый строй мысли или в неповторимый строй чувств. Дело даже не в авторе, а в тех сочетаниях творческого нечто, которые он выуживает из хаоса.
Мачеха: для своего всегда мало, для приемыша всегда жалко.
У Пикассо есть картина «Девочка на шаре». Когда я смотрю на нее, то думаю о том, что для высоты и гармонии достаточно умения держаться на верхней точке равновесия. Можно чуть позаковыристей: мера есть оптимум, оптимум есть минимум максимума или максимум минимума; искусство возникает на их стыке. Жить на стыке максимального минимума и минимального максимума, в общем-то, удобно, если не егозить лишнего и не выпендриваться больше своих возможностей. Утомительно жить только на склонах шара.
Человек бежал к кассе. «Здравствуйте, деньги!!!» — кричал он.
Всё живет по своим структурам. Проза музыкальна, публицистика математична.
Забавные гарантии дает администрация городского кладбища. Неприкосновенность могилы гарантируется в течение 20 лет после погребения. А потом?! Оказывается, срок жизни превышает срок смерти в несколько раз. Как это прекрасно: длинная жизнь, короткая смерть!
Художник сказал: «Я живу в себе, а не в государстве».
Художник сказал: «Я являюсь основателем нового стиля в живописи. Это — махопись: берешь кисть с краской и широко мажешь по холсту, нигде не останавливаясь. Исполняется исключительно с похмелья».
Быть полезным — это, с точки зрения природы, непонятная условность и полная химера. Кто ты есть: сорняк или злак? Уж лучше быть полем, на котором растет всё!
Дебил, заколотый в психбольнице до животного состояния, рылся в вазочке с различными конфетами, бойко, как бельчонок, при этом незлобиво говорил, не то ворча, не то поясняя окружающим: «Я плохое не ем!» За десяток секунд он выбрал из кучи сладостей шоколадные и мгновенно запихал всё разом в рот: «Остальное — барахло!» — тут же сообщил сидящим важную информацию…
Безнадежно «созидать» в мире, который превосходит тебя в этом. Всё, с чего ты начинаешь, и то, чем ты кончишь, всего лишь согласие.
Общность — это когда ты заставил звучать свое одиночество в унисон с одиночеством бога.
Русский дух — это когда внутренняя порядочность противостоит внешнему порядку.
Достаточно механической случайности для того, что «запустить» невероятно сложный механизм рождения и жизни. И ничего больше не надо! Только толкнуть! Не надо мешать и поправлять. Ведь не приходит же никому в голову учить эмбриона тому, что он и сам умеет — жить и развиваться. Жизнь — это автоматика природы, именуемая судьбой.
Плоть — это завоевание фантомов, их вершинное достижение, материализация. Стоит ли удивляться. что чудища, рожденные в воображении, так волнительны и близки нам: все-таки родня…
Звезды — это узлы мироздания.
Стихи бывают двух типов: «консервы» и «отмычки». Консервы — это когда при чтении ты питаешься чужим чувством, чужим временем и чужими мыслями, а отмычки — это когда чужие слова отмыкают твои собственные чувства, мысли и горизонты времен.
Следовало бы уточнить: сатана — это двигатель технического прогресса.
Слово человеческое и Слово Божье при встрече сливаются в одно целое, в нечто феноменально третье: в суть изреченного, а уж от изреченности до овеществления Слова — всего один шаг, и имя этому шагу Время. Человеческое слово тянется к дробности и многозначности, словно ветви и листья растущего дерева. Божье Слово тянется к простоте, в которой заключена вся многозначность.
У Шута зазвонил телефон:
— Как живешь, старик?
— Что со мною будет? Живуч, как смерть!
— Да я серьезно…
— Тогда смертелен, как жизнь!
Не рубите головы Гидре. Бейте в сердце.
В доме кончилась соль. Пошел в магазин. Бабуля-продавец приговаривает: «Бери, бери, больше бери. Скоро соли не будет. Соль нефтью залили». Взял пачку. Походил по отделу, вернулся, взял еще пару. Домой пришел, а в голове всё мысль вертится — может, мало взял? Черт! До чего же заразна паника! Особенно в России, где почти любой слух — подтверждается.
