Лев Роднов

 

ОКРОШКА XXI

 

ДИСТАНЦИЯ ВЗГЛЯДА

 

(предисловие к книге воспоминаний Ольги Волконской)

 

         Эта книга появилась на свет во второй половине ХХ века в Париже, в цикле эмигрантских воспоминаний русской аристократии, выпущенном ограниченным тиражом в издательстве «Лев». Мало кто эти, весьма редкие, книги видел и читал в России. А надо бы.

         Одна из этих удивительных книг – мемуаристика Ольги Волконской «Как тяжкий млат». Уникальный литературно-исторический труд своей родной тёти привезла в Россию, в Ижевск, княжна Надежда Волконская. Думаю, понятно человеческое желание сделать эту книгу общедоступной для нашего читателя.

         Родство сильной и крупной человеческой жизни, прошедшей сильные испытания, непременно становится всеобщим достоянием – родством историческим. Мы все находимся в одном языке, в одном потоке времени и в одной национальной психологии. Как бы не изменялись внешние обстоятельства. Поэтому непрерывность жизни требует непрерывного внимания ко всей её замечательной протяжённости: и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. И к светлым дням, и к тёмным. Осмысление венчает испытания.

         Рассматривая сегодняшний день из дня сегодняшнего, увидишь только сиюминутное. А как окинуть единым взором суть столетия, например? К счастью, есть прекрасные книги! Книги, поднимающие нас над временем. Большие судьбы! Которые позволяют видеть сегодняшний день иначе – с высоты гражданского соучастия в судьбах Родины.

         Такова почти вся русская литература: читая о других – мы читаем о себе... Чужих в русской памяти нет.

Ты, читатель, держишь в руках сокровище, которое потерять уже невозможно. Но, не удержав его, можно потеряться самому.

         Доброго тебе пути, друг! Грамотного тебе сердца и трезвого разума в этой дороге.

 

Лев Роднов.

 

ПОЯСНЕНИЕ: Ольга Волконская в некоторых отдельных частях текста ведёт повествование от имени некой Веры – это вымышленный лирический герой книги, за которым скрывается подлинная биография автора.

 

 

********************************

ПЕРЕПИСКА С КРИТИКОМ…

 

Здравствуйте, Борис! Спасибо вам за ваш чуткий интонационный слух. Действительно, мажор. А сглазить меня похвалами уже не получится – мало осталось этого самого “меня”, которое может испортиться от самолюбивого перегрева. Итак. Есть ли главная проблема слепого, но идущего? Наверное... При помощи слов человек тщится преодолеть невидимую дистанцию жизни. На входе в неё он берёт преграды глупости, заваливая их молодыми словами, как трупами, не сожалея ни о ком и ни о чём. А на выходе – страшный бастион - преодоление ума. Как преодолеть? Преграды умничания выше преград глупости. Вот-вот! Помудревшие слова помудревший “полководец” и выстраивает хитроумно, уже бережёт “живую силу” – иначе теперь тешатся в тактике-стратегии и разных там приспособлениях-средствах “изрыгающие мудрость”. Вы, Борис, разумеется, попадаете в слабое место умничающего автора просто снайперски. Я и к Инвалиду пришёл поэтому. К сюжету. К стремлению не городить сложность там, где и так все слишком сложно. Умничание – вид слабости. Понимаю. Заставляю себя понимать. Не все удалось хорошо. Но общая сделанность, вроде бы, получилась. Внутри текста неоднократно я прятал мажорные подсказки для читательского взгляда: в кое-какой расшифровке философских алгоритмов, в энергии и ритме самого языка. Конечно, и эта “расшифровка” может выглядеть весьма искусственной... Но я пока оставил. Любая книга – модель субъективного пути. Одушевлённая модель! Идеальный не идеал. В начале пути – тишина. И в конце. И выйти из нее трудно. И войти в нее вновь – еще труднее. Эти чувства-мысли крутятся ежедневно. Иногда подгоняют, иногда парализуют. Смотря с какой стороны дунет. И в порядке самооправдания. Да, гимн жизни меня интересует значительно сильнее всего заупокойного. Но именно поэтому я внушаю себе ничем не подтвержденное право прикасаться ко всему страшному, грязному, деструктивному и опасному - в любви и с улыбкой. Даже если это улыбка идиота. Надеюсь, это не акт гражданского или творческого отчаяния. Это, действительно, улыбка. И я вам, Борис, бесконечно благодарен за то, что вы моментально разглядели сей секретик. Вы, собственно, единственный мой адекватный собеседник в тексте и в теме. И я испытываю по этому поводу праздничные чувства.

