Последний патрон для литературного «зайчика»
Интервью Нины Пузановой для газеты «Удмуртская правда»
Размышления после московской 15-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы non fiction
13 января
С 27 ноября по 1 декабря в Москве на Крымском валу работала ежегодная выставка-продажа интеллектуальной литературы, относимая к категории non fiction.
Размышления после московской 15-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы non fiction
На нее, наряду с другими участниками, был приглашен ижевский писатель Лев Роднов, который представил свою новую серию из семи книг и выступил перед читателями. Мы попросили Льва Ильича рассказать о своих впечатлениях и о том, какой путь прошло, прежде чем попасть к читателям, это семикнижие.
Прекрасно, когда издатель и автор – единомышленники. В единонаправленности взглядов появляется шанс «пробить» новую тропу на путях старых смыслов и форм. Шанс – достижение коллективное. Предварительные размышления об этом натолкнули на совместное понимание смысловой реальности: мир буквально «забит» всевозможным содержанием, всевозможной литературой и небывалой скоростью содержательных воплощений. Так и кажется, что реальность ведет себя наподобие переполненной памяти электронно-вычислительной машины – смыслы и память «короткозамкнуты»: голова-процессор от работы греется, гудит, а результаты действительно чего-то нового на выходе ничтожны. Что делать? Можно, например, замкнуться на своем житейском островке и насладиться тем, что ты понимаешь, тебя понимают… Хорошо, но мало для искателя. Производить и потреблять предметы интеллекта или культуры в системе закрытого самодостаточного дискурса – та же «короткозамкнутость». А так хочется преодолеть круг! Но как?
Решили, по примеру русского книгоиздателя девятнадцатого века Ивана Сытина, выпускать «грошовую» по форме, доступную для «мимолетного чтения» литературу. В мягкой обложечке, удобной для печати. Деньги и условия на этом пути не стояли впереди проекта. Произведения выпускались «залпом», безгонорарно. Форма чем-то напоминает гадальные книги: на любой странице разбросан литературно-философский «бисер» - тексты-сентенции, тексты-позиции, свидетельства эпохи. Как объективная информация, так и субъективная. Серия называется в тон - «Книга случайностей. Русская книга перемен». В 2013 году с мая по ноябрь вышли одна за другой семь таких книг общим объёмом около полутора тысяч страниц. Книги щедро иллюстрированы. Эти иллюстрации создал мой друг, можгинский художник Михаил Вахрин. Очень талантливый человек!
Он рисует мысль, а я рисую эту же мысль – только словом. Так, возможно, перекликаются две самодостаточные силы; рядом же возникает нечто третье – пауза, тишина, молчание, напряженный смысл, ради которого искусство и существует. На троих: третий – Читатель, равноправный сотрудник Текста. Кто попадает в эту индукцию, тот сам для себя находит и дополнительную свою картину, и свои слова. Я на это рассчитываю.
- Поскольку ваши книги оказались на ярмарке non fiction, то есть попали на выставку серьезной документальной, научной и художественной литературы, к какому направлению литературы вы их относите?
- Какая на выставке создалась атмосфера, много ли было посетителей, какие книги вы встречали на прилавках и стеллажах?
- А сама литература – что было представлено?
Люди старшего поколения (а себя я отношу к поколению «амфибий», социальному продукту двух эпох-формаций) долгое время жили в мире, где зеркало общественного сознания было примерно одинаковым для всех. После катаклизмов оно разбилось на массу осколков. Но чудо в том, что каждый из этих осколков по-прежнему отражает весь мир. Но - под разными, персонально понимаемыми, углами. Мир воистину превратился в «зайчиков». В информационных «зайчиков». Более того, мы сегодня и пишем так же – «зайчиками». Это не плохо, не хорошо. Но надо отличать «зайчиков» пустяшных, поверхностных от тех, что отражают глубины. Приведу пример. Как мы в спешке читаем книги? Открываем и схватываем суть. А что за сюжетом и авторской идеей? Я самонадеянно пытаюсь найти некое средство против стереотипизации. Одна из попыток – «Книга случайностей», которую можно открыть на любой странице. Там есть смысловые провокации - каждая в три-пять строк. В предполагаемую глубину себя самого через такой «зайчик», я надеюсь, можно войти. И эта манера и форма – они уже не авторские; я подражаю разбитому зеркалу...
- Посетителей выставки заинтересовали ваши книги?