Пятнадцатилетний человек принес в редакцию свои стихи: в каждой строчке сквозил мотив гибели, мотив смерти. «Дайте мне справку, что это является поэзией и возраст тут ни при чем», — заявил молодой человек. «А то родители сомневаются!» — добавил он. Два стихотворения были по-настоящему сильные. Год назад этот парень, «услышавший» реквием мира, его шаманский ритм, пытался отравиться.
«Всё или ничего!» — вот лозунг любого, вступающего в реальный мир. Это самый первый лозунг. Остальные лозунги, которые случаются потом, — меньше. Поэтому первый — по максимуму. Его так и зовут: юношеский максимализм. Где «всё» — это свобода самореализации, свобода любых попыток физического тела и тела духа. Любая непреодолимая регламентация (закон, например) сбрасывает максималиста в «ничего». И тогда, чтобы получить всё, остается… убить себя или — убить весь мир. Слабое большинство, кооперируясь в стаи, утверждает себя, «убивая мир», меньшинство — «убивая себя». И там, и тут есть победители. Перешагнувшие смерть, становятся правителями. Перешагнувшие смерть, становятся поэтами. Вечна борьба правителей и поэтов.
В пятнадцать лет юноша искал своего Правителя и нашел его. Всё или ничего. Потому что, действительно, странно кивать на возраст, когда декламирует смерть.
Тошно! Тошно повторенье весен в крике воронья; уезжаешь — для забвенья, приезжаешь — для вранья. Поцелуй — твоя привычка, воронье — мне соловьи! Глупо, странно, нелогично верю в «святости» твои. Всё смешно в том разе, право, весь — под тиною молвы: кто помилует раззяву? Он? Она? А, может, вы?.. Уезжаешь? Провожаю. Приезжаешь? Жду. Ау? Я тебя не продолжаю: при-близительно живу! Поцелуйная отмычка, благодать со стороны! Ядовита моя птичка. Здравствуй… Тошно от весны.
Под грузом собственных примеров не просто взять чужой пример! Так исполнитель слово «вера», услышав, верует в химер. О, безразличье-избавитель, как поскорей тебя привлечь? Постелью небо постелите, чтоб в небеса однажды лечь! Далековат пример высокий, — уж больно свой пример тяжел… Что высоко, то — одиноко! Былое будущему лжет. Боится всяк, живя, болезен: пример примеру — бесполезен!
Раболепный ужас я испытал лет в семь-восемь. Недалеко от нашего дома находилась школа для глухонемых — ребят, имевших репутацию жестоких драчунов, страшных и опасных в своей немой солидарности. «Немты-ы-е-е идут!» — кричал кто-то наиболее бдительный на нашей улице, и тогда даже взрослые мужики освобождали тротуар.
— М-м-э-бг!.. М-э-э-гы! — ужасный парень зажал меня у кучи сваленных дров.
— Чего надо? — насупился я, зная, что он меня всё равно не слышит.
— Мы-э-ы-ггг! — он что-то вроде требовал от меня, но бить пока не собирался. — М-ыыы-гг! Ы-э-э!
— Это? — показал я на свой значок на курточке.
— Ы-ы-ы! — радостно закивал тиран. Что ж, жалко было совсем новый значок — я попробовал убежать. Но парень меня сцапал и, стукнув разок, оторвал значок сам. Тут же преобразился, прижал ладони к сердцу, закивал опять.
— Г-э-ыыг!
— Пожалуйста! — хмуро сказал я, и мы разошлись.
Не зря мы боялись немтых. Даже нападая поодиночке они знали: за каждым из них — сила всей глухонемой школы.
Пример этот я вспомнил для сравнения. А сравнивать пришлось вот что. Нет-нет, да и наезжали к нам в контору крупные партийные начальники. Умных среди них было мало, зато «немтых» — каждый первый. Приедут, и начинается: «У-у-гы-гы-э-э?!» — такое ощущение, что не знают, зачем приехали и что именно хотят спросить. Ну, и спрашивают у нас. Мы угадываем: вот об этом вы, уважаемый товарищ, хотели поинтересоваться? «Гы-гы-гы!» — в ответ, потому что ответить на уровне знания предмета «немтой» не в состоянии. А если не угодим, не угадаем, надо готовиться — обязательно «стукнет»!