         Умелость книги в чем-то сродни умелости родителей. Нельзя назидать, нельзя внушать или вдалбливать даже самые хорошие истины. В лоб – это поражение. К интересному лучше подводить, чтобы возникла своя собственная заинтересованность. Творчество не бывает насильным. Оно автономно. И у пищушего, и у читающего. Самая трудная наука – наука косвенности. Мир намеков, невидимости, простоты, притчи. М-да... Легко в теории, тяжело в бою.

         Есть еще одна крупная работа. Тоже “реквием в мажоре”. Называется: “У каждого ангела есть человек”. 345 стр. Литературная форма – аскеза: только и только прямая речь. Эффект не подсматривающего сквозь замочную скважину читателя, а – подслушивающего. Максимальная активизация воображения. Тема? О феномене текста. О воспитании и принципах. О идеях и все том же умничании. В общем, два дурака, редактор-обалдуй и художник-обалдуй взялись делать заказную книгу в “заказанном” мире... Если позволите, то пришлю.

         Искренне ваш, Лев Роднов.

 

*****************************

 Предисловие к стихотворному сборнику Александра М.

 

«ЛЮБИТЕ ТИШИНУ...»

         Лучшее из открытий жизни – это открытие себя самого! Всегда нового. Дальнейшего. Неизведанного и неузнанного ещё. Эта мысль возвращается ко мне каждый раз, когда в руки попадает новая книга нового автора, опытного, или начинающего – это не важно. Суть – в феномене «второго рождения».  Что ж, рано или поздно, духовный взор любого творческого человека оказывается один на один перед чудом бытия. Это – поэтическое восприятие мира, зрелая и зрячая интеллектуальность, когда лирическая, музыкальная душа и логический разум говорят, наконец, на одном языке, и язык этот – стихия стиха. Уровень ремесла – другой вопрос, пусть им занимаются литературоведы. Главная суть в самом преображении: стихи помогают человеку состояться... многогранно живым. Собственно, всякий творческий путь – самиздат, рывок за пределы себя самого и тех правил, что нас «издают» и форматируют для стандартных потребностей. Поэты идут за флажки. Туда, где поёт Тишина. Эти высокие дали язык именует непостижимым понятием: Бог. Вот и стремятся поэты, опираясь на посох свой – веру – куда-то туда, к безымянной вершине любви и покоя. Любой из «поющих словами» видит  время, людей и творения разума очень красиво – он видит живущее чувствами. Именно так. Одинокий, как птица в полёте, вечно влюблённый в свою высоту, точно мальчик. Внутренний мир для поэта – важнее всего; только этот мир чист и прекрасен. Но как, как передать достижение это в реальность? Книга как вера: это – поступок души, возвышающий мысли. Так начинается битва поэта с собою самим – за высоту ремесла: и в языке, и в деяниях.

Лев Роднов

(Издателю: пожалуйста, не сочиняйте рядом с моей фамилией никаких «регалий»)

 

**********************

 

Моя семилетняя дочь учится в начальной школе.  Разумеется, я хочу, чтобы она стала полноценным, самостоятельным человеком в сегодняшнем, далеко не идиллическом мире. Детство – «полоса разгона» для всей дальнейшей судьбы. Что бы максимально могла  дать традиционная школа моей дочери? Образование. Воспитание. Опыт. С воспитанием ясно: нравственность передаётся только «прямым переливанием» из Личности в Личность. Счастье, если в школе есть такие Личности. А образование – это система. И она прирастает и развивается единственно возможным для неё способом – сменой старых стандартов образования на новые. Не стоит пугаться этого казённого и твёрдого слова - «стандарт». Вы же не боитесь, когда поднимаетесь по ступеням вверх. Новый стандарт – это новая ступенька, на которую, я надеюсь, сможет твёрдо опереться вся наша начальная школа. Чтобы подняться всем вместе.

