< 12 >

бя такого девушки терпят? Должны клеймить.
-Не знаю, не трогают почему-то. Я ведь недавно совсем окрестился... Мать болела... Я свечку сходил поставил - она выздоровела. А так все, списали ее врачи было.
И тут он сказал:
- ЖИЗНЬ - ЭТО ШУТКА ПРИРОДЫ!
Вот это да! Как тут не приценивайся, а для шутки не годится мерка ни с точки зрения вышеупомянутой «выгоды», ни с точки зрения всевышнеупомянутого «блага».
Короче: если все, что за века веков насочеталось друг с другом - шутка, то нынешнее разнообразие - кажущееся, - и мало чем отличается от первичного «электронного супа» без «фазы». То есть опять надо ждать. Господи! Кто-то там терпел, а нам-то зачем терпеть велел?
В небе светилась дырявая крыша огромного балагана.
- Может, мы все хотим стать суперменами? Бегаем, копошимся. Где руками-ногами не успеваем - воображением щупаем, - заворчал я в его сторону. - Девок, допустим, во сне раздеваем.
- Это не суперменство. Это тренинг, моделирование ситуаций, проигрывание будущих возможностей.
- Брось ты! Иногда такое привидится, что вообще быть не может.
И тут он опять сказанул:
- БЫТЬ МОЖЕТ ВСЁ!
И снова крыть нечем. Опять абзац.
- А что тогда, по-твоему, «суперменство»? - Я жевал какую-то сушеную жилу, которую он называл «строганиной». Булькали в темноте, внизу, тела водяных жителей, которым было абсолютно наплевать и на «плоскость» нашего существования, и, тем более, на невидимые соразмерности, длины и долготы мыслей двух подвыпивших молодых людей. Хотя... Хотя кто знает? Древние тоже упрямились. А пошли в одну сторону и обнаружили, что земля круглая. И подтвердился принцип: исходная точка может быть конечной. И если долго и упрямо думать в одну сторону, то, наверное, придешь опять туда, откуда вышел. Места будут те же, а ты - другой. В этом смысл. Может, доказательство замкнутости и есть суперменство? А?

Быть может все. ВСЕ! Но это - если непрерывно и непредвзято двигаться. Чтобы доказать Круг. Тогда возникает закономерный вопрос: «Зачем?» И двигаться уже не хочется. И тогда уже ничего быть не может.
Такой парадокс. Шутка.

- Суперменство? - переспросил он задумчиво. Крякнул и пошел брызгать на природу.
Минут пять молчали, слушая, как костер стреляет в небо свежей порцией искр от занявшегося лапника.
- Суперменство - это когда делаешь то, что делать невероятно...
- По формуле «быть может все»?
- Да. Я считаю, суперменами хотели стать апостолы, пошедшие за Христом, суперменом хотел стать Иуда... Не вышло. Весь финт в том, что дубль - это не супермен. Дубль всегда ищет выгоду...
- И получается какая-нибудь пакость вместо того, что нужно.
- Ага, - Батор теребил шнурок от крестика, - в стремлении к суперменству, в общем-то, нет ничего плохого. На наш язык перевести - это стремление к новым возможностям жизни. Только когда из этого стремления делают знамя - получается свинство. Крестовый поход. Или нацизм. Или расстрелы в тридцать седьмом. Пускать кровь именем Идеала - самый верный способ укокать и тело, и душу, и человеческого Бога. Аминь!
Тут он сматерился.
Я опешил.
- А государство?
- Что государство? То государство, что мы знаем, полностью построено на зависти! Ты можешь это принять? Я - не могу. - Он приблизил лицо. В темных зрачках плясали язычки отраженного пламени.
- ?.. -
я немо вопрошал.
- Почему на зависти? Потому что уравниловка - дитя зависти.
Точно! Этого я принять не мог. От этого у меня над переносицей начинало болеть.
- А как же тогда? - спросил я в полной растерянности.
- Не знаю как, куда, знаю лишь - зачем.
- Зачем? - спросил я с видом сноба-эксперта-специалиста.
- Затем, что надо двигаться. Иначе - амба.
И мы стали бороться, потому что тела уже глубоко почувствовали ночь и закоченели. Надо было разогреться, вот и разогревались, как могли. Батор быстро прижал меня на обе лопатки, и металлический крестик, попав нечаянно между борющимися, больно впился в ключицу. Я, счастливый, заорал. Вдоль Туры, прыгая над глянцевой смолью воды, к горизонту помчалось эхо.
Нам было хорошо вместе. Жизненная случайность подарила нам эту встречу. Она же ее и забирала. Со своим идиотским «зачем?» я не вписывался в систему Любви по Батору. Он, подобно индийским медитаторам, приспособился дотягивать свой личный эго-

.: 13 :.