— Гы-гы-э! — очень сердятся, если не угадаем, чего хотят.
Шоферская команда, работавшая в нашей конторе, всегда была многопьющей и в абсолютном своем большинстве — развращенной. Во время ночных дежурств шофера подсаживали в машину пьяных девиц, шатающихся по городу без применения, и прямиком везли в гараж. Общими усилиями — развлекались. Но и это, видать, надоело. Устали от однообразия. Вот тогда и принес кто-то человеческий заменитель — здоровенная такая резиновая ялда, наподобие конской. Пьяных в «умат» девиц удовлетворяли вручную, на потеху всему гаражу. Инструмент из резины получил название: «кокен-квакен».
Только один человек в гараже не одобрял этого извращения. Васька. Он всегда говорил, что всё должно быть по-честному, по-хорошему. Пить водку с ним было одно удовольствие — легкий был человек. Легкий и надежный. Про кокен-квакен он так сказал: «Зачем над женщиной издеваться? Ею пользоваться надо. А издеваться — это нехорошо…» — в устах отца многочисленного семейства эти слова звучали убедительно.
Сам Васька в ночные дежурства специально за девками не охотился. Подбирал, только если сами напрашивались. Но и то не всех еще. Перед тем, как совершить мужской акт, обязательно требовал паспорт и тщательно переписывал оттуда все данные.
— Мало ли что! — говорил он рассудительно.
— Зачем им носить по ночам с собой паспорт? — удивлялся я Васькиным рассказам.
Васька в свою очередь тоже удивлялся:
— Дурачок, что ли? Кто же им без паспорта-то поверит?!
Если беспаспортные все-таки встречались, этих он без разговоров вез в гараж на кокен-квакен. Не жалел нисколько. Любил Васька порядок, а скрытность — терпеть не мог!
Все теперь экстрасенсы. Пришла мода на недоказуемое. Наташка сказала: «Я — ведьма. Питаюсь отрицательной энергией». Женька сказал: «Без положительной энергии — помру». И Наташка, и Женька — мои друзья. Так и кажется: входят в меня две энергии — положительная и отрицательная. Взаимодействуя, они рождают энергию аннигиляции — самую «экологически» чистую.
Вообще такая организация «питания» похожа на схему мостового распределения тока: когда мост сбалансирован — через диагональ моста ток не течет. Удобная, чувствительная схема для измерения токов жизни. Главное — поместить себя в токе жизненной энергии именно в «диагональ», и при этом не потерять «баланс», т. е. не сгореть. Ни от избытка «плюса», ни от избытка «минуса». А что значит «избыток»? Его ведь вообще нет! Есть только неумелый «баланс».
С экстрасенсами поведешься… Ну, вот и набрался.
У соседки по кабинету — секретаря парторганизации нашей конторы — не было штемпелевочной коробочки, куда надо было бы макать для ясности печати маленький штампик «Уплачено КПСС». Поэтому, как ни дыши на штампик, оттиски в билетах получались слабые. А бегать за «маканием» в другую комнату — лень.
— Дай-ка, — говорю, — помогу.
Взял штампик, высунул свой беспартийный язык и прижал ненадолго. На языке получилось — «Уплачено КПСС». Очень символично получилось: ведь не где-нибудь, в идеологической конторе работаем. И секретарь радуется: оттиск пошел что надо!
Та же соседка по кабинету, секретарь парторганизации нашей Конторы: «Господи! Да когда же это всё кончится? — Собрания, отчеты, звонки какие-то… Что ни дурак — суется указывать». Бывало, плакала даже от расстройства за бестолковость существования, от осознания обманчивости уверованных когда-то идеалов. Осталось только партбилет разорвать да выбросить… Но всё не рвала, не выбрасывала. А для самой себя жить становилось все противней.
Я ей говорю однажды: «Глупая, чего ты маешься? Это мужики, когда Идеал рушится, пускают себе пулю в лоб — хоть себе, хоть другим. А бабе что?! Всегда есть отличный выход: рожай!»