 

*****************************

 

ПОВЕРХ ГРАНИЦ ГРАНИЦ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

 

 

         Кто такая Надежда Волконская?

         Такой вопрос ей, русской княжне, наследнице исторического рода, обычно задают на встречах с русской публикой.

 

         Кто такая Надежда Волконская?

         Мир личных чувств, мир друзей, мир собственного опыта и собственный разум подсказывают: судьба одного человека может быть очень богата событиями не только внешними, но и внутренними.

 

         Кто такая Надежда Волконская?

         Это — вопрос заданный себе самому. Он никогда не имеет окончательного ответа для того, кто воспринимает жизнь как бесконечный Путь.

 

         Жизнь! Она, действительно, похожа на сон. Несомненно, сон вещий. Поскольку прошлое неотменимо, а будущее неотвратимо. Именно в настоящем бытие становится максимально «вещим» — твёрдым не только в предметах, но и в устремлениях.

         Судьба преподносит уроки. Для самых маленьких, и для избранных. Для толпы, и для тебя одного. Уроки судьбы всеобъемлющи и непрерывны. Потому что в классе жизни люди друг для друга: и «наглядное пособие», и «задача», и «ответ», и «повторение пройденного», и «оригинальное решение». Так, складываясь из частного, появляется общая история. Ее факты, имена, легенды и мифы. Что, в конце концов, составляет одно — богатство общей жизни. Становится глубиной памяти и качественностью культурных достижений.

         История преподносит урок за уроком. Целая страна может остаться на «повторное обучение»! А цельный человек — никогда! Он неповторим даже там, где все вокруг повторяется...

         Самое ценное в качестве жизни — это качественные люди. Зерна здравости. Их примеры неподкупности по отношению к своим собственным чувствам и мечте очень важны.

 

         Книга-трилогия Надежды Волконской «Вера. Надежда. Любовь» — это не просто мемуары по поводу уникальной судьбы и уникальных-встреч-открытий. Не просто дань внутренней «переполненности» содержательного очевидца, которая заставляет, в конце концов, грамотных людей исполнить свою миссию — дать текст, войти в поле общечеловеческого смысла и пополнить его своим трудом.

         Трижды в начале этого предисловия задавался вопрос: «Кто такая Надежда Волконская?» И трижды являлся ответ. Потому что судьба ищущего человека — Путь. Тройной путь: земной, путь ума, и духовный. Так же, как и её далёкий родственник, Лев Николаевич Толстой, Волконская непрерывно ищет на земле и на небе: себя, свое место, свое дело, свою веру. И это — высший урок! Урок непрерывности в развитии всего и вся: взглядов, понимания, ощущения высших предназначений.

         Надежда в книге часто обращается к мистическому своему опыту. Он есть. И это — опыт. Так к нему и следует относиться. Люди ежедневно пользуются в своей обыденной речи весьма высокими понятиями «Бог», «Господь». И ничего. Удивительно другое. Эти же самые слова-понятия, примененные для описания внутренних метафизических уроков личности, превышающих опыт повседневности, приобретают силу исцеляющего гимна!

         Жизнь — это путь постижений. Поэтому три основных ступени книги-трилогии названы просто и ясно, знакомыми с детства словами.

 

         Люди часто произносят странное: «Ну, наконец-то начали жить!» Или наоборот: «Никакой жизни не осталось!» О чем говорят эти люди? Неужели словом «жизнь» они называют не себя самих, а что-то иное?! Ах, судьба! Она так похожа в тяжелой атмосфере тяжелого мира на что-то крылатое, но что тяжелее воздуха... Нужен разгон! Бесстрашие! И великая жажда свободного неба! В этой метафоре, думается, полностью заложено цельное упрямство судьбы Нади Волконской. Прочитать её книгу — повторить мысленно: и сомнения ребенка, и испытания трудностями, и разбег суеты, и взлет невидимки-души.

