< 145 >

ант.

Я относил себя к блаженным, признавал нечеткое, неясное «благо» и отрицал мудрую, не ошибающуюся «выгоду». Потому что чутьем чуял, что у Блага нет вопроса «зачем?», а у Выгоды - есть.
Причем, кранты приходят от любой перестановки. И когда стратег начинает тактическую суетню, и когда тактик пыжится на стратегию.

Благо - это когда хорошо без выгоды.
Мне было хорошо. Я лежал на верхней полке плацкартно-скорого «Москва- Омск», впервые по-настоящему ощутив, что я на фиг никому в этом мире не нужен. Зато весь мир был нужен мне.
На нижней полке происходили откровения. Молодая белокурая женщина рассказывала вежливому вниманию пассажиров об автомобильной аварии, что постигла ее где-то в Карелии. В доказательство слов она расстегнула кофточку и показала изуродованную шрамами грудь.
- Господи! Детей-то родить успела? Есть робяты-то? - старушка-мухомор в платке искренне ахнула.
- Есть. Но я с ними не живу. Не получилось...
- Неужто по закону отобрали?
- О чем вы, бабуся? По советскому закону женщина всегда права. Но это-то и плохо! Когда «всегда права» - внутри, в душе, что ли, образуется полное свинство. Я же их люблю! Я люблю детей, но у меня, к сожалению, есть деньги и масса неудовлетворенных интересов. Почему я должна жертвовать своим жизненным потенциалом? Пусть детей растят старики или государство... А я... как бы это вам сказать... умножаю количество радости в космосе!
- Не промахнешься, милая? - бабуся уловила суть.
- Не промахнусь. Ведь цену-то я знаю! Снаружи блестит, а внутри - свинство. Внутри - не видно. Это исключительно мое. Молодой человек, вы что-нибудь понимаете в свинстве? - она постучала костяшками пальцев снизу.
Я понял: началось свинство. Притворился в поисках выгоды спящим, от чего «благо» тут же кончилось.
Под вагонный перестук думается ритмично. И я думал. Думал о дифференциальном разложении свинства с помощью «теории каки». Скотина все-таки эта баба! Интересно, сколько у нее детей? Один, два? Небось, мамочкой называют при случае... Коза!

Попробуем выяснить. Самостоятельно действующий объем свинства зависит от многих иных свинств. Явное удовлетворение должно получаться от сложения внутреннего свинства со свинством внешним. Когда они одного знака, в одной фазе. Хорошему человеку хорошо с хорошим потому, что внешний напор гадости жизни лишь помогает их дружбе. Только паразитов-то больше - имеющих внутри себя морального «паразита». Они-то со своим «паразитом» легко плавают в сусле передряг, договоров, условностей, угроз и страхов - как рыба, со специальным пузырем внутри.
За окном мелькали елочки, кустики, мосты, неутомимо махали вверх-вниз провисы проводов. Путешествие в плоскости началось. Путешествие вдоль пространства и вдоль времени.