Теперь сижу в кабинете один. Чувствую себя как бы виновником непорочного зачатия. Мне бы радиостанцию, я бы и остальных сагитировал!
Редактора заводской многотиражки я неожиданно для себя стал при каждой встрече одинаково испытывать: «Всё хорошо? Партийная совесть и совесть человеческая не расходятся?» — и в глаза пристально смотрю. Он сначала отшучивался. Потом отмалчивался. И вдруг в столовой на всю катушку как заорет: «Ты низкий, плохой человек! Ты самый подонок, какой есть! Ты — грязь человеческая!» — и дальше вовсе матом. Ничего себе, думаю… Я ведь всего один-единственный вопрос человеку задавал. Неужто, ответ нашелся?
Дочь с матерью гуляли по базару, увидели: продают кроликов. Крошечные! Зато — дешево. В конце лета дело было. В общем, взяли, принесли домой, устроили в детской ванночке. Кормили, разговаривали с ним, носили в фотоателье фотографироваться с дочкой. Ручной был, тварь, хоть и глупый.
Ближе к Новому Году оттащили ушастого к родственнику, мужику: «Заколи!»
Ели под бой курантов, вспоминали. Дочь с матерью наперебой: какой ласковый был, какой смешной!
Я заметил: хороший характер встречается только у нечетных жен.
Ко мне пришел давний приятель, пути-дорожки с которым как-то сами собой разошлись. Раньше, оказывается, нас объединяла выпивка. Теперь эта ниточка лопнула, потому что товарищ мой пресловутого Змия канонизировал и поклоняется ему осмысленно, а я ушел в абсолютные трезвенники. Пока мы в прошлом дружили за столом — товарищ главенствовал. Любил главенствовать! Чужого мнения терпеть не мог! Я ему как слушатель и как ученик подходил: радовался сказанному, удивлялся искренне.
А теперь я сам свое мнение вырабатываю. Он этого простить не может. Чуть ли не с порога начал мне выговаривать: «Ты же ничего путного не сделал! И не сделаешь: я знаю, что говорю! Не сделаешь! Так… обсоски мусолишь».
Я слушаю, улыбаюсь, не задевают меня его слова. Это ведь он не меня грязью поливает, это он от себя беду заговаривает: чур, чур! Долго кипятился. А самолюбие мое всё не вылезает, всё не защищается. Бешеным мой товарищ бывший ушел. В половине первого ночи позвонил, голос аж звенит от белого каления:
— Коз-з-зел!!! — и трубку бросил.
Видать, так до ночи и думал: чем меня уесть. А я, честно говоря, про него и не вспомнил. Нехорошо получилось.
В поселке Ува я и мой напарник по командировке остались без гостиницы. Ну, во-первых, потому что не позаботились заранее, по телефону, а во-вторых — заботиться всё равно уже бесполезно: поезд прибыл в поселок поздно ночью. Да и выпили мы по дороге, неудобно в гостиничную дверь с официальным настоянием тарабанить.
Помог знакомый, хоть и сам жил на птичьих правах с чужими людьми, на квартире. Привел, извинился, представил. Всё чин чинарем. Хоть и поздно — хозяева стол накрыли, спиртное выставили. Сидим, беседуем. Вдруг слышу откуда-то с кухни:
— Да скоро ли ты, старая карга, сдохнешь-то?! — хозяйка бранится и медицинский горшок-судно откуда-то из-за занавески тащит. Лежит кто-то за печкой. Тихий. Но я его чувствую: не пьется, не естся — чутьем прислушиваюсь. Не выдержал, пошел поглядеть: кому это смерти желают?
А там бабушка лежит! Высохшая, как мумия.
— Два года, как парализовало. Немая она. Никак не сдохнет! — Объясняет мне сердитая хозяйка ситуацию. — Измучила всех, под себя гадит.
Какой черт меня дернул! Сел рядом с бабушкой, за пергаментную руку взял, расчувствовался от алкоголя. Руку глажу, в глаза заглядываю, душу ищу:
— Устала ведь ты, бабушка? — говорю.