 

         Надя уже много лет дважды в год приезжает из Франции (где она родилась и живет) в Россию. Для чего? Книга «Вера. Надежда. Любовь» — ответ на этот вопрос.

 

         В России всегда было много теорий, которые сводили практику с ума. Заемные моды и теории не раз приводили страну к национальным трагедиям и глупостям. Надежда Волконская мечтает о том, чтобы каждый русский жил своей головой. Как говорится, лишь собственным царем да в собственной голове!

         Язык книги хорош. Он прост и сдержан. Что бы ни случилось, перо автора не покидает правдивое достоинство и ясность. Естественность Нади Волконской очень обаятельна в жизни. Обаятельна она и в книге.

         Думается, читателю нисколько не помешает некоторая непоследовательность авторской эмоциональной памяти, которая иногда излагает текст «вспышками». Чувственность неравнодушной женщины, искренне влюблённой в высокие идеалы, дает читателю особый шарм. Этой книгой читатель может испытать сам себя: что он умеет, что подвластно его читательской душе? Понимать и судить? Или просто — любить. Да, на земле всегда шел непримиримый бой между любовью и самолюбием. Надя выиграла свой бой за любовь внутри своего мира. И хотела бы этой победой поделиться со всеми. О чем, скажите, тут «понимать», или «судить»?!

 

         Великолепен и тщательный перевод с французского (автор писала на своем родном языке, хотя неплохо изучила и русский) подругой Нади из Ижевска — Светланой Полицеймако. Трудность состояла в том, чтобы не просто перевести текст с языка на язык, а в гораздо большем: чтобы передать живой человеческий ток — из сердца в сердце. И смысл, и трепет. Буквально: одушевить работу собой в языке русских. Точно так же, как это сделал сам автор книги.

 

         Надя Волконская на своего Бога не «оглядывается» — Он всегда впереди. И ей дано говорить об этой высокой теме своими словами. Поскольку дано было жить своей жизнью. Иметь свои собственные мысли. И делать лишь свои собственные шаги. И по земле, и выше.

 

Лев Роднов.

 

Перевод с французского Светланы Полицеймако.

 

***************************

 

ТОСТ

(желаемое должно становиться действительным)

 

Итак. В честь личности друга я мог бы произнести тост или даже небольшую речь. Представим праздник. За столом собрались не гости – а большая «образовательная» семья Гуманитарного лицея города Ижевска, многие его поколения: и коммунары-зачинщики педагогического эксперимента в 90-х, и бывшие выпускники, те, кого невозможно было «выпроводить» из лицея домой ни утром, ни вечером, и удивительные Мастера, помогавшие новой учебной «планете» приобретать собственную атмосферу и собственную жизнь – те, кто жизнь эту каждый Божий день строил сам, а не «встраивался» во что-то уже готовое. Какая прекрасная компания! Все здесь знают друг друга по имени и по душе. Повзрослевшее лицейское братство! Самое время произнести вслух его лучшие заповеди, чтобы и в нынешнее время они помогали каждому быть Человеком: порядочность ценить выше порядка, уметь дружить и любить жизнь, не ставить расчёт выше совести и доверия, никогда не предавать огонь души и высокие нравственные ценности, не стареть и не терять интереса к настоящему творчеству. Как это сегодня необходимо! За это, друзья! За тех, кто достойно удержит «планету» по имени Гуманитарный лицей в орбите светлого счастья и устойчивой благодарности даже в жестокую бурю... За это, друзья! И тут все «бывшие» поднимут бокалы и обратят свои лица к капитану: «За будущее! За верность идее!»