Старушку сдуло. На ее месте сидел лысый дядька и лучистыми поросячьими глазками молча пялился на Белокурую Козу.Пялился и внимал. Потряхивание вагона на ходу, видимо, располагает одних к аппетиту, других - к исповеди. Жующие соседи безразлично слушали рассказ женщины. Лысый слушал участливо, чтобы потом иметь право пригласить Козу в вагон-ресторан.
- Хочу вам сказать, - она была само откровение, она трогала лысого за руку, - меня - не существует! Конечно, не в том смысле, что вообще нет. Я, как и многие, участвую в трудовой деятельности, плачу, смеюсь, стою в очереди за колбасой... И, тем не менее, почему-то нет ощущения полноценной жизни, словно я сама чего-то недопоняла, недоделала, чего-то мне недодали. Рождение моего ребенка только усилило эту внутреннюю неустойчивость. Почему? Почему каждый день заполнен отношениями между людьми, в которых куда больше корысти, нежели искренности и понимания? По своему характеру наша жизнь - искусственна. Хочу разобраться.
- Я вас понимаю! - искренне воскликнул лысый, и мне показалось, что у него сейчас побегут слюни. У него явно проснулся аппетит. Не тот, правда. Его потянуло на смакование естества.
- Меня нет, потому что не реализован творческий потенциал, давно заглохли благородные порывы времен студенчества. Я участвую в жизни, которая не способна на сто процентов стать действительно моей. Значит, я участвую в чужой жизни. Утром я иду в свою контору без горя и без радости. Просто иду. Слова лозунгов все больше смахивают... на индийское кино: красиво, да не для нас. Пессимист? Сбиваю бодрый шаг всего строя? А я сама разве не в строю? Я, как нервная клеточка, сигнализирую: мне больно!
Мне тридцать два года. Кто я? Муравей? Меня здесь нет, потому что мой первый муж - талантливый человек - спился. Я видела, как он боролся с невидимым чудовищем, имя которому - обстоятельства. Он проиграл. Я не оправдываю своего мужика, но и не вправе забывать, что во многом человека, не умеющего адаптироваться, загнали в угол. Талант сгорел. Сгорела любовь. В борьбе с обстоятельствами можно рассчитывать только на себя. Увы, этот вывод принадлежит практическому максимализму. Поскольку никакие комиссии содействия или официальное внимание своего предназначения не выполняют в силу формализма. Думаю, что формализм существует и в личной жизни. Он начинается тогда, когда впервые плюнешь на свою мечту, когда впервые бездумно подчинишься установке: «так надо». Это разрушение личности. Это конец творчеству.
- Может, мы продолжим нашу беседу в ресторане? Согласны? Соглашайтесь! - голос лысого пружинил.
- Нет-нет! Я потом забуду, что хотела сказать.
- Да!
- Человек сам кузнец своего несчастья. Тут даже помогать не надо. Все готово. Лишь единицы, обладающие сильной волей, могучей целеустремленностью или те, кто прибег к услугам «мохнатой лапы», выбиваются из общего правила, из общего марафона. Меня нет, потому что я не обладаю ни тем, ни другим, ни третьим. Страшно: я коротаю жизнь. С собой, с ребенком, с подругами, с новым мужем... И все время чего-то жду. Нечаянной удачи? Апокалипсиса? Откровений собственной души? Зря! Я утратила способность меняться, я не барон Мюнхгаузен, чтобы выдернуться из болота рутины и быта. Мои глаза стали подслеповатыми к чужому горю, слух испортился от криков «Дай!» или «Даешь!». Я знаю цену поступкам, но не знаю - который из них истинный, который нет.
Я чуть с полки не вальнулся! Она так и сказала: выдернуться. Невероятно! Мысли витают в воздухе. Значит, она тоже путешествует в плоскости и ее тоже мучает вопрос: «Зачем?» Главное - она не знает ответа. И у нее тоже были крылья, которые превратились в горб.
Лысый потускнел. Он думал о ресторане.
- Молодой человек...
Дался я им! Пришлось приподнять голову, встретиться взглядами.
- Вы куда едете?
- Не знаю еще...
- Ты из колонии? Недавно освободился? Знаете, - лысый вдруг тоже захотел быть страдающим и умным, - мне кажется, что в мире происходит поляризация общества. Это вообще свойственно для рабства. Если при обычном рабстве одни копили золото, а другие - большинство - добывали это золото, то то же самое происходит и нынче. Только не с золотом, а с духовным богатством: у одних - густо, у других - пусто. У которых густо - их, как положено, ничтожное меньшинство. Тотальная идея о всеобщем равенства и братстве - это и есть духовное рабство. Потому что нельзя, мол, думать иначе, нельзя рушить заветы отцов и дедов. И если золото можно было просто слямзить, закопать, положить в карман, то духовное золото не слямзишь, потому что надо иметь специальный карман для этого - душу, интеллект, мозг, воспитание. Так-то! Отсюда наши подонки, наши несчастья. Быдло, короче. Тебе, молодой человек, сколько лет?
Это он меня в «быдло» записал! Гад.
- Пятнадцать. Строгого.
- Извини, если ошибся. Но... нельзя ехать в никуда. Это странный способ шутить. Тем более, что мне показалось: вы - не шутите.

Он опять перешел на «вы». Я отвернулся и натянул простыню на затылок.
- В ресторан не надумали? Нет? Простите, я прервал ваш рассказ.
Она продолжила, как ни в чем не бывало.
- Бывшие сокурсники не разминулись со своим призванием: заводской режим их не тяготит, дети их здоровы и веселы. Я за них искренне радуюсь. Но почему эта радость добавляет горечи лично мне? Зависть? Нет, я не завидую, скорее, раздражаюсь: куда, на какую борьбу израсходовалась сама? Или оценки расходятся с амбициями: хотела много - получила мало... Знаете, как в притче: попросил человек поесть, а его спрашивают: «Тебе хлеба в одну руку или в обе?» Он говорит: «В обе». Отрезали тогда такой тоню-ю-юсенький кусочек, что в одной руке не удержать.
У каждого своя притча.
Бегство от действительности - следствие действительности. Не у всех есть силы сопротивляться. Гибнет наследственность, гибнет мораль, гибнет самое ценное в человеческих отношениях - человечность! Сделали, скажем, вино - выгодно. Продали -выгодно. Оштрафовали нарушителя - выгодно. Может, выгодно загонять людей в угол, как страусов? И их же обвинить в «страусиной политике».
Моя подруга, отчаявшись выйти замуж в городе, подалась в отдаленный район. Расчет оправдался: дом, корова, деньги и т. д. Но у бедняжки с каждым годом настроение все «похороннее» - она жалеет о несбывшихся мечтах, о незадавшейся жизни. Опустилась. Говорит матом. Все-все понимает! И - все ненавидит.
Ай да Коза! Я восхитился. Оказывается, она не только грудь казать умеет. Жаль, бабка-мухомор ушла куда-то.
- Еще хуже - уход к боженьке. Есть и так-

.: 146 :.