Она возьми да ответь:
— Устала…
Так и поговорили тихонько. Она, оказывается, от хозяйской злости не разговаривала. Семья эта, где мы заночевали, была из верующих. Заметили беседу, доброжелательность сразу кончилась, косятся, чувствую, как на нечистого. А мы поворковали. Бабушка мне вина пить не велела. Улыбнулась и — спать решила.
И мы вскоре уснули. А рано утром — переполох! Умерла бабуся! Успокоилась. Два года на немой злости душа держалась.
Несколько слов о продуктах жизнедеятельности «духовного тела» человека — идеях, мечтах, картинах, книгах, пении… С этой точки зрения становится совершенно понятно естественное желание любой творческой единицы «избавиться» от усвоенного и переработанного материала, чтобы освободить «пищевой тракт» для дальнейших циклов. Но — господи! — как много несчастных, умудрившихся пройти лишь один «цикл», и не способных на большее; эти маломощные «творцы» до конца жизни таскают за собой свое, окаменевшее от времени, духовное дерьмо, не в силах с расстаться с «оставленным следом». М-да… Вовремя надо было расставаться, т. е. сразу, теперь оно не годится даже на «удобрение» — для целей повышения плодородия общей духовной почвы. «Как накакал, так и смякал» — любила приговаривать моя полурелигиозная бабка по поводам детского самолюбия и беспомощности.
«Из молчания вышли — к молчанию придем». Но не в ту же точку! Царапаем зубами и лапками свой путь Истины. Сколько кому дано «витков»? Велика ли «дельта» от молчания до молчания? От молчания до молчания… Сколькие обманулись и сошли, спрыгнули с «орбиты» до срока: не удержали равновесия, капитулировали, испугались непосильной работы. Есть эгоизм жизни, а есть — эгоизм смерти… Он тоже может победить.
Двое. Он и Она. Разного роста два чувства. Разного роста два разума. Поэтому двоим попеременно приходится: то сильно наклоняться, то вставать на цыпочки. Любовь неравных и мучительна, и неудобна для жизни.
Женщина! Ты жалуешься на недостаток внимания с моей стороны. А, может, ты путаешь? И называешь вниманием процесс обслуживания?!
Интересная женщина всегда чем-то интересуется, а неинтересная ждет, когда заинтересуются ею.
Пустышки голод не утолят, а к дурной привычке приохотят.
Один мой закадычный дружок подарил своей жене французские духи за 37 рублей. Его жена любила выпить. Дорогой подарок до того женщину растрогал, что в тот же вечер они напились вдвоем до бесчувствия. Рано утром она, мучаясь, ушла на работу. Поздно встав, он, умирая от похмелья, выпил французские духа за 37 руб. (Зарплата в те годы составляла 85 рублей в месяц.) Горю жены не было предела. Вечером она купила вина, и они снова пили вместе. Потом подрались.
Позже, в компаниях я часто слышал ее голос, в котором была нескрываемая гордость: «Мой муж, между прочим, дарит мне французские духи за тридцать семь «колов».
Услышав такое, многие другие жены смотрели на своих мужей с ненавистью.
В нашей редакции работал фотокор Саша Батрак. Гордился тем, что в четвертом классе его выгнали из пионеров за поджог чердака школы. С тех пор ни к какой партийности Саша Батрак не относился. Жил вне политики. Но вот ведь беда — работал в идеологическом «органе», в комсомольской газете. И пришло в голову комсомольским чиновничкам, что не может быть в «органе» человека без комсомольского билета. Мол, взносы можно не платить, раз по возрасту вышел, а иметь билет — надо бы… Куда деваться? Пришлось тридцатилетнему отцу семейства, уже лысоватому, идти в райком ВЛКСМ на торжественный прием в ряды членов. И ведь приняли! Без единого вопроса! Потому что Батрак заранее предупредил секретаря: «Будешь спрашивать — пошлю всех на хер!» Уж что-что, а на это он всегда был готов.
Торговый работник по стилю жизни похож на профессионального революционера — всегда готов к тюрьме.
Легким стало воровство, как в туалете — естество!