 

Лев Роднов

 

****************************

 

Лев Роднов

8-912-460-78-85    rod@udmlink.ru

 

ГОНКА НА ПРИБАВЛЕНИЕ

 

идеи, тексты - лирико-философские блоки для сценария

(условное название)

 

         Предлагаемое построение эмоциональной и деловой последовательности фильма. Чередование «земного» интервью (или биографической фактуры) с лирическим закадровым текстом – каждый блок на соответствующем тематическом клипе. (В конце был бы уместен музыкально-поэтический финальный «взлёт». Или иное. Внучка, например, неожиданно читает в заключительном кадре: «Дедушка, я написала для тебя стихи...»).

 

*        *        *

 

         Суть общей интонации:

         В юности человек горит своей мечтой: спешит достичь успеха, осуществить свои планы и заветные желания. В зрелости он освещает свой путь иначе - ясным миропониманием жизни. Действительно, на каждой ступени бытия – свой «закон света».

 

*        *        *

 

ТЕКСТЫ

(закадровые, на муз. подложке)

(от имени безотносительного лирического «Я» подразумевается обобщающее «Мы»).

 

         ... Конечно, все мы оглядываемся на цифры и даты, которые, в конце концов, складываются в торжественные юбилеи. Что ж, юбилей – это хороший повод подойти к зеркалу и внимательно приглядеться: кто там? Кто и что отражается в зеркале вод, именуемых Временем? Ба! И милое детство, и любовь, и друзья, и скрытые мысли, и большие дела – всё едино в том отражении! Целый мир! Тысячи, тысячи родных и знакомых лиц! Ни одного чужого.

 

 

         Цель и смысл человеческой жизни – сам человек. Такая простая истина. И такая трудная. Единственный Путь, ведущий к нашему внутреннему наполнению. Да, состоявшийся человек полон. Он бережно хранит богатства памяти и навеки благодарен тем, кто его вырастил, воспитал, научил выбирать правильные дороги судьбы и верить в друзей. Внутренний мир, как зерно: разбуженное, оно растёт непрерывно. День за днём, год за годом. Держится корнями за то, что уже есть, а побегами тянется ввысь к иному, - к высотам, наполняющим новую жизнь силой и гордостью. Внутренний свет человека питает его удивительный рост. И этим светом – о, чудо! – как огнём, можно делиться с другими.

 

 

         Соревнование с самим собой выигрывает тот, кто помог выиграть ближнему. Это – «гонка на прибавление». Привычка стремиться вперёд. Привычка обновляться, чтобы всегда быть в новизне. Для идущего новые встречи, новые дела, новые мысли и чувства нужны, как воздух... В мире единомышленников понятие «лидер» включает в себя суть общего прогрессивного движения. Сложного и согласованного. Когда один способен успешно мыслить и действовать от лица множества. А множество тоже едино, как встречный единый ответ.

 

 

         Вряд ли стоит уповать на старую сказку о счастье, так называемого, простого человека. Мир стал слишком сложен. И только сложные, социально грамотные, изумительно образованные профессионально, и гармоничные люди способны им управлять. Вступать друг с другом в сложнейшие отношения и производить на свет уникальную продукцию – давать плоды. Идеи и чертежи, интеллектуальные приборы и небывалые системы. А простота?.. Она не исчезает, она остаётся рядом. Служит верой и правдой в свой час: за праздничным застольем, на туристической поляне, на городской площади. Жизнь! Жизнь – это и приёмник и передатчик себя самоё. Диапазон её возможностей никто до конца не знает.

 

 

         Сколько же цифр, имен и слов нас окружает?! Какие они громкие! Какие требовательные! Цифры словно специально созданы для того, чтобы напоминать об итогах. Больших и малых, важных и второстепенных. Итогах дня, года, десятилетий... Цифры охотно «привязываются» к нам сами. И цифры «привязывают» нас, если мы подчиняемся только лишь им. Ах, как подняться над этой «привязью»?! В небо высокой свободы, чтобы оттуда взглянуть на итоги дней и десятилетий! Чтобы увидеть невидимое: да! вот так слагался упрямый характер, да! вот так билось и бьётся любящее сердце, да! вот так душа научилась и слушать и говорить... Цифрами не скажешь. Мы обычно молчим на земле о своём потаённом. Но мы все знаем высоту и цену этого замечательного молчания. В нём живёт наша воля.

 

 

         У каждого юбилея есть свой собственный голос. У кого-то он шумный, как студенческая свадьба. У кого-то строгий, как доклад министра. У кого-то звонкий, как смех ребёнка. Ах, юбилеи! За сценарием и интонацией торжества прячется главное – песня судьбы. В этот день она поёт и поёт! Прислушайтесь! Песня необычна, красива, неповторима. Пусть, пусть говорятся тосты, преподносятся подарки, пусть это всё будет. Такова традиция. Но самое главное – песня судьбы! – вы её слышите? Подпевайте, пожалуйста. Красивая судьба не умеет петь в одиночку.

 

******************************

ИДЕИ для С-го БАНКА (разработка стратегической идеологии)

 

 

         Деньги — энергия. Непропорциональное увеличение только этой энергии начинает обеднять в развитии все ресурсные слои общества. С этим сегодня столкнулись жители страны и регионов. Имиджевое долгосрочное предложение состоит в следующем: в центре внимания  рекламной кампании не деньги и не материальная выгода, а — Человек. То живое, ради чего, собственно, организована жизнь, и что испытывает сегодня огромный дефицит в весьма обездушенном и чересчур показном мире. Этот дефицит — многофункциональная ниша. И этот дефицит — колоссальный капитал доверия людей, если «внутренний вакуум» общества, ищущего человечности в общении, реально удовлетворять. Люди хорошо знают в теории, что деньги занимают важное, но все-таки вспомогательное место, для них предназначенное, — служат человеку. Как же именно прийти к этому на практике? Жить более, чем служить! Атмосфера живого человеческого тепла куда привлекательнее атмосферы холодного официоза и вышколенности клерков. Кто сказал, что занимаясь серьезными делами, необходимо иметь непроницаемое лицо и каменное сердце? Это одинаково не полезно для жизни и для бизнеса. Персонал и клиенты могут совместно научиться ценить естественность, а не подражать «машинным» правилам. Этот тон нужно задать сразу же и никогда ему не изменять. Правильное отношение человека к человеку — само по себе высшая «валюта», на которой строятся доверие и общение. Она, конечно, не конвертируется в деньги напрямую, но может послужить отличной дорогой для многих материальных путей. Об этом можно говорить и практически подтверждать сказанное. На какие результаты можно рассчитывать? Лучшая реклама — достоверный совет соседа, полезный слух, добрая молва, мода «успеть вовремя» в хорошее место и в хорошее дело. Нельзя снижать патетику и содержательность декларированного. Ни одного бездоказательного объявления! Ни одного «голого» слогана! Ни одного «пустого» мероприятия! В какой-то мере позитивные участники позитивных процессов становятся весьма продуктивными «заложниками» друг друга. Негативизм внешних процессов лишь сближает тех, кто выбрал жизнь в координатах человечности. Вакуум на настоящее может и должен быть заполнен. В этом пути выигрывают все. Если и не в денежном выражении, то в гораздо большем — в удовольствии доверять друг другу и в доброжелательности.

 

Из чего состоит «ствол» информационного древа? Как и куда расти? Какие ветви обрезать, а какие оставить? Когда и какими ждать плоды? Сразу же следует оговориться: этот путь подойдет тому, кто согласен свои плоды выращивать год за годом, а не «срубать по-крупному» результат. Иметь лишь то, что не имеет продолжения во времени.

         В какой-то мере «одушевленная» деловая политика есть привлекательное отличие от шаблона, противопоставление общему сегодняшнему обезличенному «бегу» и стандартному рекламному «крику». Что ж, мудрость и достоинство никогда не кричат громче всех и не лезут вперед всей очереди по головам. Но, в конце концов, побеждают именно они.

         Словесная идеология и политика позитивных кампаний строятся преимущественно на образном языке – языке искусства, притчи, творчества, легко проникающем в сознание. Эмоциональное с логическим всегда согласовано. Путь образа — самый короткий. Собственный Пегас способен поднять полезный груз любой фирмы гораздо выше торгового прилавка или клиентской стойки. В этом суть ставки на образность.