Мой товарищ жил в коммунальной квартире на первом этаже. Однажды ночью к соседке полез любовник через окно на кухне. На подоконнике лежали продукты, которыми питался мой товарищ. Любовник все их подавил. Неловко лез.
Товарищ присоединил к жестяному листу с уличной стороны окна фазовый провод 220 вольт, выключатель провел к себе в комнату. Стал ждать ночного гостя, но тот почему-то больше не появлялся. Тогда товарищ позвал меня и коварно попросил взяться за железо. Ударило током! Товарищ извинился: очень уж, мол, хотелось испытать конструкцию, самому страшно, а просить кого попало — обидится. Вот, пишу теперь об этом… Смеюсь последним.
В молодости я познакомился на одном из институтских вечеров с девушкой. Мы стали дружить. Даже пробовали целоваться. Но любви не получалось. Конечно, хотелось чего-то необыкновенного! А — чего? Принципиальное устройство организма девушки ничем не отличалось от тысяч таких же «устройств», знакома была и сфера разговоров, легко угадывались желания, можно было почти безошибочно прогнозировать ее поступки. Всё потому, что мы, люди, одинаково устроены. А ведь хотелось какого-то совершенно необычайного схождения! — Не в постели, не в болтовне, а вот так, когда будто молния… И — не объяснишь! Этого не было. Была качественная, крепкая дружба. Но не любовь. Я очень хотел найти в ней неповторимость, только ей присущий отпечаток жизни и личности. Не сумел.
Однажды Наташа, так звали девушку, пригласила меня к себе домой в гости. По дому ходил, чадя папиросой «Север», восьмиклассник Мишаня. С такой же папиросиной по дому суетилась мать Мишани и Наташи — «матерь Женя», так ее называли дети. Мы с Мишаней выпили сухого вина. Поговорили. В другой раз выпили водки. Опять поговорили. Потом мы подружились, а, может, полюбили друг друга, и я стал приходить в дом уже только к Мишане. Наташа терпела, сколько могла. Потом вышла замуж. Ей было неприятно, что самым необычным и неповторимым в нашей встрече оказался брат-баламут. Именно с ним мы долгие годы бродили от задушевности до закадычности. И обратно. А Наташу стали называть Натальей, строго и официально. Потому что она никогда не принадлежала к нашему миру оболтусов.
Пожарное министерство в конце пятидесятых годов решило снять учебный фильм. В деревне Трудовая Пчела, что за Малиновой Горой. Когда едешь на катере по Ижевскому пруду, деревеньку эту видать: дома стоят в одну улицу, в один ряд, каждая светелка глядит в зеленую даль.
Денег на фильм выделили много.
В Трудовую Пчелу приехали заказчики и, не говоря что для чего, наняли лучших деревенских плотников. Егор — бригадир. Выдали богатый аванс. Мужики, ободренные, начали строить. Так старались, как себе никогда не делали. Углы рубили аккуратно, в «замок», без единой щелочки. Не пили даже вина, так старались!
Покрыли крышу шифером, проконопатили, печь сладили, остеклили рамы… Тут и приехали две группы. Одна с кинокамерой, другая — пожарные машины наизготовку. И — подожгли дом на виду у всей деревни. Дом горит, пожарники из «кишки» поливают, киношники камерой стрекочут. Вокруг пожара Егор бегает, не своим голосом кричит матерно: такой труд пропал! Не постичь!
Когда догорело почти, Егора в «кадр» пустили, правда, киношники уже свернули свою аппаратуру. Егор в головешки сунулся, обжегся, сбегал домой по-быстрому, приволок в кулаке целый пук бумажных денег — аванс — и бросил в уголья с проклятьем. Деньги тут же сгорели. А два других плотника денег не жгли, их вообще никто на пожаре не видел. Фильм деревенским обещали показать, да так и не показали впоследствии. Обманули, получается. Вот с тех пор Егор пить начал и советскую власть ругать. По пьянке, конечно.