 

Во что человек «вкладывается»? В детей, в образование, в себя, в строительство, во впечатления, в науку, в производство… Все это – реальные насущные вклады! Которые должны приносить прибыль, главную прибыль и главный итог – прибыль самого человека: его знаний, его времени, его умений… Это неоспоримо. Кто-то должен заговорить об этом вслух первым и первым подтвердить сказанное на практике. Следует лишь талантливо прописать идеологию этого «многозахватного» взгляда и дать ему соответствующие информационные пути и технологии.

 

         Человекоразмерная интонация опознается без обдумывания. Именно уникальная интонация — ключ к мгновенной идентификационной и смысловой узнаваемости источника сообщения. Образный язык доминирует всюду. Возможно искать и использовать, например, истории и притчи о деньгах в их историческом и литературно-философском понимании (ролики, буклеты, листовки, стенды и даже тексты на карточках). Следует, вероятно, публично провоцировать самих себя активной тематикой и отвечать на вопросы типа  «почему?» – это означает привлечь к себе тех, кто ищет ответа. Отвечающий на вопросы в России ценен, помогающий ответить на них практически – незаменим.

Не стоит соревноваться с громом насильно убеждающих. Надежное, простое, естественное должно быть очевидно.

 

Пожелание одно: подбирать персонал, способный соучаствовать в жизни другого человека. Это, как правило, самодостаточные, воспитанные люди, имеющие избыточную личную энергетику. Воспитание против вышколенности. Естественность против показухи. Это чрезвычайно привлекательно и для тех, кто живет и действует в естественных рамках, и для тех, кто устал от искусственного регламента.

 

         Любой пример «вклада» в мир гражданского общества, в мир мысли, в мир искусства — долговременное, стратегическое воздействие.  Подтверждение статусности общегражданского масштаба – помощь и участие в создании книг, фильмов, работа в области просвещения, Интернет-деятельность, организация собственных социально-значимых событий и их пропаганда. Минимальная трата в материальном мире должна приносить максимальную прибыль в мире имиджевом. Что, в свою очередь, приносит максимальное количество доверяющих. А не доверяющихся! Т.к. одно от другого отличается так же, как правда от обмана.

Лев Роднов, Ижевск, 2009 г.

 

********************************

 

название общей концепции:

Я – ЧЕЛОВЕК!

 

Лев Роднов (автор идеи и концепции)  rod@udmlink.ru   (mob. 8-912-460-78-85)

программная концепция экологичного виртуального пространства

требования:

- экологичность информационного мира;

- одушевленность;

- перспектива универсального роста.

 

описание идеи

(общая интонация: абсолютно все личностное. но! - наделено личностной ответственностью общегражданского масштаба) (общая атмосфера проекта – это атмосфера Дома и Семьи).

 

         Информация – дом, в котором живут наши представления о нормах и приоритетах личного и коллективного существования.

         Поле информации – место, где созревают высшие плоды разума. Осмысление и мотивы поступков.

         Душа питается этими плодами. Они не должны быть отравленными.

 

         Поле информации не должно быть «удобрено» трупами и криминалом. «Дом информации» должен быть пригоден для продуктивной работы и жизни. И нам, и нашим детям. И даже – нашим предкам.

         Эта работа сегодня насущна и необходима. И очень востребована. Потому что без очеловечивания и одушевления информационного пространства (книг, фильмов, образцов культуры общения, сайтов и переписки, одухотворенности визуальных рядов) человек лишь имитирует свое человекоподобие. Люди устали от имитаций. Требуется попытка настоящего пространства, в котором законы любви, неангажированности и честности – это действительно законы Дома. Того самого, в котором человеческое Я чувствует себя безопасно и находит все, что требуется для его развития: друзей, мысли, встречи, контакты, работу, удовлетворение.

         Высшая идея такого пространства – это не традиционное поле для амбиций и творческого самовыражения. А нечто иное. Принцип коллективного Я: принцип «самосложения». Сверхидея: стать собой, открываясь для других.