Набель приехал из Ленинграда в Удмуртию после развода с женой. Оставил всё: детей, дом, имущество. В Удмуртии женился на коренной удмуртке с двумя детьми. Взял фамилию жены: Корепанов. Еще через полгода сменил паспорт, где в графе национальность было черным по белому записано: удмурт. Вступил в партию. Вскоре стал начальником школьных мастерских. Картавил, кстати, жутко. Но это не мешало его семейному и общественному счастью. А у меня с ума всё не идет один вопрос: зачем Набель-Корепанов приехал в Удмуртию?! Сам он говорил, что «спок-г-ойная жизнь — это п-к-гремия за сп-г-лошное беспок-г-ойство».
Если ты занят всю жизнь одним-единственным делом, ты можешь стать гармоничной личностью. Одной гармоничной личностью, уравновешенной и спокойной. А если этих «личностей» в тебе — две, десять, сто? Единственный способ не сойти с каната жизни — помирить множественность интересов, обилие внутренних «я». Ведь если дать преимущество кому-то одному из них, тогда остальные вынуждены будут умирать, чахнуть. А, умирая, выделять «трупный яд» — внутренний огонь противоречий. Тогда может погибнуть жизнь в целом. Проще: если в тебе победил коммерсант, то поэт обязан умереть!
Женщины стояли у автомата для продажи сладкой газированной воды и вот этой-то сладкой жидкостью — другой автомат не выдавал — мыли только что купленную в городском ЦУМе пластмассовую канистру. Ополоски выливали не на землю, а в стакан, который с благодарностью протягивал, мучимый жаждой, алкоголик. Женщины громко и неестественно смеялись: возможно, их мучила себя не ведающая совесть. Этот случай рассказала жена. Просила зафиксировать как смешной.
«Собачий синдром» — это когда говоришь человеку то, что он и сам знает, но не в состоянии сформулировать. Преодоление «собачьего синдрома» — работа тяжелая и неблагодарная принципиально, каждый в ответ возвращает свысока: сам, мол, знаю…
Ребенок берет у родителей всё, даже не задумываясь о благодарении. Мудр тот родитель, который этого и не ждет.
Лень должна быть созревшей, тогда — это очень ценное достижение; вокруг покой, а в центре него — созревшая лень: смерть, мудрость, несуетность, молчание и невидимость.
В быту смешлив, печален на бумаге, не трагик и не арлекин, всегда с людьми, когда бродяга, когда поэт — всегда один!
Со всех сторон беда, со всех сторон отрава: не ешь, не пей, не спи, не стой, не подходи! Поспешна слева смерть, смерть медленная справа: обрыв, тупик, конец — последний победил… Заройся в землю весь, уймись бетоном гроба — огромного жилья для умершей мечты, — но ходит смерть и здесь. Гляди, мерзавец, в оба! Командует Косая: «В шеренгу! Ты! Ты! Ты!» А, может, в небеса сумеешь оторваться? Ведь был же у Икара шанс пробовать: в ночи! Но — нет: убийца-свет заставит приземляться, ничтожным прахом ляжешь, как резво ни скачи. Итак, на рот платок, а в уши по затычке; содержит наше жито все яды мертвеца, летают в небесах отравленные птички и в море ловит сейнер «плутоний» и тунца. Со всех сторон беда, со всех сторон отрава: не ешь, не пей, не стой, не спи, не подходи! Сестричка слева смерть, смерть падчерица справа… Обрыв. Тупик. Конец. Ты слышишь, Гос-по-ди?
Посторонись! Любой из этой своры — мои деньки — как спущенные псы! Ах, годы, копятся, как сало копит боров, перед закланием вставая на весы. Сомнительно и смутно то, что вечно. Поторопись, мгновенье ухвати, покайся, праведник, дешевым звоном речи, и — грешным делом — право ночи уведи. Она твоя, она — раба свободы! Перекрестись: ты веришь ни во что! В текущем времени никто не знает брода, и страх глубок, как знаменатель под чертой. Поторопись освоиться в терпении; сколь хороша погоня не спеша! Блажен, кто ждал бессрочно, не на время, — и день, и год на привязи душа. Как день и ночь, всегда в противоборстве, так миг и век встречаются в тебе. Старайся, глупенький. И, черт с тобой! — упорствуй: судьба твоя без разницы судьбе.