 

направления

 

Я – Человек! (главная страница, устроена, как многоэтажный Дом-дворец)

- Информационный мониторинг «побед добра на Земле». (Гостиная)

- Колумнисты (авторские колонки, фото+анонсы-входы) (Мансарды)

- Детская комната.

- Я – художник! (Этаж художников)

- Я – поэт! (Этаж поэтов)

- Я – писатель! (Этаж писателей)

- Я – конструктор! (Технари)

- Я – контактер (НЛО, фантазии и прочее)

- Я - советую… (авторы-путеводители по морю информации)

- Я – молодой! (юношеские «замахи»)

- Я – байкер! (велосипедист, дайвер, поч.)

- Я – живой! (философы, оптимисты и пессимисты, перформансы)

- Я – администратор.

- иное…

 

в ином масштабе, например: «Я – Город!», «Я – Космос!», «Я – Земля!» (звезды над Домом, ландшафт рядом с Домом..)

 

         Игровая и практически ничем не ограниченная (ни содержательно, ни структурно) емкая и визуально-удобная форма виртуальнго «небоскреба» (культурного Вавилона в Интернете) позволяет быть максимально позитивно-свободными всем участникам этого проекта. Негатив и деструкция автоматически не пройдут порог модерации – раз, и будут автоматически отчуждаемы атмосферой интеллектуального пространства – два.

 

         Законы каждого «этажа» построенного «небоскреба» и каждый жилой блок подчиняются общей архитектуре (коридоры, стеллажи, диван, домашний кинотеатр, прихожая, гостиная, коммуналки, многокомнатная чья-то квартира, балкон, темная комната, проч.), и информационно-нравственному цензу (строгая модерация на начальном этапе и – самомодерация, как в Википедии, - в саморазвитии и коллективной правке).

         Можно, допустим, передвигаться на «лифте» между этажами. Готовить «семейные» праздники, приглашать гостей. Устраивать вечеринки. Вступать в творческие «браки» и воспитывать совместные проекты – творческих «детей».

         Интересно сделать «случайную дверь» для новичков.

         В Доме – всем и всегда рады. Сайт для посетителей не требует регистрации, Дом всегда открыт и доверяет изначально (это важно!).

 

 

********************************

 

...Размышление на тему: «По каким признакам (критериям) я могу обнаружить в ребенке, что он эстетически развит?»

 

Небольшая преамбула. Как я могу обнаружить Маугли в обществе прямоходящих? По работе его мозжечка, отвечающего за функцию равновесия в вертикальном положении. То же самое, но уже, конечно, в подразумевательном смысле, я могу наблюдать и в среде интеллекта и в мире эстетическом: кто здесь «на четвереньках», а кто прямоходящий?

Признак эстетического развития – умение ориентироваться в иерархии вкусов. Эстетическая самостоятельность, на мой взгляд, имеет двойную природу: а) наследственную и б) влияние формирующей среды. Причём, в социуме второе – доминирует. Человек – существо подражательное. Личность многократно начинается с момента её «прямохождения»: физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Рождение – процесс непрерывный! Именно по этой непрерывности я и узнаю в ребёнке и его «хочу» вектор персональной предрасположенности в развитии. «Хочу» – прекрасный безусловный индикатор наших внутренних движений, нашего замечательного роста. Лишь бы вчерашнее «хочу» не равнялось бы и не понижало «хочу» завтрашнего. Именно эстетическое окружение, примеры вкусового выбора помогают ребёнку развиваться, на мой взгляд. Питательный «бульон» примеров вокруг растущего существа должен быть избыточным и качественным. (Чего, увы, всегда не хватает! Более того, массовые стандарты могут умышленно формироваться «на понижение». Но это – отдельная тема).

Эстетические критерии я бы искал в неразрывной динамичной связке: среда-ребёнок-«хочу». Без этого мы будем наблюдать в лабораторной неподвижности лишь одинокого Маугли.

Лев Роднов.

 

*******************************